Демократизация государства и права Афин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:27, контрольная работа

Описание работы

Основные черты хозяйственной структуры государств- полисов Древней Греции свидетельствуют о формировании в середине первого тысячелетия до н. э. особой системы классовых отношений, которую исследователи античности определяют как развитое рабовладельческое общество. В наиболее законченном виде эта система сложилась в развитых торгово-промышленных полисах Греции, одним из которых были Афины. Под влиянием многих социально- экономических, этических и политических факторов здесь к тому же сложилась особая политическая система, ставшая первым в истории образцом демократической государственности, способствовавшей в V-IV вв. до н. э. расцвету афинского общества – его производительных сил, полисной организации, древнегреческой культуры.

Содержание работы

Введение 3
1. Возникновение государства в Афинах 4
2. Реформы Солона и Клисфена 6
3. Государственный аппарат Афин 9
4. Демократизация государства и права Афин 14
Заключение 17
Список использованных источников и литературы 19

Файлы: 1 файл

файил с работой.docx

— 37.63 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Возникновение государства в  Афинах 4

2. Реформы Солона и Клисфена 6

3. Государственный аппарат Афин 9

4. Демократизация государства и  права Афин 14

Заключение 17

Список  использованных источников и литературы 19

 

Введение

 

Основные черты  хозяйственной структуры государств- полисов Древней Греции свидетельствуют  о формировании в середине первого  тысячелетия до н. э. особой системы  классовых отношений, которую исследователи  античности определяют как развитое рабовладельческое общество. В наиболее законченном виде эта система  сложилась в развитых торгово-промышленных полисах Греции, одним из которых  были Афины. Под влиянием многих социально- экономических, этических и политических факторов здесь к тому же сложилась  особая политическая система, ставшая  первым в истории образцом демократической  государственности, способствовавшей в V-IV вв. до н. э. расцвету афинского  общества – его производительных сил, полисной организации, древнегреческой  культуры. Интерес исследователей к  феномену рабовладельческой демократической  республики, функционировавшей в  Афинах в середине I тысячелетия  до н. э., не ослабевает на протяжении многих веков.

Историки, специалисты  по теории государства и права  видят в них истоки и аналоги  многих политических, философских, этических  и т. п. проблем наших дней. В  последние годы этот процесс заметно  оживился и в России: в условиях воссоздания в нашей стране ряда демократических институтов изучение античной демократии приобрело особую актуальность.

 

1. Возникновение государства  в Афинах

 

В гомеровский период своей истории (XI-IX века до н. э.) Аттика была разделена  на несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой. Объединение Аттики было постепенным  и длительным процессом, продолжавшимся с конца I тысячелетия до н. э. и  завершилось тем, что все общины объединились вокруг Афин. Такое объединение  получило в Греции название синойкизма (греч. совместное поселение).  Синойкизм  не только усилил Афины, но и способствовал  разложению родовых отношений, которое  началось еще в гомеровский период.

Синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и способствовал  социально-имущественному расслоению населения Аттики, которое особо  интенсивно протекало в VIII-VII веках  до н. э.  Родовая знать создала  особую группу, носившую название эвпатридов, то есть «имеющих благородных отцов». Экономическую основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки  родового строя в Афинах были еще  очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось во владении рода. В руках эвпатридских родов, несмотря на их немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть.  Замкнутый господствующий верхушке эвпатридов противостояла  остальная масса аттического  свободного населения демос. Демос  не был однороден. В его состав входили крестьяне, имевшие собственную  землю, и так называемые феты –  крестьяне лишившиеся собственной  земли, ремесленники, купцы, судовладельцы.

Кроме того, в Аттике проживало  немало выходцев из других общин, считавшихся  людьми «не чистого происхождения» и составлявших группу метеков. Будучи лично свободными, метки не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах.

Низший слой аттического общества составляли лишенные каких бы то ни было прав рабы.

Старые родовые учреждения не соответствовали  новым отношениям, развивавшимся  в афинской общине. Потому организация  управления в Афинах претерпевает существенные изменения.

В древности верховная власть в  Аттике принадлежала басилеям. Однако около VIII века до нашей эры царская  власть в Афинах исчезла. Профессор  С. И. Радциг считает, что потомки  последнего афинского царя Кодра  предпочли выборную власть архонта  наследственной должности царя. Архонты, избранные из эвпатридов, управляли  Афинами.

Сначала эта должность была пожизненной, затем архонты стали избираться на 10 лет и, наконец, на один год. Первоначально  избирался только один архонт. Позже  образовалась коллегия из девяти архонтов. Эти должности исполнялись безвозмездно, и архонтство считалось высшей почестью не только для самого архонта, но и  для всего его рода.  По окончании  срока полномочий архонты вступали в ареопаг высший государственный  совет, заменивший совет старейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом.  В Аттике VIII-VI веков до н. э. продолжало созываться народное собрание – экклесия. Как полагают историки в экклесии («собрании вызванных лиц») могли  принимать участие только те граждане, которых приглашали на него архонты. Поэтому народное собрание Афин в  тот период было послушным инструментом в руках родовой знати, которая  могла не допустить к участию  в нем неугодных ей общинников.

