Демократические и антидемократические политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение и выявление особенностей исследуемых политических режимов, понятий и признаков.
Отталкиваясь от этой цели, поставлены следующие задачи: исследовать сущность понятия «политический режим», проанализировать типы современных политических режимов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….….…........3
1. Политический режим, понятия и признаки..…………………….....…...........5
2. Демократические политические режимы………………………….………....8
3. Антидемократические политические режимы....……………...…………...14
3.1. Авторитарный политический режим...………………..……..……...….....14
3.2. Тоталитарный политический режим..……………………………….........19
Заключение…………………...……………………………………………...…..26
Список литературы……………………………………………………….......…29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.15 Кб (Скачать файл)

Центром тоталитарной системы  является вождь. Его фактическое  положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.

В соответствии с установками  тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной  государственной идеологии, тратить  время на ее изучение. Инакомыслие  и выход научной мысли официальной  идеологии преследовались.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный  статус правящей, выступает либо в единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, национал-социалисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

Специфическими чертами  тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые  для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат  тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов  воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких  государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под  стражей без предъявления обвинения  и применения пыток. Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой идеей», например борьбой с врагами  народа. Поиск и мнимые происки  врагов становятся условием существования  тоталитарного режима. Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком является монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ.

Важной чертой тоталитарного  режима, является жесткий централизованный контроль над экономикой, что должно преследовать две цели.

Во-первых, возможность распоряжаться  производительными силами общества создает необходимую политическому  режиму материальную базу и опору, без  которой тоталитарный контроль в  остальных сферах вряд ли возможен.

Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного  хозяйства, где не хватает рабочей  силы.

Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об “осажденной крепости” становится необходимой, во-первых, для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия -основные опоры тоталитаризма.

Леворадикальные политические режимы для повышения производительности труда в экономике использовали различные программы, побуждающие  работников к интенсивному труду. Советские  пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации  трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать.

Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными  методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали  к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы  и формы партийно-государственного контроля над частным и акционерным  бизнесом, равно как и над профсоюзами  и над духовной сферой производства.

Разновидностью тоталитаризма  являются режимы, где осуществляется “культ личности”, культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров.

Государство при тоталитаризме  берет как бы на себя заботу о  каждом члене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере.

Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические  потери, а также другие проблемы), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей, политической борьбы, а также других факторов.

Обстановка в мировом  сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир должен приходить к демократии, как к более необходимому политическому  режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных режимов привели к войне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Режимы осуществления государственной  власти отличаются большим разнообразием. Их специфика определяется зависимостью как от элементов формы государства, так и от иных объективных и субъективных обстоятельств, таких, как национальные и исторические традиции, особенности культуры, религии и даже территориальные размеры государства и т.д.

Современные политологи выделяют два  наиболее общих политических режима: демократический и антидемократический. Среди демократических самыми распространенными в мире являются парламентский и президентский режим. Антидемократические, в свою очередь, подразделяются на авторитарный и тоталитарный.

Политический режим, как способ функционирования той или другой политической системы определяется как социальными факторами соответствующего государства, так и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями общества. В абсолютно чистом виде политические режимы, как правило, редкость. Поэтому при их характеристике используются двойные понятия: либерально-демократический, демократически-авторитарный и т.п.

Через политические режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ в целом  и каждого человека в отдельности.

Демократия, как свидетельствует  исторический опыт цивилизаций, дает более  широкий выход энергии и социальному  творчеству личности, чем другие типы политических режимов. Она выступает  мощным средством преодоления различных  видов диктатуры и деспотических  правлений.

Актуальность темы курсовой работы позволила сформулировать цель и  задачи исследования. Для достижения цели и разрешения задач были использованы такие методы как, систематизация базы источников, анализ, а также применен метод историзма.

С помощью использования методов мною были получены следующие выводы:

- Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

- Тоталитарный режим - исторически  обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному  созиданию, рачительному, инициативному  хозяйствованию и существующее  главным образом за счет богатых  природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства  населения. Тоталитаризм - закрытое  общество, не приспособленное к  современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно  изменяющегося мира.

- Авторитарный режим- это политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.

Изучив особенности основных правовых режимов, указала основные черты каждого из них.

Выводы дают мне основание сформулировать и вынести на защиту следующие  предложения :

- использовать понятие «политический режим» в такой формулировке: политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М., Норма, 2003.-189  с.
    2. Марченко М.Н., Теория государства и права: Учебник. - М., Зерцало-М,  2002. – 309 с.
    3. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2003. – 512 с.
    4. Популярный юридический энциклопедический словарь/ Редкол.: О. Е. Кутафин, В. А. Туманов, И. В. Шмаров и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. - 800 с.
    5. Заболотная Г. М. , Криницкий А. Я., Федеральный фонд учебных курсов. Раздел III:Политические системы и политические режимы: учеб. Пособие [электронный ресурс]

 


Информация о работе Демократические и антидемократические политические режимы