Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:42, контрольная работа
Древнегреческая цивилизация является одной из самых ярчайших цивилизаций в мировой истории. Древнегреческая цивилизация включает в себя общественные и государственные структуры которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье.
Греция представляла собой горную страну, где было мало плодородных земель, особенно таких которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. Особенности становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами.
Введение …………………………………………………………………..…….. 4
1.Этапы развития древнегреческой цивилизации…………………………….4
2.Полис как государство………………………………………………………..6
3.Общество в полисах…………………………………………………….….….11
4.Экономическая жизнь полиса…………………………………………..……12
5.Кризис полиса………………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………....14
Список использованной литературы……………………………………….…15
«Эти новые явления в области
землевладения и
Распад полисных связей, отрыв индивида от полиса ощущаются во всех областях идеологии. Слабеет традиционная религия с ее богами, покровителями полиса; для философских проектов переустройства полиса характерна полная отрешенность от политической практики.
Греческий полис, как мелкое суверенное государство со своей специфической социально-экономической политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирования гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса. Преодоление кризиса греческого полиса стало возможным лишь с помощью создания новых социальных структур и государственных образований, которые бы сочетали в себе начало греческого полисного строя и древневосточного общества.
«Полисы продолжали существовать (и даже вновь возникали) в эллинистический и римский периоды, но, хотя многие структурные элементы их совпадали с полисами периода независимости Греции, привнесено было столько новых обстоятельств и черт, что можно говорить уже об ином качестве. Эти полисы существовали и эволюционировали в рамках более обширных государственных объединений или в прямой зависимости от них, развитие было не спонтанным, а нередко обусловливалось прямым волеизъявлением могущественных правителей или косвенным воздействием более сильных политических организмов» Античная Греция. Проблемы развития полиса: кризис полиса. Т.2. - М., 1983. - с. 26.
Такими обществами и государствами стали, так называемые эллинистические общества и государства, возникшие в конце IV в. до н.э., после распада мировой империи Александра Македонского.
Объединение развития Древней Греции и Древнего Востока, ранее развивавшихся в известной изоляции, образование новых эллинистических обществ и государств, представлявших собой большее или меньшее сочетание и взаимодействие греческих и восточных начал в области экономики, социальных отношений, политический учреждений и культуре, открыли новый этап древнегреческой (и древневосточной) истории, глубоко отличный от предшествующего, собственно полисного этапа ее истории.
Заключение
Греческий полис, возникший в начале I тысячелетия до н.э. оказался устойчивой формой исторического существования, поскольку создавал благоприятную среду для становления динамичной экономики, сложной социальной структуры, прогрессивных государственных форм и высокой культуры.
Греческий полис предоставил благоприятные возможности для развития экономики, формирования социальной структуры, политической организации и культуры греческого народа. Эти благоприятные возможности создались потому, что форма мелких государств оказалась хорошо приспособленной к естественным условиям, рельефу и природной среде. В такой замкнутой общине, с достаточным количеством земель, сырья для ремесленных производств, связанной по морю с другими аналогичными общинами, были созданы все условия для развития разных отраслей экономики, и не возникло необходимости в обширном территориальном объединении.
Именно в рамках полисного строя древние греки создали в классический период своей истории блестящую цивилизацию, которая стала великим вкладом в сокровищницу мировой культуры, обеспечила древнегреческому обществу почетное место во всемирной истории.
Но греческий полис мог существовать как независимое государство лишь в том случае, если он представлял собой сплоченный коллектив жителей, равноправных граждан, обеспеченных земельным участком, активно принимающих участие в политической жизни полиса и защищающих его в ополчении. Единство гражданского коллектива - основа основ устойчивости полиса. Отсюда рождалась политика по сохранению этого единства, сдерживания имущественной концентрации, с одной стороны, и поддержания достаточного прожиточного минимума беднеющих сограждан - с другой, поощрение политической активности граждан через участие в Народном собрании.
