Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение такого государственного устройства как унитарного. Я постараюсь раскрыть характерные черты унитарного государства и проанализировать значимость этой формы государственного устройства на примере отдельных государств.
Введение………………………………………………………………………. 3
Форма государственного устройства…………………………..………….5
Понятие и характеристика унитарного государства………………….…9
Унитарное государство……………………………………………………15
Автономия в унитарном государстве…………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………….30
Список используемой литературы…………………………………………...32
Рассмотрим
далее политико-
Италия.
Италия относится сегодня к числу весьма децентрализованных по своему политико-территориальному устройству стран, что исторически во многом явилось результатом реакции на тот сверхцентрализм, который более двух десятилетий существовал в ней в годы фашистской диктатуры (1922-1943). Наиболее рельефно это проявляется в подразделении территории страны на 20 автономных областей, среди которых особо выделяются пять, имеющих в той или иной мере относительно более широкую автономию.
В конституции Италии говорится, что страна делится на области, создаваемые как «автономные образования с собственными правами и функциями согласно принципам, установленным в конституции»13, а такие автономные области, как «Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия и Валле-Д’аоста имеют особые формы и условия автономии согласно специальным статусам, установленным конституционным законом»14. Особая автономность Сицилии и Сардинии была обусловлена их островным положением, относительной социально-экономической отсталостью, серьезными особенностями быта и жизненных традиций, а также проявлениями сепаратизма; а в трех других – проживанием в них этнических меньшинств (немецкоязычных, франкоязычных и иных).
Все
автономные области обладают достаточно
высоким статусом и широкой компетенцией
в рамках унитарной формы политико-
В
области находится
Провинции и коммуны, служащие территориальным единицам государственного и областного деления, также являются автономными образованиями в установленных законом рамках.
Испания.
В
Испании, как и в Италии, все
ее территориальные единицы –
автономные сообщества, провинции и
муниципалитеты – являются автономными
образованиями различных
Всего в Испании имеется 17 автономных сообществ, из которых три (Каталония, Галисия и страна басков) образованы на территории исторического компактного проживания соответствующих коренных народов Испания – полиэтническая страна, в которой почти 73% населения составляют кастильцы, или собственно испанцы, свыше 16% каталонцы, более 8% - галисийцы и свыше 2% - баски. Испанский унитаризм характеризуется не только высокой децентрализацией, но и асимметрией. Это находит свое выражение, в частности, в том, что автономные сообщества имеют не одинаковый статус, поскольку одни (Каталония, Галисия, Страна Басков и Андалузия) обладают полной автономией (Канарские острова, Наварра и др.); а третьи – сравнительно ограниченной автономией.
Согласно
конституции, различия в статусах разных
автономных сообществ ни в коем случае
не могут давать ни экономических, ни
специальных преимуществ, а государство
гарантирует эффективное
Автономные сообщества имеют собственные статуты (уставы), принимаемые парламентом страны путем издания органического (конституционного) закона.
Своеобразие испанского автономизма состоит в том, что в рамках его конституционных основ вопросы разграничения предметов ведения и полномочий автономных сообществ и государства в целом решаются в каждом конкретном случае отдельно, что порождает еще большую асимметрию внутри системы самих автономных сообществ.
По
конституции Испании автономные
сообщества обладают достаточно широким
полномочиями. К их ведению относятся:
организация своих органов
Вместе
с тем в условиях длительного
и постоянного противоборства тенденций
единения, унитаризации и децентрализации,
автономизации в вопросах политико-территориальной
организации страны Испании приходится
обеспечивать их трудный баланс в
рамках унитарного «государства автономий».
Во-первых, конституция закрепляет
исключительную компетенцию государства
в таких областях как: международные
отношения; оборона и вооруженные
силы; регулирование основных условий,
обеспечивающих равенство всех испанцев
в осуществлении ими своих
конституционных прав и обязанностей;
гражданство, миграция, положение иностранцев,
право убежища; отправления правосудия;
денежная система и основы кредитной,
банковской и страховой системы;
государственные финансы и
Во-вторых, при всей высокой децентрализации и автономности государство сохраняет за собой строгий и широкий контроль за деятельностью автономных сообществ. Конституция, в частности, предусматривает, что их статуты рассматриваются и принимаются парламентом страны; что государственные нормы преобладают над нормами автономных сообществ по всем предметам, не относящимся к исключительному ведению последних; что государство может принимать законы, устанавливающие необходимые принципы для согласования нормативных узаконений автономных сообществ, даже по отношению к предметам, отнесенным к их ведению, если того требуют общие интересы.
В-третьих, если автономное сообщество не выполняет обязательства, предусмотренные конституцией или другими законами, либо его действия наносят серьёзный ущерб общегосударственным интересам испании, правительство предупреждает председателя автономного сообщества и при отсутствии ответа с его стороны может с согласия абсолютного большинства сената принять необходимые меры для выполнения автономным сообществом указанных обязательств в принудительном порядке или для защиты общегосударственных интересов.
Конечно,
автоматизация и
В
данной главе было рассмотрено, что такое
автономия в унитарных государствах. Рассмотрели,
какие бывают автономии и их характеристики
на примере двух стран. Рассмотрели основные
черты и формы местного самоуправления,
а так же различия между автономией и местным
самоуправлением.
Заключение
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что « … унитарное
государство
– это единое государственное образование.
Государство при этом делится лишь на
административно-
Однако, существуют и исключения из этого правила. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе, которые могут продолжатся на протяжении множества веков. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.
Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную роль по отношению к прогрессу развития государственности. В научной литературе он рассматривается как нормальная, наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства - управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.
Унитаризм исторически по сравнению с феодальным дроблением на уделы, княжества, иной партикуляризм – явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию на определенных этапах буржуазных экономических отношений.
С развитием капитализма, научно-технического прогресса явлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований: федераций, конфедераций, содружеств и т.д.16
В
данной курсовой работе было рассмотрено,
что такое форма