Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:06, доклад

Описание работы

Все нормативно-правовые акты действуют в рамках, очерченных во времени, в пространстве и по кругу охватываемых этими актами лиц. Установление этих рамок-границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм.

Файлы: 1 файл

действие нормативно правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.docx

— 26.04 Кб (Скачать файл)

Когда гражданин Российской Федерации является одновременно гражданином  другого государства, т.е. имеет двойное  гражданство, он пользуется не только покровительством России, но и покровительством «своего» нового государства. Двойное гражданство, а следовательно, двойное покровительство допускается, согласно Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 62, лишь в одном из двух случаев, а именно: если такая возможность предусматривается федеральным законом или же если это предусмотрено соответствующим международным договором России. Конституция Российской Федерации особо акцентирует внимание на том, что наличие у гражданина России иностранного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено в федеральном законе или международном договоре (ч. 2 ст. 62) Законодательство России, впрочем, как и законодательство других стран, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей к российским гражданам. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности "наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

В соответствии с Конституцией Италии правовое положение иностранцев  и лиц без гражданства "регулируется законом в соответствии с международными нормами и договорами" (ст. 10).

Конституция и текущее  законодательство Швеции безоговорочно "уравнивают в правах" иностранцев  и лиц без гражданства со шведскими  гражданами лишь в определенных вопросах. Именно - в вопросах защиты от принуждения участвовать в собраниях "с целью формирования мнений, или в демонстрациях..."; защиты от смертной казни, телесного наказания и пыток, а также от медицинского воздействия в целях принуждения или вопреки его желанию; права на судебную проверку, лишения свободы в связи с преступлением или подозрением и совершении преступления; защиты от обратной силы наказания и "от обратной силы иного правового воздействия за преступления"; защиты от привлечения к суду "в определенных случаях"; защиты "от неблагожелательного отношения по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения или по признаку пола"; права на профессиональные меры борьбы и права "на возмещение при экспроприации или на основе аналогичных распоряжений".

Что же касается других вопросов, то иностранцы и лица без гражданства  уравниваются со шведскими гражданами с определенными изъятиями и  оговорками. Последние в обязательном порядке должны "вытекать из особых предписаний закона".

Аналогичная практика существует и в других странах. В России, например, по Закону о правовом положении иностранных  граждан последние не пользуются рядом прав и свобод, которые, по существу, неотделимы от гражданства. Они не могут избирать и быть избранными в государственные органы, участвовать  в референдуме. Они не могут быть назначены на определенные государственные  должности, например прокурора, судьи, нотариуса, и занимать их. На них  не возлагаются определенные конституционные  обязанности, такие, например, как обязанность  нести военную службу, которая  является долгом и обязанностью лишь гражданина Российской Федерации (ст. 59, ч. 1, Конституции). Наконец, в отношении  трудовой деятельности, социального  обеспечения, пребывания иностранцев  и лиц без гражданства на территории России, а также их административной и уголовной ответственности  в законодательстве установлен и  осуществляется ряд специальных  правил.

Особое положение в  России, равно как и в других странах, занимают дипломаты, консульские  работники и другие сотрудники зарубежных госучреждений, пользующиеся дипломатическим  иммунитетом. В строгом соответствии с международным и национальным (внутренним) правом они не подлежат аресту и задержанию. На них не распространяется уголовная, административная и в  значительной части гражданская  юрисдикция государства пребывания. Судебные, следственные и иные (например, фискальные) органы, к которым поступают  требования о начале производства следственных действий в отношении лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, должны заведомо признавать подобного рода дела им не подведомственными. На официальные  власти страны пребывания возлагается  обязанность не только самим не допускать  по отношению к этим лицам каких бы то ни было оскорбительных выпадов и насилия, но и всячески ограждать их от подобных действий со стороны других лиц.


Информация о работе Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц