Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:42, контрольная работа
Древнегреческая цивилизация является одной из самых ярчайших цивилизаций в мировой истории. Древнегреческая цивилизация включает в себя общественные и государственные структуры которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье.
Греция представляла собой горную страну, где было мало плодородных земель, особенно таких которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. Особенности становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами.
Введение …………………………………………………………………..…….. 4
1.Этапы развития древнегреческой цивилизации…………………………….4
2.Полис как государство………………………………………………………..6
3.Общество в полисах…………………………………………………….….….11
4.Экономическая жизнь полиса…………………………………………..……12
5.Кризис полиса………………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………....14
Список использованной литературы……………………………………….…15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Уральский государственный экономический университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по истории государства и права зарубежных стран
Тема реферата: «Древнегреческий полис и его структура: экономическая, социальная, политическая»
Тема анализа нормативного документа: «Конституция США 1787 г.»
Исполнитель: студент гр. ЮрГ-13-1 Кб
Чалзып Шенне Петровна
.
Екатеринбург
2013
Содержание
1.Реферат на тему: «Древнегреческий
полис и его структура: экономическая,
социальная, политическая»……………………………………………
2.Анализ нормативно-правового акта «Конституция США 1787 г.»…16 стр.
1.Реферат на тему: «Древнегреческий полис и его структура: экономическая, социальная, политическая»
Содержание
Введение …………………………………………………………………..…….
1.Этапы развития древнегреческой цивилизации…………………………….4
2.Полис как государство…………………………………………………
3.Общество в полисах…………………………………………………….….
4.Экономическая жизнь полиса…………………………………………..……12
5.Кризис полиса………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….…15
Введение
Древнегреческая цивилизация является одной из самых ярчайших цивилизаций в мировой истории. Древнегреческая цивилизация включает в себя общественные и государственные структуры которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье.
Греция представляла собой горную страну, где было мало плодородных земель, особенно таких которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. Особенности становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств – полисов. Полис в обоих его вариантах: греческом и римско-италийском - представляет собой лишь частный случай, определенную разновидность гораздо более широкой почти универсально распространенной категории городов-государств.
Древнегреческая цивилизация в своем развитии прошла три больших этапа:
Для первого этапа древнегреческой истории характерно зарождение и существование раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и в южной части Балканской Греции (преимущественно в Пелопоннесе). Эти ранние государственные образования имели в своей структуре много пережитков родоплеменного строя, установили тесные контакты с древневосточными государствами Восточного Средиземноморья и развивались по пути, близкому тому, которым шли многие древневосточные государства (государства монархического типа с разветвленным государственным аппаратом, громоздкими дворцовыми и храмовыми хозяйствами, сильной общиной).
В первых государствах, возникших в Греции, была велика роль местного, догреческого, населения. На Крите, где классовое общество и государство сложились раньше, чем в материковой Греции, Критское (негреческое) население было основным. В Балканской Греции господствующее место занимали греки-ахейцы, пришедшие в конце III тысячелетия до н.э. с севера, возможно, из района Дуная, но и здесь роль местного элемента была велика. Крито-ахейский этап подразделяется на три периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды различны для истории Крита и материковой Греции. Для истории Крита они называются Минойскими (по имени правившего на Крите царя Миноск), а для материковой Греции – элладскими (от названия Греции – Эллада).
Хронология минойских периодов следующая:
Хронология элладских периодов материковой (ахейской) Греции:
На рубеже II – I тысячелетий до н.э. в Балканской Греции происходят серьезные социально-экономические, политические и этнические перемены. С XII в. до н.э. начинается проникновение с севера греческих племен дорийцев, живущих в условиях родоплеменного строя. Ослабевают и гибнут ахейские государства, упрощается социальная структура, забывается письменность. На территории Греции (включая Крит) вновь устанавливаются первобытно-родовые отношения, происходит понижение социально-экономического и политического уровня общественного развития. Таким образом, новый этап древнегреческой истории – полисный – начинается с разложения родоплеменных отношений, установившихся в Греции после гибели ахейских государств и проникновения дорийцев.
