Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:27, контрольная работа
Основные черты хозяйственной структуры государств- полисов Древней Греции свидетельствуют о формировании в середине первого тысячелетия до н. э. особой системы классовых отношений, которую исследователи античности определяют как развитое рабовладельческое общество. В наиболее законченном виде эта система сложилась в развитых торгово-промышленных полисах Греции, одним из которых были Афины. Под влиянием многих социально- экономических, этических и политических факторов здесь к тому же сложилась особая политическая система, ставшая первым в истории образцом демократической государственности, способствовавшей в V-IV вв. до н. э. расцвету афинского общества – его производительных сил, полисной организации, древнегреческой культуры.
Введение 3
1. Возникновение государства в Афинах 4
2. Реформы Солона и Клисфена 6
3. Государственный аппарат Афин 9
4. Демократизация государства и права Афин 14
Заключение 17
Список использованных источников и литературы 19
Членам Совета выплачивалось жалованье
в размере 5-6 оболов. В системе
государственных органов Афин V в.
до н. э. сохранялся и ареопаг, в который
входили представители афинской
аристократии путем кооптации на
пожизненный срок. Ареопаг наблюдал
за состоянием общественных нравов и
выступал в качестве судебной инстанции
по делам об убийствах, поджогах, телесных
повреждениях, нарушениях религиозных
предписаний. Коллегия десяти стратегов
избиралась путем открытого голосования
поднятием рук из числа наиболее
богатых и влиятельных граждан
Афин. Она осуществляла верховное
руководство и командование всеми
вооруженными силами полиса. Соответственно,
чем выше в тот или иной период
было значение афинской армии и флота,
тем больший вес в обществе
имела и коллегия стратегов. По афинским
законам, все десять стратегов обладали
равными правами и имели
В качестве судебного органа гелиэя разбирала частные дела афинских граждан, все государственные дела, споры между союзниками Афин и наиболее существенные дела граждан союзных государств. Как уже отмечалось, функции гелиэи выходили далеко за пределы чисто судебных разбирательств. Огромный политический вес этому органу придавало прежде всего его участие в охране конституции и законодательства. Кроме гелиэи в Афинах действовало еще несколько судебных органов: ареопаг, 4 коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия 40.
Таким образом, по свидетельству Аристотеля, практически все должности, «входящие в круг обычного управления», в Афинах были выборными.
Кандидаты на них избирались по жребию, за исключением должностей военных, а также «казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов», которых избирали «поднятием рук».
Широкое участие граждан в управлении
государством достигалось путем
увеличения числа коллегий, их сменяемости
и подотчетности Совету 500 и Народному
собранию, а также путем включения
в состав гелиэи представителей всех
категорий афинского
Сложившаяся система предоставляла
афинским гражданам право не только
участвовать в управлении государством,
но и контролировать афинскую конституцию.
Складывание этой системы происходило
в борьбе с консервативными тенденциями,
представленными олигархически
настроенной аристократией. Однако
демократия, опиравшаяся на поддержку
широких масс, одержала в этой борьбе
решительную победу. Для своего времени
афинская демократическая республика
имела самое передовое
Государство в свою очередь брало
на себя обязанности по заботе об их
материальном благосостоянии и развитии
культуры. По словам Фукидида, преимущество
этой политической системы заключалось
в том, что она давала людям
возможность быть политически и
нравственно свободными, создавало
условия для раскрытия и
Реформы Клисфена уничтожили остатки
родового строя, тормозившие развитие
производительных сил и ликвидировали
аристократическую республику. Однако
это не сделало Афины
В 471 году до н. э. в Афинах утвердилось
правительство олигархов во главе
с Кимоном, который взял курс на сближение
со Спартой, которую считал идеалом.
