Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение такого государственного устройства как унитарного. Я постараюсь раскрыть характерные черты унитарного государства и проанализировать значимость этой формы государственного устройства на примере отдельных государств.
Введение………………………………………………………………………. 3
Форма государственного устройства…………………………..………….5
Понятие и характеристика унитарного государства………………….…9
Унитарное государство……………………………………………………15
Автономия в унитарном государстве…………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………….30
Список используемой литературы…………………………………………...32
Известный русский государствовед С.А. Котляревский различал три вида децентрализации:
1)административную
децентрализацию как передачу
особых полномочий агенту
2)децентрализацию в форме самоуправления, при которой часть государственной власти переносится на местные органы;
3)автономию, как более широкое местное самоуправление, когда функции государственной власти переносятся на местные органы.8
Административно-
Так что же способствует складыванию унитарного государства и его длительной устойчивости. Можно выделить следующие факторы:
— единство языка (близость языков, диалектов);
— единство
истории (научной и мифологической,
т. е. единые мифы происхождения, герои,
общие героические и
— единство религиозное или существование
ведущей «государственной» религии (или
сосуществование неантагонистических
религий);
— схожесть массового менталитета (мировосприятия
и поведения), который включает в себя
как рациональные стороны, так и подсознательные,
иррациональные, автоматично-традиционные.
2.
Сильное внешнее давление (угроза)
— осознание населением
3.
Удобство сильного единого
— территориальную специализацию (разделение труда);
— единство и богатство ресурсов;
— отсутствие внутренних таможенных барьеров;
— единство налогообложения;
— единую валюту;
— защиту
от внешней экономической
— единое правовое поле в экономике;
— общие выгоды от использования колоний.
Важным является и еще один признак, который, является одним из составляющих менталитета, но из-за особой важности может быть специально выделен. Это исторически сложившаяся устойчивая привычка «уважения» к власти, к элите всех видов, умение добровольно ей подчиняться, понимание не только своей пользы, но и общей. Такое качество можно назвать уровнем политической культуры, что совсем необязательно впрямую связано с общим уровнем культуры.
Среди основных «ослабляющих» централизованное государственное устройство факторов можно выделить следующие:
1. Разные истории, культуры, языки, религии, менталитет;
2. Ощущение регионами (частями) невыгодности объединения по экономическим причинам.
3. Насильственное (неестественное) присоединение в прошлом каких-то частей унитарного государства;
4.
Недовольство населения
5.
Низкая политическая культура
населения. Общественным
В
данной главе было рассмотрено, что
такое унитарное государство, какое
оно бывает. Рассмотрели факторы,
которые способствуют складыванию
унитарного государства, а также
факторы, способствующие ослаблению централизованного
государственного устройства.
Хотя
большинство унитарных
Итак, рассмотрим, что же такое автономия. Автономия – особый статус территории в государстве (или сама территориальная единица с соответствующим статусом) предусматривающий более или менее широкие возможности самостоятельно решать свои внутренние проблемы вне пределов прав и полномочий государства в целом, в состав которого входит данная самоуправляющая единица.
«Точное значение этого понятия – самоуправление. Само понятие ассоциируется с идеей суверенитета и независимости. В традиционной международной теории все государства считаются автономными, т.е. Неподчиненными какой-либо внешней власти. В настоящее время эта концепция носит более относительный характер. Сейчас автономия рассматривается не как абсолютная, а как относительная степень независимости, т.к. государства стали до определенной степени взаимозависимыми. Понятие автономии больше не заменяет понятие суверенитета. «Идея суверенитета распространяется только на государства, идея автономии распространяется на территорию, которая не находится под полным контролем какого-либо государства».12
В данном случае речь идет о территориальной автономии, хотя понятие «автономия» используется и в более широком плане, включающем в частности, и организационную автономию (автономность в партийном, профсоюзном и ином строительстве) и культурном (культурная и национально-культурная автономия и др.).
Сама
территориальная автономия
Национально-
Автономии различного порядка, уровня и характера имеются сегодня во многих унитарных странах. Это – Тибет, Синьцзян, внутренняя Монголия и др. в Китае; Корсика во Франции; северная Ирландия (Ольстер) в Великобритании; автономные области в Италии; Курдистан в Ираке; Азорские острова и Мадейра в Португалии; Гренландия и Фарерские острова в Дании; автономные сообщества в Испании, включая Каталонию, Галисию и Страну Басков; Аландские острова в Финляндии; и др. Автономии имеются и во многих унитарных странах СНГ: Крым на Украине; Абхазия и Аджария в Грузии; Нахичевань в Азербайджане; Гагаузия в Молдове; Каракалпакия в Узбекистане; горный Бадахшан в Таджикистане.
Отличие местного самоуправления от автономии более четко сформулировано Н.И. Лазаревским, считавшим, что самоуправление захватывает лишь административные функции, в то время как автономия предполагает распространение на часть функций законодательных. Правда, А.С. Ященко считал, что понятие децентрализация шире понятия автономии и самоуправления, т.к. под децентрализацией разумеется как установление местной автономии и самоуправления, как и вообще увеличение власти местных органов и независимости их от правительственных действий.
Что касается конкретных форм автономии и местного самоуправления, то они весьма разнообразны в зависимости от исторической эпохи и культурно-национальных особенностей.
Можно выделить следующие основные черты местного самоуправления:
1)наличие
собственной установленной
2)наличие
собственной материальной базы,
то есть муниципальной
3)наличие
представительного выборного
4)отсутствие
непосредственной (вертикальной) подчиненности
нижестоящих исполнительных
Местное
самоуправление может проявляться
как в форме представительной,
так и непосредственной демократии.
Оно может существовать на разных
уровнях политико-
В
целом эффективное местное
1)решение
местных проблем силами
2)максимальное
сближение органов власти и
общества, власти и граждан, обеспечивая
их права на участие в
Во многих
унитарных государствах используется
территориальная автономия. Как
уже сказано, она отличается от местного
самоуправления тем, что ее полномочия
захватывают и часть
В одних случаях, автономия предоставляется всем областям страны (Италия), в других – лишь некоторым частям государства, имеющим либо особое географическое положение, либо отличный от остального государства национальный состав населения. В этом случае выделяются национально-территориальные (Грузия) и региональные автономные образования. В Испании существуют как национальные, так и региональные автономии