Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 11:33, курсовая работа
Научное познание государства любого исторического типа обязательно
предполагает рассмотрение его целей, задач и функций, представляющих собой
важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно
государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.
Вопрос о целях, задачах и функциях государства имеет не только
теоретическое, но и практическое значение.
Введение
1. Понятие целей и задач государства. Функции как средство реализации
государственных задач
2. Классификация функций государства
2.1. Основные внутренние функции
2.2. Основные внешние функции
3. Формы осуществления функций государства
Заключение
Список литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО Теории государства и права
на тему: Цели, задачи и функции государства
РЯЗАНЬ 2002 Г.
Цели, задачи и функции государства
Содержание
Введение
1. Понятие целей и задач
государства. Функции как
государственных задач
2. Классификация функций государства
2.1. Основные внутренние функции
2.2. Основные внешние функции
3. Формы осуществления функций государства
Заключение
Список литературы
Введение
Научное познание государства любого исторического типа обязательно
предполагает рассмотрение его целей, задач и функций, представляющих собой
важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно
государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.
Вопрос о целях, задачах и функциях государства имеет не только
теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на
государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и
содержания, но и рассмотреть его под углом зрения разносторонней
деятельности, функционирования. С помощью целей, задач и функций
представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер
деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его
развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.
Предмет данной работы и будет составлять вопрос о целях, задачах и функциях
государства: их понятии, классификации функций и характеристике целей, задач
и функций современного российского государства.
Понятие целей и задач государства. Функции как средство реализации
государственных задач
Один из возможных вариантов краткого общего определения государства имеет
следующую формулировку. Государство - это организация политической власти,
необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и
преследования общих целей, вытекающих из природы всякого общества. В
связи с этим, рассматривая вопрос о целях и задачах государства, необходимо
пояснить тезис о двуединой общечеловеческой и классовой природе сущности и
социального назначения государства.
Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и
важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности.
Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.
Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понимание государства,
которое более семидесяти лет воспринималось советским обществоведением как
единственно правильное и незыблемое, с учетом исторического опыта и
современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и
уточнении.
В частности, следует признать ошибочной общепринятую в советской
юридической, философской и политологической литературе трактовку государства
исключительно с классовых позиций, исходя из основополагающих указаний
классиков марксизма, рассчитанных на государство в обществе, разделенном на
антагонистические классы. Именно применительно к такому обществу они
рассматривали государство как организацию политической власти экономически
господствующего класса, орудие его диктатуры.
Такой подход обеднял и в известной мере искажал представление о государстве,
содержал упрощенное, одностороннее понимание его сущности и социального
назначения, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны
данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри
отдельных стран и на международной арене. Поэтому понятно, что в связи с
коренными изменениями, происшедшими в мире после второй мировой войны,
трактовка государства исключительно с классовых позиций вступила в
противоречие с ходом развития государства не только в капиталистических
странах Запада, но и в Советском Союзе, а после его распада — в России и
других странах СНГ.
Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке государства
необоснованно отвергал
как идеалистические и
немарксистские учения о государстве от Аристотеля до Каутского, его нынешних
последователей в
буржуазных теорий. Несмотря на разнообразие и особенности этих учений, в
большинстве своем представляющих огромную духовную ценность, почти все они, в
той или иной мере отражая многовековой опыт мирового развития, сходятся в
понимании государства как института социального компромисса и достижения
общего блага. Однако при всей привлекательности такого подхода он также
односторонен: тогда как марксизм сводит суть понимания государства к его
классово-насильственной стороне, немарксистские теории так или иначе признают
в государстве лишь другую его сторону — общесоциальную, общечеловеческую.
Итак, любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет
и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно
общество. К выполнению общих дел относится прежде всего осуществление
разнообразных коллективных потребностей общества: организация
здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и
связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями,
преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.п.
Общечеловеческое
том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и
преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев
населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в
содержании всех осуществляемых им функций.
Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство
выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как
его единственный официальный представитель . Согласно этому оно призвано
обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и
специфических классовых задач. Поэтому нельзя согласиться с теми, кто
стремится к иной односторонности, предлагая полностью отказаться от
классового подхода, ограничившись лишь общечеловеческим.