Внутриполитическая жизнь Древней  Греции проходила под знаком борьбы эвпатридов и демоса. Классовые противоречия усугублялись, а вместе с ними обострялись  и классовая борьба, усиливалось  общественное недовольство.

Первой серьезной уступкой эвпатридов демосу было издание писанных законов 3 законов Драконта. До этого времени  писанных законов не существовало. Судили согласно обычаям предков. Отсутствие писанных законов позволяло судьям-аристократам выносить несправедливые решения, что побуждало широкие слои населения требовать записи существующих обычаев.

В 621 году до н. э. одному из архонтов, Драконту, было поручено пересмотреть и записать действующее  обычное право. Так возникли Драконтовы законы. Они отличались необычайной  жестокостью и основной мерой  наказания являлась смертная казнь. Отсутствие других мер, свидетельствует  о примитивности этих законов. Драконт  лишь записал существовавшие устные законы. Однако драконтовы законы имели  большое историческое значение. Писанное право вносило порядок в имущественные  и деловые отношения и ограничивало произвол суда1.

2. Реформы Солона и Клисфена

 

Положение крестьян в Аттике VII-VI веков  до н. э. было крайне тяжелым. Главной  бедой деревни было ростовщичество, которым занималась часть эвпатридов. Они давали ссуды под залог  земли. Если общинник не выплачивал свой долг в срок, земля фактически переходила в собственность кредитора, хотя юридически ей продолжал владеть  должник. Оставшиеся без земли крестьяне  вынуждены были брать деньги под  залог личной свободы. В случае, если долг не уплачивался вовремя, кредитор мог продать в рабство и  должника, и членов его семьи.

Солон являлся потомком царской фамилии Медонтидов и стяжал себе славу по всей Греции. После победы афинян, которыми командовал Солон, над Мегарами в 594 году до н. э. Солон был избран  первым архонтом архонтом-эпонимом. Своре задачей он поставил успокоение крестьянства и сохранение политического и экономического господства эвпатридов. Поэтому первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия «стряхивание бремени». Она освобождала массу должников из рабства, тех же, что были проданы в рабство за границу, государство выкупило за свой счет; запрещала личную кабалу, продажу несостоятельных должников в рабство.

Кроме того, Солон издает законы, ограничивающие землевладение, закон разрешающий  вывоз за границу оливкового масла  и запрещающий вывозить зерно. Своими указами Солон поощряет развитие ремесленничества и торговли, проводит денежную реформу.  Логическим венцом солоновских реформ является тимократическая (греч. «тимэ» имущество, ценз), которая установила имущественный ценз, который стал определять политические права граждан.

Все граждане были разделены на четыре класса. Первый класс составляли пентакосиомедимны, то есть граждане, получавшие ежегодный  доход в 500 медимнов (1 медимн равнялся 52,5 литра) зерна.  Ко второму классу, всадников, принадлежали граждане, имевшие  доход в 300 медимнов.

Оба этих класса получали право замещать все важнейшие государственные  должности, но архонтами и казначеями могли стать только представителя  первого класса.

Третий, самый многочисленный, класс  составляли зевгитьы 2 200 медимнов годового дохода. Все прочие зачислялись в  четвертый класс фетов.  Деление  на имущественные разряды преследовало не только политические, но и военные  цели. На гражданах каждого разряда  лежала обязанность военной службы.

При Солоне вырастает роль народного  собрания, в котором теперь могли  участвовать все без исключения взрослые афинские граждане.  Для  предварительного рассмотрения дел, поступавших  на рассмотрение в народное собрание, был учрежден совет четырехсот, по 100 человек от каждого разряда. Этот совет оказывал сдерживающее влияние  на народное собрание и на совет  ареопагов.

Кроме того, феты могли быть избраны  в созданный Солоном суд присяжных  гелиэю, который был высшим судебным органов Афин.  Реформы Солона носили компромиссный, половинчатый характер. Плутарх в «Сравнительных описаниях» пишет: «... Фаний Лесбоский рассказывает, что сам Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он пообещал раздел земли, а людям богатым обеспечение долговых обязательств»2.

Ни демос ни эвпатриды не были удовлетворены реформами. Борьба между  этими слоями общества продолжилась и привела к установлению тирании  Писистрата.

Только через 90 лет после солоновских  реформ, в 509 году до н. э. Клисфен, поддерживаемый широкими слоями демократически настроенных масс, предлагает реформы, которые должны были окончательно подорвать господство родовой знати.

Важнейшей реформой Клисфена было введение нового административного деления Аттики на три территориальных округа:

  1. город Афины и его пригороды;
  2. внутренняя центральная полоса;
  3. береговая полоса.

Каждый округ состоял из 10 триттий, 3 триттии, по одной от каждого округа, составляли филу, и, таким образом, составлялись 10 фил. Такая территориальная организация  позволяла смешать население, разъединить  роды, а, следовательно, ослабить эвпатридов.