Но такая попытка не имела успеха
среди населения, и этим воспользовались
сторонники демократии: Кимон был
подвергнут остракизму, против большинства
членов ареопага были возбуждены судебные
процессы по обвинению во взяточничестве,
злоупотреблениях доверием граждан
и так далее. Это подорвало
доверие афинских граждан к этому
органу власти и в 462 году до н. э. народное
собрание приняла закон, по которому
ареопаг лишался своих прежних
функций и превращался в
Вскоре после этого
Во внутренней политике также происходили
изменения. В 457-456 годах был изменен
порядок избрания архонтов. Отныне
эта должность стала доступной
для третьего и четвертого класса
граждан зевгитов и фетов. Несколько
позже были восстановлены суды по
демам. Борьба Афин со Спартой продолжалась
с переменным успехом. Власть демократов
снова сменилась властью
В эти годы в городе окончательно складывается демократическая конституция. Несмотря на то, что цензовый порядок, введенный Солоном, продолжал сохраняться, все афинские граждане имели возможность занимать высшие руководящие должности, за исключением казначейских. Должностных лиц отныне стали избирать путем жеребьевки, а не голосованием: этим способом продолжали избирать на посты, требовавшие специальных знаний и талантов.
Было установлено
При Перикле порядок
Изменения в народном собрании повлекли за собой перемены и в другом важном государственном органе совете пятисот. В него входили десять, избиравшихся по филам, пританей по пятьдесят человек в каждой. Каждая из пританей по очереди в строго определенное время года осуществляла свои функцию совет пятисот стоял во главе государства, ведал делами войны и мира, управлял финансами, осуществлял надзор за арсеналами, доками, флотом, контролировал и регулировал торговлю, осуществлял контроль за должностными лицами. И все таки главной функцией совета пятисот являлось предварительное обсуждение дел, поступающих на рассмотрение народного собрания. Таким образом, прежде всего совет пятисот был совещательным органом.
Со времени греко-персидских войн сильно возросло значение коллегии десяти стратегов, которые командовали флотом и войсками, ведали внешней политикой, финансами и т. д. переизбрание в коллегию можно было производить много раз, однако, за допущенные ошибки, злоупотребления, неоправданное доверие стратега можно было снять с поста до истечения срока полномочий и подвергнуть судебной ответственности: штрафу, лишению прав гражданства и даже смертной казни. За исполнение должности стратега денежное вознаграждение не предусматривалось, поэтому на этот пост могли претендовать только обеспеченные граждане.
Таким образом, основные черты хозяйственной структуры государств- полисов Древней Греции свидетельствуют о формировании в середине первого тысячелетия до н. э. особой системы классовых отношений. В наиболее законченном виде эта система сложилась в развитых торгово-промышленных полисах Греции, одним из которых были Афины.
Под влиянием многих
социально-экономических, этических
и политических факторов здесь к
тому же сложилась особая политическая
система, ставшая первым в истории
образцом демократической
Самой крупной реформой Солона была
сисахфия «стряхивание бремени». Она
освобождала должников из рабства,
тех же, что были проданы в рабство
за границу, государство выкупило за
свой счет; запрещала личную кабалу,
продажу несостоятельных
Солон издает законы, ограничивающие землевладение, закон, разрешающий вывоз за границу оливкового масла и запрещающий вывозить зерно.
Своими указами Солон поощряет развитие ремесленничества и торговли, проводит денежную реформу.
Логическим венцом солоновских реформ является тимократическая (греч. «тимэ» имущество, ценз), которая установила имущественный ценз, который стал определять политические права граждан.
Важнейшей реформой Клисфена было введение нового административного деления Аттики на три территориальных округа:
Интерес исследователей
к феномену рабовладельческой
Историки, специалисты по теории государства и права видят в них истоки и аналоги многих политических, философских, этических и т. п. проблем наших дней.
1 Строгецкий В. М. Полис и империя в классической Греции. М.,1999. С. 32.
2 Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. С. Л. Утченко. М, 1962. С. 41.
3 Кондратюк М. В. Афинская демократия // Античная Греция: Проблемы развития полиса. Т. 1. М., 1995. С. 29.
4 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. М., 1996. Ч. 2. С. 411.