Демократия и ее формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Со времен известного французского историка, социолога и политического деятеля Алексиса де Токвиля в политической литературе неоднократно высказывалась мысль, что развитие государственных форм неизбежно и закономерно приведет человеческое общество к демократии. На протяжении истории к идее демократии, основанной на принципах свободы и равенства, обращались лучшие умы человечества, обогащая и развивая это понятие.
Первоначально понятие демократии было выдвинуто древнегреческими мыслителями. В классификации государств, предложенной Аристотелем, демократия выражала "правление всех", в отличие от аристократии (правление избранных) и монархии (правлении одного). Пифагор обвинял демократов.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Понятие и признаки демократии 5
ГЛАВА 2. Формы демократии 12
2.1. Непосредственная демократия 12
2.2. Представительная демократия 22
Заключение 27
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Демократия и ее формы.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

 


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

ГЛАВА 1. Понятие и признаки демократии 5

ГЛАВА 2. Формы демократии 12

2.1. Непосредственная демократия 12

2.2. Представительная демократия 22

Заключение 27

Список использованной литературы 30

 

Введение

Со времен известного французского историка, социолога и политического деятеля Алексиса де Токвиля в политической литературе неоднократно высказывалась мысль, что развитие государственных форм неизбежно и закономерно приведет человеческое общество к демократии. На протяжении истории к идее демократии, основанной на принципах свободы и равенства, обращались лучшие умы человечества, обогащая и развивая это понятие.

Первоначально понятие демократии было выдвинуто древнегреческими мыслителями. В классификации государств, предложенной Аристотелем, демократия выражала "правление всех", в отличие от аристократии (правление избранных) и монархии (правлении одного). Пифагор обвинял демократов. Он назвал демократию одним из "бичей, угрожающих человечеству". Каждая историческая эпоха вносила свои признаки в понятие демократии и расставляла свои акценты на их значимости.

Демократия (от греч. Demokratia - власть народа) - форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод.

Слово «демократия» употребляется в разном значении:

•    как форма государства;

•    как политический режим;

•    как принцип организации и деятельности государственных органов и общественных организаций.

Когда говорят о государстве, что оно - демократическое, то имеют в виду наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможна в странах с демократическим режимом, а следовательно, с демократическим    принципом    организации    и    деятельности    всех субъектов политической системы общества (органы государства, государственные организации, общественные объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются, прежде всего гражданин и народ.

В наши дни, в социальной и политической среде довольно часто возникают споры о демократичности Российского государства, поскольку нормы, провозглашающие демократию в России, закреплённые в Конституции и иных правовых актах, на практике часто не выполняются.

Конечно, мы не можем оспаривать наличие демократии в России, поскольку для этого нет достаточных оснований, но более подробное изучение институтов и форм демократии, на мой взгляд, будет полезным для лучшего ориентирования в общей системе права и политике. Современная литература даёт нам большие возможности для проведения этого изучения.

В процессе создания данной работы, был исследован большой объём различных учебных пособий, например таких известных авторов, как Козлова Е. И., Кутафин О. Е., Баглай М. В. и др. Также приводятся некоторые правовые акты, используется Конституция нашей страны.

Итак, цель моей работы - изучить суть самой демократии в целом, рассмотреть основные её формы, разобраться - что из себя представляет демократия в современном Российском государстве, а также показать некоторые преимущества и недостатки демократического режима.

 

ГЛАВА 1. Понятие и признаки демократии.

Демократия — политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами.

Демократия нигде и никогда не существовала без государства.

Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками:

1)   признание народа высшим источником  власти;

2)   выборностью основных органов государства;

3)   равноправием граждан и равенством  их избирательных прав;

4)   подчинением меньшинства большинству  при принятии решений. Любые демократические  государства строятся на базе  этих общих признаков, но степень развития демократии может быть различной. Демократизация общества — это долговременный постоянный процесс, нуждающийся не только во внутригосударственных, но и в международных гарантиях.

Современные демократические государства дополняются рядом других признаков и принципов, например:

1) соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства;

2) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;

3) уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;

4) верховенство  закона;

5) разделение властей и др.

Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нём представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закреплённые законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан, независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Демократический политический режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов. Данный политический режим означает гарантированность провозглашённых прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений.

Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Его демократизм находит выражение, прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

В Конституции Российской Федерации указывается, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»1. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством.

Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», сложна и требует специального рассмотрения.

С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной совокупности людей к соответствующему государству. Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть — явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается   различными   средствами,   включая   и   принуждение.

С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, самоуправления, политические партии и общественные организации, что в своей совокупности составляет политическую систему.

Особое место в этой системе занимает государство. Государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратом и издает обязательные для всех веления в форме нормативно-правовых актов.

Разделение властей — один из основных признаков демократии и принципов действующей Конституции Российской Федерации, которая гласит, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»2.

Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение и распределение власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимного сотрудничества.

Принцип разделения властей нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Данный принцип предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам.

Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. Это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Конституция определяет формы осуществления местного самоуправления в РФ. К ним относятся: референдумы местного значения, участие в выборах в органы местного самоуправления (непосредственная         демократия),         осуществление         местного самоуправления через выборные и другие органы местного самоуправления (представительная демократия), другие формы прямого волеизъявления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ).

Местное самоуправление следует рассматривать в трех главных аспектах:

- одну  из основ конституционного строя;

-  право населения на самостоятельное  решение вопросов местного значения;

- одну  из форм народовластия.

Рассматривая самоуправление и демократию можно выделить общие черты:

•    строятся    на    одинаковых    принципах    свободы,    равенства, гласности;

•    являются формами осуществления власти;

•    реализуются непосредственно и через выборные органы;

•    могут осуществляться с использованием общей нормативной базы.

Такой автор как М. В. Баглай выделяет также в качестве важнейшего признака демократического государства и обеспечение прав и свобод человека и гражданина, поскольку, именно здесь, по его мнению, проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом: «только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия»3.

Демократия в Российской Федерации осуществляется и на основе принципа политического многообразия.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции. Политический   плюрализм   способствует   повышению   эффективности народовластия,  вовлечению  в  политическую  деятельность  широких слоев населения.

Политический плюрализм — это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма — предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Не являясь непосредственными носителями государственной власти, они являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции посредников между государством и обществом, реализуют интересы граждан в сфере государственной жизни. Занимая центральное место в системе негосударственных организаций, политическая партия представляет собой самостоятельное, самоуправляемое объединение граждан, имеющее определенную структуру и цели деятельности. В сложившихся демократических политических системах партии выступают в качестве выразителей различных политических курсов в рамках существующего конституционного строя и обще признанных правил общественного поведения.

Политическая структура современного общества довольно сложна, ее составляет огромное количество взаимодействующих с государством общественных объединений. При этом политические партии - это лишь один из их видов. Для того, чтобы отграничить партии как особый субъект права от всех иных видов общественных объединений, необходимо дать такое юридическое определение самого понятия политической партии, которое имело бы основополагающее значение для их правового регулирования.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных политических акциях, выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политические партии, являясь организациями, которые выражают интересы политически активной части населения, должны выполнять определенные функции в современных обществах в соответствии с политической, экономической и духовной ситуацией в государстве.

К основным функциям политических партии относятся:

- формирование  общественного мнения;

- политическое  образование и воспитание граждан;

-  выражение мнений граждан по  любым вопросам общественной  жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

выдвижение кандидатов на выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Информация о работе Демократия и ее формы