Триттии распадались на мелкие сельские единицы демы, каждый из которых  являлся административной, военной  и политической единицей. В демах  происходили выборы членов суда присяжных  и в совет пятисот, который  пришел на смену прежнему совету четырехсот. В совет пятисот выбиралось по 50 человек от каждой филы. Кроме того, Клисфен создал коллегию из десяти стратегов, которые по очереди выполняли  функции главнокомандующих войсками.

Для предотвращения возможности установления тирании Клисфен ввел процедуру  остракизма, которая могла удалить  из Афин сроком на 10 лет любого гражданина, который по мнению общества мог представлять угрозу гражданским свободам.

Реформы Клисфена сыграли большую  роль в становлении греческой  демократии. «После Клисфена Афинское государство сделалось значительно  демократичнее, чем оно было, например, при Солоне»3.

3. Государственный аппарат  Афин

 

Государственный аппарат Афин состоял  из следующих органов власти: Народного  собрания, Совета пятисот, гелиэи, коллегии стратегов и коллегии архонтов. Народное собрание (экклесия) являлось главным  – суверенным и законодательным  – органом афинского государства. Право участия в его работе имели все полноправные афинские мужчины, достигшие двадцатилетнего  возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий. Полномочия Народного собрания были весьма  широкими: они охватывали практически  все стороны жизни Афинского  полиса. Здесь принимали законы, решали вопросы войны и мира, избирали должностных лиц, заслушивали отчеты магистратов по окончании сроков их полномочий, решали вопросы  снабжения  города продовольствием, обсуждали  и утверждали государственный бюджет, осуществляли контроль за воспитанием  юношей. В компетенцию народного  собрания входило и такое чрезвычайное мероприятие как остракизм. Специфическое  значение имели права Народного  собрания по охране основных законов. Сэтой целью была учреждена специальная  коллегия для охраны законов (номофилаков), которая получала свои полномочия непосредственно  от Народного собрания. Это был  специальный орган «хранителей законов», наблюдавший за строгим выполнением афинских законов всеми органами государства. Кроме того, любой член Народного собрания мог выступать в экклесии с чрезвычайными заявлениями о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами против лиц, внесших в народное собрание предложения, нарушающие общественные законы. Институт «жалобы на противозаконие» оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодательных актов.

По мнению российских исследователей, право каждого  афинского гражданина возбуждать жалобы на противозакония стало подлинной,  основной опорой афинской демократической конституции. В Народном собрании был установлен довольно демократический  порядок  работы. Выступить перед согражданами мог любой его участник. Однако, оратор должен был придерживаться некоторых  правил, которые, в частности, запрещали  повторяться, оскорблять своего оппонента, говорить не по существу дела и т. п. Экклесия собиралась довольно часто: каждая  притания, по сообщениям Аристотеля, созывала 4 Народных собрания, то есть –  приблизительно 1 раз в 8-9 дней. Нередко собирались и внеочередные собрания.

На одном – главном из этих собраний, как замечает Аристотель, решалось, считает народ политику властей правильной или нет. В  конце V века до н. э. за посещение Народных собраний простые граждане Афин стали  получать плату: сначала в размере  обола, а затем – трех оболов. Это сделало возможным участие  в Народных собраниях широких  масс населения, в том числе –  малоимущего. Важную роль в системе  государственных органов играл  и Совет 500 (булэ).

Будучи одним из основных институтов афинской демократии, Совет являлся  рабочим органом Народного собрания, наделенным правом законодательной  инициативы. Избирался он посредством  жребия из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50  человек от каждой из 10 фил  – территориальных округов полиса. В компетенцию Совета входила подготовка и обсуждение всех дел,  которые необходимо было решить на Народном собрании. Он давал предварительное заключение по обсуждаемым вопросам, без которого народ не мог вынести постановления. Кроме того, Совет следил за соблюдением  решений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты.

Важной функцией Совета являлась организация  строительства  флота. Совет 500 производил также проверку (докимассию)  девяти архонтов и кандидатов в члены  Совета на следующий год, вел наблюдение за всеми общественными постройками, ведал исполнением общественных и государственных дел. Совет  имел право привлекать к суду должностных  лиц, прежде всего, виновных в неправильном расходовании государственных средств.

Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэе. Повседневными  делами афинского государства руководила непосредственно одна десятая часть  Совета – то есть одна фила. Дежурство  и срок дежурства десятой части  Совета (филы) называлось одной пританией. «Обязанности пританов, – как пишет  об этом Аристотель, – исполняют  каждая из фил по очереди. Первые четыре – по 36 дней каждая, а следующие  шесть – по 35 дней каждая»4.  В обязанности пританов входило собирать Совет и народ: Совет – ежедневно, а Народные собрания – 4 раза в каждую пританию. Пританы путем жеребьевки каждый день избирали из своей среды председателя, который затем возглавлял и работу Народного собрания. Заседания Совета происходили ежедневно, кроме неприсутственных дней. Срок полномочий членов Совета – 1 год, по истечении которого они должны были отчитаться перед народом. Состав Совета обновлялся ежегодно, причем повторное избрание разрешалось лишь через несколько лет и только 1 раз.

Информация о работе Демократизация государства и права Афин