Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:42, курсовая работа
Реализация антикоррупционной политики является одним из важнейших условий экономического роста, стабильности политической системы, повышения благосостояния населения страны. Коррупция, являясь проблемой общемирового масштаба, в той или иной степени проявляется во всех государствах.
Антикоррупционная политика в современном мире направлена на сохранение демократического строя, гарантию верховенства закона, соблюдение прав человека, а так же на повышаемость эффективности государственного управления.
в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются:
а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;
б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;
в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.
2.2. Опыт реализации антикоррупционной политики.
Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.
Для реализации мероприятий Национального плана противодействия коррупции и Федерального закона от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал указы, определяющие перечни руководящих должностей государственной службы, государственных корпораций и фондов, замещение которых обязывает граждан ежегодно отчитываться о доходах и имуществе. Определен механизм представления соответствующих сведений в налоговые органы, их опубликования в средствах массовой информации. Впервые установлен порядок отчетности о доходах и имуществе лиц, претендующих на замещение руководящих должностей. (Примечательно, что Президент, Председатель Правительства Российской Федерации и другие должностные лица сведения в налоговые органы представили еще до подписания указов.)
В связи с этим Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» названы должности федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В целом указами главы государства определен перечень лиц, которые обязаны отчитываться о своих доходах. Это лица, которые замещают государственные должности, во вторую группу входят лица, находящиеся на федеральной государственной службе. В третью категорию вошли руководители, возглавляющие государственные корпорации, государственные фонды и иные организации, созданные в соответствии с законом.
Принятый 17 июля 2009 г. Федеральный закон Российской Федерации N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов " устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Национальный Антикоррупционный Совет Российской Федерации «НАС РФ» (далее – Совет) - постоянно действующий орган, координирующий и консолидирующий усилия общественных организаций с целью решения задач «Национального Плана противодействия коррупции» на территории.
Программа указанного Совета разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции", положениями «Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации» от 5 ноября 2008 года и на основании «Национального плана противодействия коррупции», утвержденного Президентом РФ 31 июля 2008 г. (Пр-1568).
Основной целью Программы является консолидация организационно-правовых возможностей и общественно-институционального авторитета российских некоммерческих общественных организаций с целью оказания гражданского содействия Президенту Российской Федерации в области совершенствования государственной политики по противодействию коррупции, устранения причин и условий, порождающих коррупцию, искоренения злоупотреблений и пресечения преступлений с использованием служебного положения, обеспечения норм служебной этики государственными служащими, создания благоприятных условий для экономического развития страны.
Программа содействия Президенту Российской Федерации по противодействию коррупции – неполитическая общественная программа.
Программа не ставит задачей поддержку какой-либо конкретной политической партии и не подразумевает выдвижение участников Программы в органы законодательной и исполнительной власти.
Она призвана организовать мобилизационную координацию институтов гражданского общества и граждан России с целью содействия Президенту Российской Федерации, руководителям федеральных органов государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в вопросе противодействия коррупции.
Программа решает следующие задачи:
- развитие института общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации;
- реализация прав граждан на получение достоверной информации;
- расширение общественного контроля за использованием средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
- содействие повышению независимости средств массовой информации;
- создание системы контроля деятельности государственных и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества;
- разработка и внедрение оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих;
- воспитание у граждан уважительного отношения к закону;
- формирование в обществе и государственном аппарате взаимного уважительного отношения;
- повышение правовой культуры общества в целом.
Как видим, в нашей стране есть практически все необходимые средства для осуществления эффективного контроля за деятельностью государственных служащих. В одних случаях не хватает только желания для применения имеющихся правовых и организационных средств, а в некоторых случаях действительно до недавнего времени отсутствовали должные правовые механизмы.
Заключение.
Изложенное выше свидетельствует о том, что эффективность противодействия коррупции определяется не только количеством принятых законов, а в большей степени их практической реализацией и четкой повседневной координацией антикоррупционной деятельности. Антикоррупционная борьба может быть успешной только при условии ее системности. Именно поэтому мы говорим об антикоррупционной политике как системе взаимосвязанных приоритетов и мер борьбы с коррупцией, включающих как политические, так и законодательные компоненты.
Демократическое устройство общественной жизни невозможно также без контроля. Взаимный контроль государства и общества в современную информационную эпоху выступает условием ликвидации коррупции как системы общественных отношений.
