Депутатская неприкосновенность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 00:08, реферат

Описание работы

В юридической литературе обычно акцентируется внимание лишь на общих положениях института депутатской неприкосновенности, на особом порядке привлечения депутата к ответственности. Вопросы о целесообразности применения, о содержании (объеме) института депутатской неприкосновенности затрагиваются лишь косвенно.
Как отмечает О.Е. Кутафин, «неприкосновенность - одна из важнейших гарантий статуса официальных лиц, выполнения ими своих обязанностей, означающая прежде всего невозможность ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемых судом, без согласия уполномоченных или государственных органов».

Содержание работы

Правовое регулирование неприкосновенности депутатов…………………………..3
Сфера депутатской ответственности………………………………………………….4
Основания прекращения полномочий депутата……………………………………...5
Лишение депутатской неприкосновенности…………………………………………6
Заключение……………………………………………………………………………..8
Литература……………………………………………………………………………...9

Файлы: 1 файл

Депутатская неприкосновенность.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Саратовская государственная  юридическая академия»

 

 

Кафедра конституционного и международного права

 

 

Учебная дисциплина

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО 

 

 

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

(реферат)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:

студентка 2 курса

226 группы

Института юстиции

Абдулова А.Е.

 

Преподаватель: 
Семенов А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САРАТОВ 2012

 

Содержание

Правовое регулирование  неприкосновенности депутатов…………………………..3

Сфера депутатской ответственности………………………………………………….4

Основания прекращения  полномочий депутата……………………………………...5

Лишение депутатской  неприкосновенности…………………………………………6

Заключение……………………………………………………………………………..8

Литература……………………………………………………………………………...9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое  регулирование неприкосновенности депутатов 

Правовой статус депутата Государственной Думы - это закрепленные Конституцией и законодательством  Российской Федерации права и  обязанности депутата, а также  правовые основы деятельности депутата и социальные гарантии осуществления им депутатской деятельности.

Дискуссии о неприкосновенности депутата не теряют своей актуальности. И повод тому дают не только кабинетные размышления теоретиков, но и правоприменительная практика. Неприкосновенность - одна из важнейших правовых гарантий, которая позволяет отстаивать выборным лицам интересы населения и государства. Неприкосновенность можно определить как пакт (соглашение) между населением и их представителями на участие в государственном и местном управлении, обеспеченное защищенностью от каких бы то ни было посягательств со стороны иных лиц.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ депутат - член представительного  органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской  территории города федерального значения.

Закрепление гарантий прав депутатов в отношениях с правоохранительными органами должно быть направлено на обеспечение неприкосновенности.

В юридической литературе обычно акцентируется внимание лишь на общих положениях института депутатской неприкосновенности, на особом порядке привлечения депутата к ответственности. Вопросы о целесообразности применения, о содержании (объеме) института депутатской неприкосновенности затрагиваются лишь косвенно.

Как отмечает О.Е. Кутафин, «неприкосновенность - одна из важнейших гарантий статуса официальных лиц, выполнения ими своих обязанностей, означающая прежде всего невозможность ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемых судом, без согласия уполномоченных или государственных органов».

 

 

Сфера депутатской ответственности

Вместе с тем, остается совершенно не исследованным вопрос о том, какие правонарушения считаются  совершенными при исполнении депутатских  полномочий, а какие нет?

Согласно п. 8 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ «гарантии прав депутата представительного органа местного самоуправления при привлечении их уголовной или административной ответственности, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата устанавливаются федеральными законами».

Сам Закон непосредственно  не регламентирует эти вопросы, но перечисляет  те составляющие депутатской неприкосновенности, которые должны быть обязательно  отражены в федеральном законодательстве. В частности, Закон устанавливает, что гарантии прав депутатов при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами. Кроме того, депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе после истечения срока его полномочий. Данное положение не распространяется лишь на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Сегодня практика применения института неприкосновенности к участникам муниципальных правоотношений, показывает, что уголовные дела возбуждаются по фактам: уклонения от уплаты налогов; сокрытия доходов; незаконного предпринимательства; злоупотребления полномочиями; мошенничества; кражи; получения взятки.

Основания прекращения полномочий депутата

Основания прекращения  полномочий депутата прописаны в  ст. 4 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской  Федерации.

1. Полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:

а) письменного заявления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;

б) избрания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации;

в) поступления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу, вхождения их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, финансирование которой не противоречит требованиям, предусмотренным пунктом "в" части второй статьи 6 настоящего Федерального закона;

в.1) вхождения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

г) утраты членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;

д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы;

е) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо о признании их недееспособными;

ж) признания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;

и) смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

2. Полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

3. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае:

а) роспуска Государственной Думы, предусмотренного статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации;

б) выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;

 

Лишение депутатской  неприкосновенности

Вопрос о лишении  депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации неприкосновенности решается самим законодательным органом субъекта Российской Федерации по представлению прокурора в десятидневный срок на основании заключения мандатной комиссии законодательного органа, образуемого по данному вопросу.

Представление прокурора субъекта Российской Федерации выносится также для получения согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации на передачу дела в суд в случаях, предусмотренных законом.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном регламентом или иным правовым актом, определяющим порядок его деятельности, рассматривает представление прокурора субъекта Российской Федерации и не позднее чем через четырнадцать дней со дня получения представления принимает по нему мотивированное решение, о котором в трехдневный срок извещает прокурора субъекта РФ. О возбуждении, прекращении уголовного дела либо о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ орган дознания, следователь либо суд в трехдневный срок сообщает законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ. Отказ законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации от дачи согласия на лишение неприкосновенности депутата является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу, а также производство по делу об административном правонарушении и влекущем прекращение таких дел. Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может не допустить  передачу дела в суд, принимая на себя тем самым его функцию оценивать фактические обстоятельства и презумпцию невиновности.

 

 

 

Заключение

Следует отметить, что  депутатская неприкосновенность существовала и существует в парламентах многих стран. Она выступает как гарант политического плюрализма и свободы  слова избранников народа, как защита от попыток преследования депутатов за их убеждения. Одним из существенных элементов правового статуса депутата является неприкосновенность, как гарантия депутатской деятельности.

На мой взгляд, депутатская  неприкосновенность не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности депутата и тем самым законодательного (представительного) органа, его самостоятельности и независимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: «Омега-Л», 2012
  2. Авакьян С.А. Федеральное Собрание - Парламент России. М., 2010
  3. Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2009
  4. Бекетова С.М., Скрипников Б.М. Правовое регулирование депутатской неприкосновенности на региональном уровне //Журнал росийского права. 2009. № 10-11
  5. Окулич И.П. Депутатская неприкосновенность как гарантия деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, М., 2001
  6. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
  7. Федеральный закон от 5 июля 1999 г. № 133-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О статусе депутатов Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое регулирование  неприкосновенности депутатов

(2 слайд) Правовой статус депутата Государственной Думы - это закрепленные Конституцией и законодательством Российской Федерации права и обязанности депутата, а также правовые основы деятельности депутата и социальные гарантии осуществления им депутатской деятельности.

Дискуссии о  неприкосновенности депутата не теряют своей актуальности. И повод тому дают не только кабинетные размышления теоретиков, но и правоприменительная практика.

Неприкосновенность  можно определить как пакт (соглашение) между населением и их представителями на участие в государственном и местном управлении, обеспеченное защищенностью от каких бы то ни было посягательств со стороны иных лиц.

(3 слайд) Согласно ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Информация о работе Депутатская неприкосновенность