Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 19:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является всестороннее рассмотрение и изучение соотношения частного и публичного права.
Для реализации поставленной цели необходимо изучить следующие вопросы:
- историю возникновения и развития отраслей частного и публичного права
- предмет, принципы, понятие и сущность публичного права и частного права;
- критерии разделения и взаимодействие частного и публичного права
- место частного и публичного права в общей системе права;
- обобщить все имеющиеся сведения и сделать выводы на их основе
Введение ……………………………………………………………………………..3
I. Публичное и частное право в истории…………………………………………...5
II. Понятие частого и публичного права …………………………………………10
III. Соотношение и разграничение частного и публичного права………………13
§1. Критерии разделения частого и публичного права…………………………..13
§2. Особенности частного и публичного права…………………………………..17
§3. Соотношение частного и публичного права………………………………….19
§4. Система частного и публичного права ……………………………………….22
IV. Публичное право……………………………………………………………….25
V. Частное право …………………………………………………………………...30
VI. Международное частное и публичное право…………………………………35
Заключение …………………………………………………………………………39
Библиографический список ………………
Вот поэтому для публичного права характерен специфический юридический порядок - обобщенно говоря, порядок «власти - подчинения», - это порядок, в соответствии с которым лица, обладающие властью, вправе односторонне и непосредственно, в принципе без каких-либо дополнительных решений иных инстанций, определять поведение других лиц, и сообразно этому вся система властно-принудительных учреждений обязана силой принуждения обеспечивать полную и точную реализацию приказов и команд власти, а «все другие» лица должны им подчиняться. Отсюда вытекают и все другие принципы публичного права: различие, разнопорядковость правового статуса лиц, иерархичность положения и разный объем властных правомочий у властвующих лиц, наличие своей «ведомственной» юрисдикции, отсутствие ориентации на решение спорных вопросов независимым судом. По мере развития демократии, как уже говорилось ранее, эти принципы обогащаются институтами высокого демократического порядка, становятся совместимыми со всеми другими подразделениями гуманистического права, но это не меняет самой сути, самой природы публично-правовых начал.
Частное право выражает начала децентрализации, свободы отдельных субъектов. Здесь возможность решения той или иной жизненной ситуации не только в какой-то мере заранее запрограммирована в юридических нормах, но и предоставлена самим участникам отношений, которые определяют решение ситуации сами, автономно, своей волей и в своих интересах. Поэтому в частном праве, в отличие от публичного, господствуют «горизонтальные» отношения, основанные на юридическом равенстве субъектов, координации их воли и интересов. Преимущественное положение в нем занимают не императивные предписания, не запреты, а юридические дозволения.
Таким образом, деление права на публичное и частное не просто классификационное подразделение, позволяющее распределить юридические нормы и правоотношения по наиболее крупным рубрикам. Публичное и частное право - качественно разные области правового регулирования, два разных, как уже отмечалось, «континента» или две «юридические галактики».
С первых стадий цивилизации, общество так и развивается в составе двух относительно самостоятельных сфер, по двум руслам - публичного и частного права. И поскольку в любом обществе существуют государственные и частные интересы, то более или менее развитое право только и может существовать и развиваться при наличии двух соответствующих сфер - публичного частного права. Частное и публичное право представляют собой части единой юридической системы страны и действуют в единстве, во взаимодействии, подчас при регулировании тех или иных отношений, действуют в комплексе. В гражданских законах есть элементы, нормы и институты, относящиеся во многом к публичному праву. Законы публично-правового характера сопровождают гражданские законы, которые серьезно влияют на их результативность, применение. Четко и абсолютно разделить публичное и частное право в принципе нельзя. В отраслях публичного права часто присутствуют элементы частного права, и наоборот. Так, в семейном праве, традиционно считающемся отраслью частного права, имеются такие публично-правовые институты, как порядок расторжения брака, лишение родительских прав. В трудовом праве также тесно сочетаются публично-правовые (расторжение трудового договора по инициативе администрации, наложение дисциплинарных взысканий) и частноправовые (заключение трудового договора, его расторжение по инициативе работника) элементы. В современных государствах все больше проявляет себя тенденция к взаимному проникновению норм публичного права и частного права, что связано в первую очередь с возрастанием воздействия государства на экономические отношения.
§4. Система публичного и частного права
Система публичного и частного права обусловлена природой публичного и частного права, особенностями национальной правовой системы. С учетом этого публично-правовая и частноправовая системы могут быть представлены следующим образом:
Система публичного права включает в себя:
- конституционное право;
- административное право;
- финансовое право;
- уголовное право;
- экологическое право;
- уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное;
- международное публичное право.
В статье 71 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации. Среди них названы лишь некоторые отрасли публичного права. Это - судоустройство и прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство, арбитражно - процессуальное законодательство. Это - внешняя политика и международные вопросы войны и мира, т.е. международное публичное право.
Система частного права включает:
- гражданское право;
- семейное право;
- трудовое право;
- земельное право;
- международное частное право.
