Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 00:08, реферат
В юридической литературе обычно акцентируется внимание лишь на общих положениях института депутатской неприкосновенности, на особом порядке привлечения депутата к ответственности. Вопросы о целесообразности применения, о содержании (объеме) института депутатской неприкосновенности затрагиваются лишь косвенно.
Как отмечает О.Е. Кутафин, «неприкосновенность - одна из важнейших гарантий статуса официальных лиц, выполнения ими своих обязанностей, означающая прежде всего невозможность ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемых судом, без согласия уполномоченных или государственных органов».
Правовое регулирование неприкосновенности депутатов…………………………..3
Сфера депутатской ответственности………………………………………………….4
Основания прекращения полномочий депутата……………………………………...5
Лишение депутатской неприкосновенности…………………………………………6
Заключение……………………………………………………………………………..8
Литература……………………………………………………………………………...9
Закрепление гарантий прав депутатов в отношениях с правоохранительными органами должно быть направлено на обеспечение неприкосновенности.
(4 слайд) В юридической литературе обычно акцентируется внимание лишь на общих положениях института депутатской неприкосновенности, на особом порядке привлечения депутата к ответственности. Вопросы о целесообразности применения, о содержании (объеме) института депутатской неприкосновенности затрагиваются лишь косвенно.
Сфера депутатской ответственности
(5 слайд) Вместе с тем, остается совершенно не исследованным вопрос о том, какие правонарушения считаются совершенными при исполнении депутатских полномочий, а какие нет?
Согласно п. 8 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ «гарантии прав депутата представительного органа местного самоуправления при привлечении их уголовной или административной ответственности, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата устанавливаются федеральными законами».
(6 слайд) Сам Закон непосредственно не регламентирует эти вопросы, но перечисляет те составляющие депутатской неприкосновенности, которые должны быть обязательно отражены в федеральном законодательстве. В частности, Закон устанавливает, что гарантии прав депутатов при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.
(7 слайд) Кроме того, депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе после истечения срока его полномочий. Данное положение не распространяется лишь на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
Сегодня практика применения института неприкосновенности к участникам муниципальных правоотношений, показывает, что уголовные дела возбуждаются по фактам: уклонения от уплаты налогов; сокрытия доходов; незаконного предпринимательства; злоупотребления полномочиями; мошенничества; кражи; получения взятки.
Основания прекращения полномочий депутата
(8 слайд) Основания прекращения полномочий депутата прописаны в ст. 4 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.
(10 слайд) 3. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае:
а)роспуска Государственной Думы, предусмотренного статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации;
б) выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;
Лишение депутатской неприкосновенности
(11 слайд) Вопрос о лишении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации неприкосновенности решается самим законодательным органом субъекта Российской Федерации по представлению прокурора в десятидневный срок на основании заключения мандатной комиссии законодательного органа, образуемого по данному вопросу.
(12 слайд) Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном регламентом или иным правовым актом, определяющим порядок его деятельности, рассматривает представление прокурора субъекта Российской Федерации и не позднее чем через четырнадцать дней со дня получения представления принимает по нему мотивированное решение, о котором в трехдневный срок извещает прокурора субъекта РФ.
(13 слайд) О возбуждении, прекращении уголовного дела либо о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ орган дознания, следователь либо суд в трехдневный срок сообщает законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ.
(14 слайд) Отказ законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации от дачи согласия на лишение неприкосновенности депутата является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу, а также производство по делу об административном правонарушении и влекущем прекращение таких дел. Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.
Законодательный
(представительный) орган государственной
власти субъекта Российской Федерации
может не допустить передачу дела
в суд, принимая на себя тем самым
его функцию оценивать фактичес
Заключение.
(15 слайд) Следует отметить, что депутатская неприкосновенность существовала и существует в парламентах многих стран. Она выступает как гарант политического плюрализма и свободы слова избранников народа, как защита от попыток преследования депутатов за их убеждения.
(16 слайд) На мой взгляд, депутатская неприкосновенность не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности депутата и тем самым законодательного (представительного) органа, его самостоятельности и независимости.