Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:15, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и выявление особенностей исследуемых политических режимов, понятий и признаков.
Отталкиваясь от этой цели, поставлены следующие задачи: исследовать сущность понятия «политический режим», проанализировать типы современных политических режимов.
Введение……………………………………………………………….….…........3
1. Политический режим, понятия и признаки..…………………….....…...........5
2. Демократические политические режимы………………………….………....8
3. Антидемократические политические режимы....……………...…………...14
3.1. Авторитарный политический режим...………………..……..……...….....14
3.2. Тоталитарный политический режим..……………………………….........19
Заключение…………………...……………………………………………...…..26
Список литературы……………………………………………………….......…29
Федеральное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ)
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
конституционного права
Тема: Демократические и
антидемократические
Выполнила: студентка
1-го курса группы №1921
Журина А. А.
Проверил: д. ю. н., проф.
Курчеев В. С.
Новосибирск 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Политический режим, понятия
и признаки..…………………….....…......
2. Демократические политические режимы………………………….………....8
3. Антидемократические политические режимы....……………...…………...14
3.1. Авторитарный политический
режим...………………..……..……...…....
3.2. Тоталитарный политический режим..……………………………….........19
Заключение…………………...…………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В современном мире отсутствует единый подход к определению политического режима. В науке сложилось две основные традиции осмысления понятия политического режима, одни авторы отожествляют его с политико-правовым подходом, сложившимся в юридической традиции конституционного права, а другие — с социологическим подходом, получившим широкое распространение в политической науке.
В европейской политической
науке наиболее широко распространено
определение политического
В американской политологии, предпочтение отдается понятию политическая система, которое считается более значимым, чем политический режим. Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой».
В политическом режиме проявляется функциональная сторона государственной власти и других институтов политической системы. С его помощью государство оказывает воздействие на общество, но при этом и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью.
Политический режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и сам определяется прежде всего социальной сущностью соответствующего государства.
Актуальность данной темы заключается в том, что политический режим имеет большое значение в жизнедеятельности той или иной страны. Изменение политического режима, даже если форма правления - форма государственного устройства остаются прежней, обычно приводит к резкому изменению внутренней внешней политики государства.
Данная тема на протяжении
последних десятилетий
Актуальность и теоритическая разработанность темы помогают определить объект и предмет исследования. Объект исследования: политические режимы и их особенности. Предмет: демократические и антидемократические политические режимы.
Целью данной работы является рассмотрение и выявление особенностей исследуемых политических режимов, понятий и признаков.
Отталкиваясь от этой цели, поставлены следующие задачи: исследовать сущность понятия «политический режим», проанализировать типы современных политических режимов.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения: в первой главе рассматриваются общие положения о политических режимах; во второй и третьей главах дана характеристика демократическим и антидемократическим политическим режимам; в заключении помещены выводы по результатам исследования и предложения на защиту.
1. Политический режим, понятия и признаки.
Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период.
Термин «политический режим» появился в научном обороте в 60-е гг. XX века, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование большого количества различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.
В европейской политической науке наиболее широко распространено определение политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном, который определяет политический режим, как совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период.
В американской политологии, предпочтение отдается понятию политическая система, которое считается более значимым, чем политический режим. Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой». Критики такого подхода отмечают, что политический режим - более подвижное и динамичное явление, чем система власти, и на протяжении эволюции одной политической системы может смениться несколько политических режимов.
В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный режим, представляющий собой совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.
Политический режим
Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры:
Таким образом, подводя итог,
можно сформулировать следующие
определение: политический режим –
это методы осуществления политической
власти, итоговое политическое состояние
в обществе, которое складывается
в результате взаимодействия и противоборства
различных политических сил, функционирования
всех политических институтов и характеризуется
демократизмом или
2. Демократические политические режимы.
Демократия (от древнегреческого demos - народ и crutos - власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству.
Более развернутое определение демократии было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи - правление народа, избранное народом и для народа.
Демократический режим - это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам, широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, то есть формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.
Демократия – означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти .
Народ в демократическом государстве является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел.
Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются. Основным критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.
Демократия - «форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, не отчуждаемость прав человека».
Необходимыми атрибутами общественной жизни в данном случае являются референдумы, народная инициатива, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым.
Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений. Приобретает качественно новый характер нормативное регулирование. В идеале, поскольку демократическое общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают прямое и непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия решению большинства.
Также демократия имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования экстремистских, сепаратистских сил.
В этом свете интересно также мнение профессора Якова Тальмона, который в свое время дал определение такому явлению, как тоталитарная демократия.
В среде ученых середины прошлого века, изучавших различные формы, определения, разновидности и классификации демократии, наиболее интересным представляется работа в этом направлении, профессора Якова Тальмона.
Свои исследования Яков Тальмон строит на сравнении тоталитарной демократии с либеральной. «Тоталитарная демократия, по Якову Тальмону, отличается от либеральной тем, что исходит из допущения существования одной и единственной истины в политике. В противоположность ей либеральная демократия базируется на плюрализме, ее посылкой является представление, что как различные группы, так и отдельные граждане в обществе вправе считать истиной то, что кажется им таковой – и на равных основаниях бороться за осуществление связанных с их понятиями о политической истине целей».
Тоталитарная демократия неизбежно впоследствии принимает характер политического мессианства. Происходит это вследствие того, что «единственная политическая истина тоталитарно - демократической веры превращается в нем в единственно возможную цель развития общества, обязательную для всех его членов. Поскольку же в обществе всегда могут оказаться инакомыслящие индивиды или группы, не верящие в общую истину и не желающие стремиться к общей цели, то ради этой высокой цели приходится принуждать их любыми имеющимися в распоряжении государства средствами, и такое принуждение, ни в коей мере не будет воспринято как противоречащее принципу демократии».
Единственная истина тоталитарной демократии может быть вполне либеральной. Проведя сравнения тоталитарной демократии и либеральной, Тальмон указал, что различие между этими типами заключается не в том, что вторая верит в свободу и стремится к ее достижению, а первая отрицает ее. Как раз они обе провозглашают приверженность свободе. Отличие состоит в том, что настоящая либеральная демократия (в отличие от мнимой, прикрывающей верой в свободу, гуманизм и прочие либеральные ценности свой сущностный тоталитаризм) не только не допускает возможности принуждения ради достижения каких угодно положительных и высоких целей, но в сущности, в силу своих исходных посылок, и не нуждается в нем.
Информация о работе Демократические и антидемократические политические режимы