Полисный этап истории Древней Греции в зависимости от степени социально-экономического, политического и культурного развития делится на три периода:
Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирования гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса. Серьезный кризис переживала в IV в. и Персидская держава, объединившая большую часть древневосточного мира. Преодоление кризиса греческого полиса, с одной стороны, и древневосточного общества – с другой, стало возможным лишь с помощью создания новых социальных структур и государственных образований, которые бы сочетали в себе начало греческого полисного строя и древневосточного общества.
Такими обществами и государствами стали так называемые эллинистические общества и государства, возникшие в конце IV в. до н.э., после распада мировой империи Александра Македонского.
Объединение развития Древней Греции и Древнего Востока, ранее развивавшихся в известной изоляции, образование новых эллинистических обществ и государств, представлявших собой большее или меньшее сочетание и взаимодействие греческих и восточных начал в области экономики, социальных отношений, политический учреждений и культуре, открыли новый этап древнегреческой (и древневосточной) истории, глубоко отличный от предшествующего, собственно полисного этапа ее истории.
Эллинистический этап древнегреческой (и древневосточной) истории также делится на три периода:
Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в Древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общину. Особенно греческие общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т.е. на историю цивилизации в прошлом.
В Гомеровской Греции родовая структура еще лежала в основе общественной организации. Но уже возникает довольно примитивная территориальная община-демос, занимавшая небольшую территорию. Политическим и экономическим центром общины был так называемый полис. Каждая община имела своего басилея и была независима от других. Основную массу населения полиса составляли крестьяне-земледельцы и скотоводы. Для раннегомеровского общества характерен патриархальный род. Деление полиса на филы, фил - в свою очередь на фратрии, фратрий - на роды являлось основой общественного деления. Это была община-полис, включающая в себя не только сельское население (как на Востоке), но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности, если он был свободным и владел частной собственностью. Все члены общины - свободные собственники - обладали политическими правами, которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной.
Государство в Греции существовало не над общиной (как это было на Востоке), оно вырастало из общины; точнее, сама община превращалась в маленькое государство, со своими законами, органами власти и системой управления. Члены общины, горожане и земледельцы, не знавшие проблемы отчуждения от государства, сплачивались в единый, достаточно замкнутый коллектив, составлявший экономическое, политическое целое.
Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определявшие права и обязанности членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Например, под охраной закона находились земледельцы: в Спарте до IV в. до н.э. было запрещено отчуждать землю у крестьян, в Афинах прославленный законодатель Солон не дозволял, чтобы один человек покупал землю в неограниченных количествах.
Полис занимался не только внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию: граждане полиса вступали в ополчение и на время войн превращались в воинов. Армия представляла собой, прежде всего гражданское ополчение, участие в нем было одновременно и обязанностью, и правом гражданина. Роль тех или иных социальных групп в военных силах государства влияла на их положение в политической жизни и в мирное время. Однако, являясь владельцем земельного надела, каждый гражданин являлся также и воином. В истории архаической Греции зафиксированы и всаднические олигархии, где воинская доблесть почиталась выше и давала больше возможностей для управления своими согражданами, нежели чисто имущественное положение. Ряд полисов признавал гражданами только тех, кто имел возможность вступить на войну в полном гоплитском вооружении. Военная сторона полисной олигархии, служба в фаланге была исполнением основной гражданской обязанности. Фаланга мыслилась как продолжение полиса, а война - как естественное занятие свободных людей.
Политическая организация гомеровского общества была еще очень далека от подлинной демократии. Реальная власть сосредотачивалась в руках наиболее могущественных и влиятельных представителей родовой знати, басилеев.
Таким образом, общество, сложившееся в Греции в эпоху «темных веков» и ставшее затем отправной точкой древнегреческой цивилизации, представляло собой довольно сложную социальную систему с ярко выраженными признаками классовой стратификации.
В архаический период происходит усложнение традиционной социальной структуры. Ядром социальной структуры греческого полиса было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, включавший полноправных граждан: коренных жителей (т. е. тех, кто жил в данной местности несколько поколений), владеющих наследственным земельным участком, принимающих участие в деятельности народных собраний и имеющих место в фаланге тяжеловооруженных гоплитов Античная Греция. Проблемы развития полиса: кризис полиса. Т.2. - М.:, 1983. - с.10. Прибывшие на жительство из других греческих городов, даже из соседнего полиса, не могли входить в состав граждан и составляли особое сословие метеков, неграждан.
Информация о работе Древнегреческий полис и его структура: экономическая, социальная, политическая