Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 09:09, реферат
Основная цель работы - изучение основных этапов конституционно-правового развития России.
Задачи:
- рассмотреть особенности возникновения конституционного процесса в России и его развитие до 1917 года;
- охарактеризовать основные черты конституций 1918, 1924, 1936, 1977,1993 годов;
- проанализировать предпосылки принятия конституций;
- изучить различия в конституциях периода существования СССР и сравнить их с Конституцией РФ 1993 года.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Досоветский период российского конституционализма…………….4
1.1. Конституционный процесс в России в 1734-1906 годов………………….4
1.2. Конституционный процесс в России в 1906-1917 годов…………………..6
Глава 2. Характеристика Конституций России советского периода…………..8
2.1. Конституция РСФСР 1918 года…………………………………………….8
2.2. Конституция РСФСР 1925 года……………………………………………11
2.3. Конституция РСФСР 1937 года……………………………………………13
2.4. Конституция 1978 г. - последняя советская Конституция…………….....15
Глава 3. Конституция Российской Федерации 1993 года……………………..17
3.1. Конституционные реформы 1989-1993 гг. Необходимость принятия новой конституции……………………………………………………………....17
3.2. Конституция Российской Федерации 1993 года: основные черты, особенности, функции и юридические свойства………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………………....24
Приложение……………………………………………………………………....26
«Новизна содержания Конституции 1925 г. заключается в следующем:
1. В ней отражен
факт вхождения РСФСР в Союз
СССР. Компетенция РСФСР как
2. В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституции уже появились положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них. В структуре Конституции была выделена глава 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», в которой определялись принципы формирования их органов государственной власти, порядок принятия Конституций АССР».8
Вывод: Оставаясь открыто классовой, Конституция 1925 года существенно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции в интересах всего человечества. Она стала юридически более строгой, без общих политических положений, присущих Конституции 1918 года. Конституция 1925 года просуществовала недолго. Но 13 лет, которые этот закон действовал, были временем колоссальных изменений в обществе и государстве.
2.3. Конституция РСФСР 1937 года
Принятие Конституции РСФСР 1937ода было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что привело к значительному расширению социалистической демократии.
21 января 1937 года Чрезвычайный 17-й Всероссийский съезд Советов принял очередную Конституцию РСФСР - «Конституцию победившего социализма». Ее принятие совпало с пиком сталинских репрессий и фактическим государственным переворотом, окончательно установившим режим личной власти. Эта конституция абсолютно не отражала реальное положение
дел.
Принятие Конституции 1937 г. объяснялось вступлением страны в новый этап построения основ социализма, полной ликвидацией эксплуататорских классов, т.е. фактическим уничтожением тех слоев населения, которые противились тоталитаризму. Конституции этого этапа, как Союза, так и РСФСР и других союзных республик, отличают следующие черты:
1. Они сохранили классовую сущность, воплощая диктатуру пролетариата. Но форма выражения этой сущности изменилась. Было отменено лишение граждан политических прав по социальному признаку, введено всеобщее равное избирательное право.
2. В конституциях
были введены главы об
3. Конституциям
этого этапа характерно
4. Конституции
1937 г. впервые утверждались как
«конституции построенного
5. С юридической
стороны конституции этого пери
6. В Конституции
РСФСР 1937 г. более развернуто
закреплены принципы ее
7. Полнее в Конституции РСФСР 1937 г. отражены и нормы, относящиеся к ее собственному федеративному устройству.
Вывод: Если предыдущая Конституция была посвящена одной главной проблеме – организации государственного единства СССР, то новая Конституция – документ всеобъемлющий. Мы видим здесь вопросы общественного строя, правового статуса граждан, избирательного права.
2.4. Конституция 1978 г. - последняя советская Конституция
Конституция РСФСР 1978 г. подтвердила преемственность идей и принципов Конституций РСФСР 1918 г. и последующих годов. Конституция 1978 г. впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ РСФСР.
Конституция 1978 г. значительно изменилась структурно. В ней появились 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция стала более объемной.
В преамбуле указывалось на основополагающее для жизни страны значение идей научного коммунизма. Закрепляла Конституция РСФСР 1978 г. и руководящую роль Коммунистической партии Советского Союза в обществе и государстве. В качестве основы экономической системы РСФСР она утверждала государственную (общенародную) и колхозно-кооперативную собственность, закрепляла плановое ведение хозяйства.
