Демократические и антидемократические политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение и выявление особенностей исследуемых политических режимов, понятий и признаков.
Отталкиваясь от этой цели, поставлены следующие задачи: исследовать сущность понятия «политический режим», проанализировать типы современных политических режимов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….….…........3
1. Политический режим, понятия и признаки..…………………….....…...........5
2. Демократические политические режимы………………………….………....8
3. Антидемократические политические режимы....……………...…………...14
3.1. Авторитарный политический режим...………………..……..……...….....14
3.2. Тоталитарный политический режим..……………………………….........19
Заключение…………………...……………………………………………...…..26
Список литературы……………………………………………………….......…29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.15 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  общеобразовательное бюджетное  учреждение Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ)

Юридический факультет

 

 

Кафедра теории и истории  государства и права

конституционного права

 

Тема: Демократические и  антидемократические политические режимы (курсовая работа)

 

 

 

 

            Выполнила: студентка

1-го курса  группы №1921

Журина А. А.

Проверил: д. ю. н., проф.

 Курчеев В. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

Оглавление

Введение……………………………………………………………….….…........3

1. Политический режим, понятия и признаки..…………………….....…...........5

2. Демократические политические режимы………………………….………....8

3. Антидемократические политические режимы....……………...…………...14

3.1. Авторитарный политический режим...………………..……..……...….....14

3.2. Тоталитарный политический режим..……………………………….........19

Заключение…………………...……………………………………………...…..26

Список литературы……………………………………………………….......…29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире отсутствует  единый подход к определению политического  режима. В науке сложилось две основные традиции осмысления понятия политического режима, одни авторы отожествляют его с политико-правовым подходом, сложившимся в юридической традиции конституционного права, а другие — с социологическим подходом, получившим широкое распространение в политической науке.

В европейской политической науке наиболее широко распространено определение политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном, которое часто используется и в работах российских авторов. Под политическим режимом, согласно Ж.-Л. Кермонну, понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период.

В американской политологии, предпочтение отдается понятию политическая система, которое считается более значимым, чем политический режим. Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой».

В политическом режиме проявляется  функциональная сторона государственной  власти и других институтов политической системы. С его помощью государство  оказывает воздействие на общество, но при этом и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью.

Политический режим каждой страны не только влияет на политическое  развитие общества, на его социально-классовую  ситуацию, но и сам определяется прежде всего социальной сущностью соответствующего государства.

Актуальность данной темы заключается в том, что политический режим имеет большое значение в жизнедеятельности той или  иной страны. Изменение политического режима, даже если форма правления - форма государственного устройства остаются прежней, обычно приводит к резкому изменению внутренней внешней политики государства.

Данная тема на протяжении последних десятилетий рассматривалась  ведущими российскими теоретиками  – Петров А. И., Денисов В.С., Лазарев  В.В. и т.д. Каждый из них по своему развивает эту тему, рассматривая ее в историческом аспекте на примере  множества государств с различным  государственным устройством.

Актуальность и теоритическая  разработанность темы помогают определить объект и предмет исследования. Объект исследования: политические режимы и их особенности. Предмет: демократические и антидемократические политические режимы.

Целью данной работы является рассмотрение и выявление особенностей исследуемых политических режимов, понятий и признаков.

Отталкиваясь от этой цели, поставлены следующие задачи: исследовать сущность понятия «политический режим», проанализировать типы современных политических режимов.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения: в первой главе рассматриваются общие положения о политических режимах; во второй и третьей главах дана характеристика демократическим и антидемократическим политическим режимам; в заключении помещены выводы по результатам исследования и предложения на защиту.

 

 

 

 

 

 

 1. Политический режим, понятия и признаки.

Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью  которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание  партийной системы, способов голосования  и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период.

Термин «политический режим» появился в научном обороте в 60-е гг. XX века, а в широкий научный  оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в  современном мире существование  большого количества различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

В европейской политической науке  наиболее широко распространено определение  политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном, который определяет политический режим, как совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период.

