Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:37, курсовая работа
Со времен известного французского историка, социолога и политического деятеля Алексиса де Токвиля в политической литературе неоднократно высказывалась мысль, что развитие государственных форм неизбежно и закономерно приведет человеческое общество к демократии. На протяжении истории к идее демократии, основанной на принципах свободы и равенства, обращались лучшие умы человечества, обогащая и развивая это понятие.
Первоначально понятие демократии было выдвинуто древнегреческими мыслителями. В классификации государств, предложенной Аристотелем, демократия выражала "правление всех", в отличие от аристократии (правление избранных) и монархии (правлении одного). Пифагор обвинял демократов.
Введение 3
ГЛАВА 1. Понятие и признаки демократии 5
ГЛАВА 2. Формы демократии 12
2.1. Непосредственная демократия 12
2.2. Представительная демократия 22
Заключение 27
Список использованной литературы 30
Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования Центральной комиссией референдума, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам.
Выборы — это форма непосредственного участия граждан в управлении государством путем формирования высших представительных органов, органов местного самоуправления, их персонального состава.
Граждане демократического государства имеют право свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин может выражать свою волю свободно при соблюдении равенства. Свобода избирателя реализуется при помощи тайного голосования и требует установления гарантий против давления на него.
Избирательная
система может быть мажоритарной, пропорциональной
и смешанной (мажоритарно-пропорциональной)
Мажоритарная система — система определения результатов выборов, согласно которой депутатские мандаты от избирательного округа получают только кандидаты, получившие установленное большинство голосов.
Пропорциональная система – предполагает, что депутатские мандаты распределяются между партиями пропорционально количеству голосов, отданных за партию в границах избирательного округа.
Выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. (Легитимность - признание законности прав и полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа). В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания — Государственная Дума и глава государства — Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.
Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.
Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.
Главное в выборах — то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов — прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия.
Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Правовой основой выборов являются федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Основополагающие начала для проведения выборов всех уровней установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Полная свобода воли в избирательной кампании является правовой основой демократических выборов, непременным условием правомерности депутатских мандатов, занятия теми или иными гражданами выборных должностей. Отсюда и задача федерального закона — закрепить основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации.
2.2. Представительная демократия.
Согласно действующей Конституции РФ народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 3), а представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации (ст. 94). Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, однако их существование признается и гарантируется (ст. 12).
Что означает представительство народа? Испокон веков содержание института народного представительства заключалось в представлении парламентом (выборным полномочным представительным органом) определенных интересов, воли либо всего народа, либо населения, проживающего на определенной территории, либо части населения (сословное представительство).
Представительство народа — понятие условное. Возможно, оно перестало бы быть таковым, если бы всех депутатов избирал народ в целом, и депутаты не являлись одновременно представителями какой-либо партии (а в парламентах демократических государств таких депутатов большинство). На самом же деле за депутата голосует не весь народ, а избиратели лишь одного округа, которые учитывают не только личные качества кандидата, но и его партийную принадлежность, ориентир на ту или иную предвыборную программу.
Правовое положение парламентария (депутата) во многом определяется природой его мандата.
Депутатский мандат (от лат. mandatum — поручение) — документ, удостоверяющий законность полномочий депутата. В более широком смысле депутатский мандат представляет собой весь объем полномочий, прав и обязанностей депутата, а также форму взаимоотношений депутата с избирателями. Различают два вида депутатского мандата: императивный и свободный мандат.
Императивный мандат, существовавший в СССР и РСФСР, означает, что депутат рассматривается как непосредственный представитель той части населения, которая его избрала. Отсюда вытекает ответственность депутата перед избирателями, имеющими право давать наказы депутатам и отзывать их в установленных законом случаях, т. е. связанность волей избирателей в течение всей депутатской деятельности.
Отзыв депутата избирателями практически не исключает ситуации, когда депутат, получивший на выборах относительное большинство голосов, может быть лишен мандата голосами других избирателей вообще не голосовавших или голосовавших за других кандидатов. Институт отзыва не согласуется также с идеями плюрализма в парламентской деятельности, так как может быть направлен против парламентского меньшинства, что не соответствует условиям функционирования представительной системы в демократическом обществе.
Современное конституционное право России устанавливает свободный депутатский мандат, поскольку депутат Государственной Думы, независимо от того, избран он по одномандатному или федеральному избирательному округу, рассматривается как представитель всего народа, обязанный действовать в общегосударственных интересах. Это означает, что при выражении своей позиции депутат не связан с волей своих избирателей, не может быть ими отозван. Однако это вовсе не означает оторванности депутата от своих избирателей. Депутат должен поддерживать связь с избравшими его гражданами, информировать их о своей деятельности, вести прием избирателей и т.п.