В основу организации государственной власти советская Конституция России формально закладывала принцип верховенства Советов.
Основной Закон РСФСР провозглашал и закреплял политические, социально-экономические и личные права граждан. Однако отсутствовали конституционный механизм и гарантии, которые могли бы обеспечивать реализацию этих прав. Конституционные права и свободы граждан, как известно, грубо попирались, например, в период массовых репрессий 30-х гг. Конституционное законодательство не могло обеспечить независимость судов - одного из необходимых устоев действительно правового государства.
Государство объявлялось советским и социалистическим, но не правовым. Оно рассматривалось как «основное орудие строительства социализма и коммунизма». Этому соответствовал и механизм государственной власти, игнорировавший принцип разделения властей, сильную исполнительную власть, независимое правосудие.
Вывод: Конституция 1978 года впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством. Был закреплен более полный перечень прав граждан, введены такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья.
Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.
Глава 3. Конституция Российской Федерации 1993 года
3.1. Конституционные реформы 1989-1993 гг. Необходимость принятия новой конституции
Жизнедеятельность общества и государства обусловливает постоянное
конституционное развитие. При определенных обстоятельствах оно получает вид конституционной реформы.
«Конституционная реформа состоит в последовательности политико-правовых решений и действий государственной власти, направленных на приведение писаных норм юридического высшего закона страны в соответствие с той реальной ситуацией, которая диктуется потребностями общественного развития и правосознания».9
В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства.
Принятие Декларации о государственном суверенитете 12 июня 1990 г. стало отправным пунктом в начале работы по подготовке новой российской Конституции.
Однако в
связи с конфронтацией между
законодательной и
После августа 1991 года в стране сложилась новая внутриполитическая обстановка. Распался Союз, рухнул тоталитарный режим, ушла в небытие КПСС, началась ломка старой экономической системы общества.
Требовался новый основной закон государства, отражающий сложившиеся в стране принципиально иные общественные отношения по сравнению с теми, которые навязала обществу Советская власть.
В результате Съездом народных депутатов Российской Федерации принято два постановления о подготовке проекта новой Конституции, так как старая включала в себя всевластие Советов, и это был тот барьер, перед которым начали останавливаться реформы.
Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции Российской Федерации, для завершения подготовки которого Президент РФ созвал летом 1993 г. Конституционное совещание. Осенью 1993 года Конституционное совещание продолжило работу над проектом новой Конституции РФ, который в конце года был вынесен на всенародное голосование.
3.2. Конституция Российской Федерации 1993 г.: основные черты, особенности, функции и юридические свойства
Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования – 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советский период развития нашей государственности.
Конституция Российской Федерации 1993 года состоит из Преамбулы и двух разделов.
Конституция РФ является основным
законом государства и
Конституционное право должно соблюдаться на всей территории Российской Федерации. Нарушение конституционного права влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством РФ.
Россия провозглашалась демократическим федеративным светским правовым государством с республиканской формой правления.
Очень многие параграфы данной конституции были введены впервые.
Впервые закреплялся принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод.
В новой Конституции последовательно проводился принцип разделения властей, устанавливался принцип идеологического, религиозного и политического многообразия.
Важным в Конституции РФ 1993 года является положение об особой защите системы государственной власти. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
Устанавливается признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
Впервые в истории российской конституции устанавливается светский характер государства. Российская Федерация провозглашается правовым государством.
Впервые закрепляется положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.
Устанавливаются новые для нашего законодательства права и свободы, а именно, право на жизнь, запрет пыток, насилия, защита частной жизни и др.
Президент Российской Федерации выводится из системы исполнительной власти и занимает особое самостоятельное место. Президент как гарант конституции стоит над ветвями власти.
Парламентом Российской Федерации является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Конституция вводит ранее не известный вид законодательного акта: Федеральный Конституционный Закон и устанавливает особый порядок его принятия.
Вводится система местного самоуправления.
Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ определяет Российскую Федерацию – Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, в котором:
1) человек, его права
и свободы являются высшей
ценностью. Признание,
2) носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России (ч. 1 ст. 3);
3) социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7);
4) признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8);
5) государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10);
6) признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12);
7) признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13);
8) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации – составная часть ее правовой системы (ч. 4 ст. 15).
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15).
Информация о работе Досоветский период российского конституционализма