Следует иметь в виду,
что соотношение между
государстве в разные эпохи не одинаково, оно не стоит на месте, а динамично
отражает реалии социально-экономического и политико-государственного
развития, достигнутый уровень прогресса и демократии. Соответственно в
определенных условиях, например в рабовладельческих и феодальных
государствах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализма,
в некоторых буржуазных государствах эпохи монополистического капитала,
особенно с тоталитарным режимом, а также в государствах диктатуры
пролетариата, в характеристике сущности и социального назначения государства
на первый план выступает классовое господство, насилие, подавление.
Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сторон) государства
в современных условиях, трудно не заметить, по общему правилу, приоритет
общечеловеческих ценностей.
Такая гуманистическая
наглядно проявляется в последние десятилетия в развитых государствах Америки
и Европы и в современном Российском государстве.
Государство, представляющее собой преимущественно орудие социального
компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся
идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными
выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод
личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т.д.
Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти которого, а
также формирование, полномочия, функционирование строго основываются на
праве, высшее назначение которого — признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая
ступень во всей многовековой истории развития государства.
Рассмотрение понятия задач и целей деятельности государства требует
ответа и на вопрос об их взаимодействии с его основными функциями.
Задачи и функции государства — явления соотносимые, тесно взаимосвязанные,
но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В
задачах государства определяются его социальное назначение, историческая
миссия в тот или иной исторический период. Задачи государства имеют исходное
значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной
предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие
экономики и политики на развитие функций государства.
В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации,
выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством
осуществления его функций.
Не следует также смешивать
функции государства с
и деятельности. Некоторые авторы относят, например, к числу функций
современного Российского
государства обеспечение
основное назначение такой
функции в осуществлении
представительных и иных органов власти волеизъявления народа по руководству
обществом. В действительности же обеспечение народовластия, развитие
демократии представляет собой не какую-то отдельную функцию нынешнего
Российского государства, а один из закрепленных в главе 1 Конституции
Российской Федерации основных принципов его организации и деятельности, одну
из основ конституционного строя. Этот и другие принципы Российского
государства пронизывают все его функции, оказывают активное воздействие на их
развитие, лежат в основе выполнения каждой из них.
Термин "функция" имеет в отечественной и зарубежной научной литературе далеко
не одинаковое значение.
В философском и
рассматривается как "внешнее проявление свойств какого-либо объекта в
данной системе отношений"; как совокупность обычных или же специфических
действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или
необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы
лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в
процессе выполнения ими служебной деятельности (функция врача, полисмена и
т.п.). В данном случае функция воспринимается как служебная, профессиональная
или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с
существующими правовыми и моральными установками и "в соответствующей
манере".
Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие "функция"
приобретают несколько иной смысл и значение. Функции государства традиционно
определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные
его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или
ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением.
В отечественных и зарубежных академических источниках существуют различные
варианты трактовки функций государства.
Например, еще в 60-е годы в рамках отечественной юридической науки получило
довольно широкое
предметно-политической характеристике содержания его деятельности.
Не всеми авторами такое представление о функциях тогда разделялось, но, тем не
менее, в модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось и по сей
день. В подтверждение сказанного можно сослаться на определение понятия
"функция государства", и соответствии с которым им охватывается предмет и
содержание деятельности государства, а также способы и средства ее
обеспечения.3
Еще раньше названного варианта трактовки функций государства в западной, а
отчасти и в отечественной юридической литературе, широко допускалось их
отождествление как основных направлений деятельности государства с самой его
деятельностью. Наиболее ярко это прослеживалось при рассмотрении
деятельности государства как "чисто юридического феномена", сугубо
юридического лица и как своеобразной корпорации.
Помимо названных вариантов понимания и трактовки функций государства по этому
вопросу существуют и иные расхождения. В частности, понятие функций иногда
ограничивается представлением об основных направлениях деятельности
государства лишь "по управлению обществом" или, наоборот, расширяется за счет
включения в их понятие и содержание "механизма государственного воздействия на
развитие общественных процессов"4. При таком подходе в первом
случае невольно упускается из поля зрения возможность и реальность воздействия
государства на общественные отношения не только в связи и по поводу управления