Мандат члена Совета Федерации имеет некоторые особенности, связанные с природой данной палаты Федерального Собрания. С одной стороны, он не избирается населением непосредственно, а как уже оттмечалось, избирается (назначается) органами государственной власти конкретного субъекта Российской Федерации, и призван представлять его интересы. В этой связи член Совета Федерации очень жестко связан «наказами» органа, его избравшего (назначившего) и не обладает такой свободой волеизъявления, как депутат Государственной Думы, иначе его полномочия могут быть досрочно прекращены. С другой стороны, Повет Федерации в целом призван защищать не только интересы субъектов РФ, но и общенациональные интересы, которые должны быть приоритетными для членов Совета Федерации.
Принятие нового закона о выборах депутатов Госдумы потребовало значительной перекройки Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также других законов и правовых норм, связанных с выборами. В течение второй половины 2005 года и первой половины 2006 года российская Дума изменяла законодательство в сторону расширения возможностей административного управления выборами. Начав с облегчения управления федеральными выборами, российские законодатели продолжили расширять возможности административного управления выборами на уровне администраций регионов, предварительно лишив граждан права избирать старших региональных администраторов.
Перечислим новации российского избирательного законодательства, перекочевавшие в рамочный закон из нового закона о выборах депутатов Госдумы, то есть распространенные теперь на все уровни российских выборов.
• Упразднены избирательные блоки. В пояснительной записке это нововведение объяснялось следующим образом: «Усилившаяся роль политических партий в общественно-политической жизни страны, а также принятые в последнее время законодательные меры, направленные на увеличение численности политических партий, дают основание полагать, что отпала необходимость их объединения в избирательные блоки...».
• Снижение допустимой доли недействительных и недостоверных подписей в подписных листах до 10% теперь распространяется на все уровни выборов. В законопроекте первоначально предусматривалась пятипроцентная, как и в законе о выборах депутатов Госдумы, допустимая доля недействительных и недостоверных подписей. В предыдущей версии закона этот предел составлял 25%.
• Избирательный залог, залог который раньше мог вноситься с целью «страховки» на случай отказа в регистрации по подписям, теперь эту функцию утерял: регистрация осуществляется либо по избирательному залогу (15% от предельного размера избирательного фонда), либо по подписям.
В закон вводились следующие две важные новые нормы, также облегчающие административное управление выборами:
• Увеличивалась с одной трети до половины допустимая доля государственных и муниципальных служащих в составах избирательных комиссий;
• Вводился «единый избирательный день».
Отметим еще одно не очень заметное на первый взгляд изменение, «унаследованное» Федеральным законом «Об основных гарантиях ...» от нового закона о выборах депутатов Госдумы.
Из закона о гарантиях исчезла следующая норма: «Предвыборная агитация и публичные выступления зарегистрированных кандидатов на мероприятии, финансируемом, организуемом или проводимом для населения органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями допускаются только в случае, если об этом мероприятии были извещены все зарегистрированные кандидаты по данному избирательному округу и им была предоставлена возможность выступить на этом мероприятии».
Эта норма была введена в 2002 году как реакция на использование мероприятий, устраиваемых администрацией для населения, в качестве агитационных мероприятий с участием поддерживаемого администрацией кандидата. До начала действия нового закона о гарантиях в 2002 году участие «административных» кандидатов в различных устраиваемых администрацией праздниках, гуляниях, встречах с населением, собраниях, награждениях и т.п. носило массовый характер. Фактически такие мероприятия предоставляли «административным» кандидатам преимущество в таком виде агитации, как «массовые мероприятия».
В 2006 году Государственная дума продолжала «совершенствовать» Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав...»:
• Были введены запреты на выход из фракции депутатов, избранных по партийным спискам, а также выдвижение партией кандидатов, являющихся членами других партий
• Была отменена возможность голосования против всех кандидатов.
Еще одним нововведением в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав...» было расширение прав региональных законодателей по регулированию некоторых важнейших избирательных прав граждан. Новым законом региональным законодателям также разрешали допускать (или не допускать) назначение наблюдателей общественными объединениями, снижать до 10% от предельного размера избирательного фонда уровень избирательного залога, упразднять строку «против всех» в избирательном бюллетене.
Итак, представительная демократия — это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.
Заключение
Проведённое исследование позволяет нам сделать некоторые выводы в отношении Российской демократии и демократии в целом.
Прежде всего, надо отметить то, что, на мой взгляд, демократический режим для Российского общества является самым оптимальным в нынешних условиях, и это обусловлено в первую очередь многонациональностью населения страны.
Народ действительно должен принимать реальное участие в управлении государством, поскольку, как мы помним ещё из истории Древней Руси, нередко важные государственные вопросы решались всенародным голосованием на вечевых собраниях. Поэтому теперь, в нашем развитом обществе народовластие должно быть непременным атрибутом Российского государства, вместе с основными формами его реализации: референдумом и выборами.
Конечно, существующая в Российской федерации система демократии не идеальна, но в дальнейшем, на наш взгляд, если, например, представительство народа станет более эффективным, то многие недостатки системы исчезнут, и гораздо меньшее количество нареканий со стороны народа будет высказываться в адрес его представителей.