Из представленной системы права можно увидеть, что абсолютной публично-правовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы присутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. К примеру, в семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов. В земельном праве публично-правовой элемент имеет значительное проявление - определение порядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др. Применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приемов. Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Так, изменение в Российской Федерации форм собственности на землю принципиально повлияло на характер земельного права, перешедшего под «юрисдикцию» частного права. Эти же причины обусловливают изменение внутри отраслей частного и публичного права. В этом случае можно говорить о двух тенденциях: внутриотраслевой консолидации и дифференциации. Так, можно предположить, что такие отрасли права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и отрасли законодательства - административно-процессуальное и арбитражно-процессуальное, консолидируются в единую ветвь публичного права - процессуальное право. Высказано предположение о том, что семейное право будет «поглощено» гражданским правом. Что касается внутриотраслевой дифференциации, то уже сейчас создались предпосылки для выделения муниципального права из состава конституционного. По опыту зарубежных стран можно сказать, что произошло отделение налогового права из состава финансового.
Система права находится под значительным влиянием субъективного фактора - нормотворческой деятельности государства. Соответственно этот фактор также будет оказывать значительное влияние на соотношение между частным и публичным правом. Очевидно, можно предположить, что если возобладает идея сильного государства, то это одновременно будет означать усиление публично-правовых начал в общественной жизни. Если же принцип связанности государства правом окажется реальным фактом, то частноправовые начала будут расширять сферы своего влияния.
IV. ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
Публичное право - та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач, в отличие от частного права, которое защищает интерес личности, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на отношениях равноправных сторон. Публичное право регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере публичного права властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности. Для публичного права характерны регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками правоотношений. Для публично-правовых отношений характерно неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.
Поскольку публичное право есть то, которое относится к положению государства, выясним, что включает в себя понятие «государство».
Государство - политико-социальная, территориальная организация власти, располагающая специальным аппаратом принуждения и управления, способная делать свои веления обязательными на всей территории страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная
организация общества Общество
- совокупность людей, в которой индивиды
связаны между собой
Признаки государства:
1. Наличие публичной власти. Публичная власть представляет собой совокупность аппаратов подавления и управления. Государственную власть осуществляет особый слой людей, наделенных государственно-властными полномочиями.
2. Территориальная организация населения. Государственная власть осуществляется в пределах конкретной территории и распространяется на всех лиц, проживающих на ней.
3. Государственный суверенитет. Это независимость государственной власти от всякой другой власти (политической, идеологической) внутри страны и вне её, выраженная в её исключительном праве самостоятельно решать свои дела.
4. Наличие права как системы принятых или санкционированных государством норм, обязательных для всего населения.
Функции государства - главные направления его деятельности, в которых выражается его сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению общества в присущих ему формах и методах.
Основные внутренние функции:
- экономическая (координация экономических процессов, а иногда управление экономикой);
- социальная;
- культурная;
- охранительная (поддержание стабильности существующих отношений, охрана прав и свобод человека, правопорядка).
Основные внешние функции:
- осуществление международного сотрудничества;
- организация обороны государства, защита государственного суверенитета.
В соответствии с функциями государства
создается структура его органов управления:
представительных, исполнительно-
На основании вышеизложенного можно сказать, что публичное право - это отрасль правовой системы государства, регулирующая общественные отношения, связанные с государственной управленческой деятельностью, с организацией и реализацией государственной власти, охраной правопорядка, производством по делам о правонарушениях, системой органов государства и органов местного самоуправления, использованием государственной собственности, обеспечения деятельности государства (образование, использование, распределение денежных фондов государства и т. п.). Причем государство выступает арбитром в спорах - тогда, когда уже не действуют частные соглашения.
Основным методом публичного права является метод государственно-властных предписаний одних участников отношений к другим; государство само устанавливает виды и меры государственной охраны общественных отношений. Наряду с этим методом иногда используется:
- императивный метод (
- диспозитивный метод
(право сторон использовать
Принципы публичного права определяются в основном Конституцией РФ:
- принцип законности;
- принцип справедливости;
- принцип гуманизма;
- принцип равенства.
Источники публичного права - нормативно-правовые акты (законы), иногда - правовой обычай (прецедент) исполнительной государственной власти.
Понятие и характеристика публичного права:
1. Публичное право - отрасли права (конституционное право, административное право), регулирующие деятельность государственных органов, отношения между гражданами и органами государства.
2. Публичность как понятие, от латинского слова «publicus» - общественный, гласный, открытый, несет в себе емкое содержание. Термин «публичное право» обладает очевидной исторической устойчивостью и преемственностью, а также отражает ту меру содержательности, которая присуща данному явлению. В юридическом смысле оно обозначает правопонимание, отличающееся особым представлением о праве. Это не сумма актов или норм, это, целостное правопонимание специфики права в общественно значимой сфере, т.е. в той сфере, от которой зависят существование, функционирование и развитие и общества, и государства, и организованных групп, корпораций, объединений, и граждан.
3. Публичное право охватывает
многие сферы. Это - устройство
государства и власти, сферы управления
и организации самоуправления, выражение
публичного интереса как
Предмет публично-правового регулирования весьма специфичен, но не только в смысле многообразия объектов воздействия, а также в социальной укрупненности предметов регулирования. И хотя всегда непосредственным предметом воздействия является волевое поведение участников правоотношений, сами участники весьма необычны. Они обладают в публично-правовой сфере особым статусом, т.е. возможностью использовать властно-управленческие полномочия, решать задачи политические, государственные, социально значимые, открывающие путь для решения множества других, более конкретных задач во всех сферах общественной жизни и с помощью разных отраслей законодательства.