Приложение №1
Способы организации эффективного взаимодействия со структурами гражданского общества
1. Активное привлечение институтов гражданского общества к деятельности по противодействию коррупции, обеспечению прозрачности, открытости и честности в государственном управлении.
2. Создание общественного наблюдательного совета при общефедеральном органе по предупреждению коррупции.
3. Обеспечение диалога между властью, бизнесом и общественными структурами посредством организации регулярных общенациональных и региональных форумов по обсуждению как общих проблем противодействия коррупции, так и отдельных практических задач.
4. Поддержка практики общественного мониторинга, осуществляемого авторитетными антикоррупционными общественными организациями, за выполнением политиками предвыборных обещаний в сфере борьбы с коррупцией.
5. Включение неправительственных организаций в процесс создания региональных, местных, ведомственных «островов неподкупности», а также в процесс контроля в них за динамикой коррупции.
6. Популяризация примеров успешных антикоррупционных программ в других странах и регионах России.
7. Формирование антикоррупционного мировоззрения у российских граждан.
8. Разработка и осуществление антикоррупционных образовательно-
9. Формирование понимания коррупции как комплексного социального явления, борьба с которым должна начинаться не «сверху» (власть), а «снизу» (общество).
10. Обеспечение максимальной гласности при осуществлении антикоррупционной политики
11. Разъяснение значения норм корпоративной этики (государственных служащих, бизнеса, СМИ, общественных организаций) как основы для обеспечения прозрачности профессиональной или общественной деятельности.
12. Выпуск справочников административных процедур для населения, задача которых – в доступной форме изложить правила осуществления различных административных процедур, применяемых в данном регионе или населенном пункте.
13. Государственная поддержка в создании общероссийской сети субъектов гражданского общества, вовлеченных в антикоррупционную деятельность. Поддержка деятельности общественных организаций, отслеживающих случаи, практику и методологию коррупции в России и распространяющих полученную ими информацию.
14. Привлечение частного сектора (через ассоциации малого и среднего бизнеса, отраслевые союзы предпринимателей и прочее) к участию в отдельных антикоррупционных программах и в антикоррупционной государственной политике.
15. Разработка и популяризация стандартов деловой практики.
16. Распространение кодексов делового поведения и создание ассоциаций по продвижению этики предпринимательства.
17. Обучение предпринимателей принципам взаимоотношений с представителями власти.
18. Привлечение СМИ к формированию антикоррупционного мировоззрения и популяризации антикоррупционной деятельности.
19. Расширение доступа СМИ к информации, затрагивающей общественные интересы.
20. Обеспечение обязательного и оперативного реагирования соответствующих органов власти и должностных лиц на сообщения СМИ о фактах коррупции.
21. Привлечение к дисциплинарной и уголовной ответственности должностных лиц, препятствующих представителям СМИ осуществлять сбор и распространение информации о фактах коррупции.
22. Укрепление института защиты конфиденциальности журналистских источников информации.
23. Привлечение СМИ к формированию антикоррупционного мировоззрения и популяризации антикоррупционной деятельности.
24. Разграничение государственных и негосударственных СМИ путем введения запрета на участие негосударственных структур в уставном капитале государственных СМИ и государственных структур в уставном капитале негосударственных СМИ.
25. Изменение методов руководства государственными аудиовизуальными СМИ в направлении обеспечения их профессиональной самостоятельности и учета общественного мнения.
26. Разработка и обнародование в СМИ индексов уровня коррумпированности, позволяющих сравнивать между собой регионы, отрасли, крупные предприятия, решения органов власти и деятельность конкретных их представителей.
27. Оказание поддержки усилиям журналистского сообщества по выработке и обеспечению соблюдения правил профессиональной этики, внедрению стандартов журналистского расследования.
28. Широкое использование сети Интернет для информирования общественности о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечения доступа к общественно значимой информации, вовлечения граждан в процесс обсуждения проектов решений, в осуществление контроля их реализации.
[1] "Индекс Восприятия Коррупции" международной неправительственной организации по борьбе с коррупцией Transparency International, опубликован 23 сентября 2008 г.
[2] Вебер М. Хозяйство и общество. — М., 2007; Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. — М., 1995; Зиммель Г. Избранное. Философия культуры. - М . , 1995. Т.1.
[3] Волженкин Б.В. Коррупция. - СПб, 1998.
[4] Кабанов П.А. Политическая коррупция в России: понятие, сущность, причины, предупреждение. – Казань, 2004, с. 44-61
[5] Текст Послания Президента России Федеральному Собранию 26 мая 2004 года.