В американской политологии, предпочтение отдается понятию политическая система, которое считается более значимым, чем политический режим. Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой». Критики такого подхода отмечают, что политический режим - более подвижное и динамичное явление, чем система власти, и на протяжении эволюции одной политической системы может смениться несколько политических режимов.

В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный  режим, представляющий собой совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.

Политический режим предполагает наличие широкого и узкого подходов, так как это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации.

Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры:

    • Степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
    • Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;
    • Характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;
    • средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачность государственного аппарата;
    • Место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
    • Тип политического поведения; характер политического лидерства;
    • Доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
    • Политическое и юридическое положения и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);
    • Меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

 

Таким образом, подводя итог, можно сформулировать следующие  определение: политический режим –  это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние  в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется  демократизмом или антидемократизмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Демократические политические  режимы.

Демократия (от древнегреческого demos - народ и crutos - власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству.

Более развернутое определение демократии было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи - правление народа, избранное народом и для народа.

Демократический режим - это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам, широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, то есть формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

Демократия – означает широкий объем политических и  гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной  власти, признание воли народа единственным источником государственной власти .

Народ в демократическом  государстве является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел.

Представительные органы и должностные лица в демократическом  государстве, как правило, избираются. Основным критерием избрания того или  иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.

Демократия - «форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, не отчуждаемость прав человека».

Необходимыми атрибутами общественной жизни в данном случае являются референдумы, народная инициатива, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым.

Управление в демократическом  государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и  с использованием метода согласования при принятии решений. Приобретает  качественно новый характер нормативное  регулирование. В идеале, поскольку  демократическое общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают прямое и непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия решению большинства.

Также демократия имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования экстремистских, сепаратистских сил.

В этом свете интересно  также мнение профессора Якова Тальмона, который в свое время дал определение такому явлению, как тоталитарная демократия.

В среде ученых середины прошлого века, изучавших различные  формы, определения, разновидности  и классификации демократии, наиболее интересным представляется работа в этом направлении, профессора Якова Тальмона.

Свои исследования Яков Тальмон строит на сравнении тоталитарной демократии с либеральной. «Тоталитарная демократия, по Якову Тальмону, отличается от либеральной тем, что исходит из допущения существования одной и единственной истины в политике. В противоположность ей либеральная демократия базируется на плюрализме, ее посылкой является представление, что как различные группы, так и отдельные граждане в обществе вправе считать истиной то, что кажется им таковой – и на равных основаниях бороться за осуществление связанных с их понятиями о политической истине целей».

Тоталитарная демократия неизбежно впоследствии принимает  характер политического мессианства. Происходит это вследствие того, что  «единственная политическая истина тоталитарно - демократической веры превращается в нем в единственно возможную цель развития общества, обязательную для всех его членов. Поскольку же в обществе всегда могут оказаться инакомыслящие индивиды или группы, не верящие в общую истину и не желающие стремиться к общей цели, то ради этой высокой цели приходится принуждать их любыми имеющимися в распоряжении государства средствами, и такое принуждение, ни в коей мере не будет воспринято как противоречащее принципу демократии».

Единственная истина тоталитарной демократии может быть вполне либеральной. Проведя сравнения тоталитарной демократии и либеральной, Тальмон указал, что различие между этими типами заключается не в том, что вторая верит в свободу и стремится к ее достижению, а первая отрицает ее. Как раз они обе провозглашают приверженность свободе. Отличие состоит в том, что настоящая либеральная демократия (в отличие от мнимой, прикрывающей верой в свободу, гуманизм и прочие либеральные ценности свой сущностный тоталитаризм) не только не допускает возможности принуждения ради достижения каких угодно положительных и высоких целей, но в сущности, в силу своих исходных посылок, и не нуждается в нем.

Информация о работе Демократические и антидемократические политические режимы