Древнегреческие полисы подарили миру множество разнообразных форм правления, включая тиранию, монархию, демократию, власть олигархии, аристократии. Большим достижением древних греков в политической области было формирование такой организации государственного устройства, как демократическая республика /афинская демократия/. Полисная демократия представляла собой разработанную политическую систему, обеспечивавшую участие в государственном управлении основной массы граждан.
Одним из важных достижений политической мысли древних греков была выработка понятия гражданина, наделенного совокупностью неотъемлемых юридических прав.
Греческий полис включал в свою структуру рабовладельческие отношения. Внедрение рабства, превращение его в важный элемент общественных отношений предполагало господство частной собственности, рост товарных связей.
Для своего времени полис может считаться наиболее совершенной формой политической организации.
Сформировавшийся в силу ряда особенностей природных условий Эллады и своеобразия ее социально-экономического и политического развития полис был явлением, практически неизвестным в мире древних цивилизаций переднего Востока, резко отличным от существовавших там форм организации общества. Формирование и развитие полиса было явлением всемирно-исторического значения, поскольку полисный мир создавал принципиально новую цивилизацию, новый вариант развития.
Список использованной литературы
1. История Древней Греции / под ред. В.И. Кузищина – М.: Высшая школа, 1996.
2. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века – М.: Дрофа, 1998.
3. Сергеев В.С. История Древней Греции – М.:ОГИЗ, 1948.
4. Всемирная история в 10т., т. 1,2. М., 1956.
5. История древнего мира / под ред. И.М. Дьяконова в 3 т. М., 1989.
6. История Древней Греции / под ред. В.И. Авдиева. М., 1972.
7. Античная Греция. Проблемы развития полиса: кризис полиса. Т.2. - М.: Наука,1983.-382с.
2. Анализ нормативно-правового акта «Конституция США 1787 г.»
Содержание
1. История принятия Конституции США 1787 г. …………….……..16
2. Общая характеристика Конституции США 1787 г………………18
3. Список использованной литературы…………………………….....20
История принятия Конституции США 1787 г.
3 сентября 1783 г. в Версале были подписаны мирные договоры между воевавшими государствами, по которым Соединенные Штаты Америки (далее - США) признавалась независимым суверенным государством. Однако, после войны положение страны ухудшилось с финансово- экономической стороны, социальной и политической стороны. Для улучшения положения в США было необходимо установить в стране закон и порядок.
В 1787 году в Филадельфии под председательством Дж. Вашингтона специально, созванный Конвент из представителей всех штатов подготовил новую Конституцию 1787 г.
Конституция США была принята 17 сентября 1787 г. на Конституционном Конвенте в Филадельфии (в его состав входили 55 делегатов от 13 штатов, учредивших США) и впоследствии ратифицирована всеми тринадцатью существовавшими тогда американскими штатами. Считается первой в мире конституцией в современном понимании.
Конституции ограничивалась только изложением государственного строя, основополагающим принципом, которого стал принцип «разделения властей», выдвинутый англичанином Локком и развитый французом Монтескье.
Таким образом, каждая из основных властей – законодательная (Конгресс), исполнительная (Президент) и судебная (Верховный суд системой нижестоящих судов с участием присяжных заседателей) - получала некоторую, может быть даже значительную, независимость.
Конституция США 1787 г. (первоначальный текст) регулировала преимущественно вопросы организации государственной власти США:
- устройство, полномочия, порядок выборов Конгресса США;
- статус, полномочия президента
республики и порядок его
- структура, порядок формирования и полномочия Верховного суда;
- вопросы организации федерации.
Конституция США - лаконичный документ (насчитывает 7 статей). Но ее статьи объемнее статей современных конституций и в действительности являются разделами (с точки зрения сегодняшнего понимания структуры конституции). Батыра К.И. История государства и права зарубежных стран. - М.: изд-во «Проспект», 2003 год, С.114.
Конституция США относится к числу "сверхжестких". Поправка будет принята, если за нее проголосует не менее 2/3 членов обеих палат Конгресса, а затем ратифицируют законодательные собрания 3/4 штатов. Принятые поправки не изменяют текста конституции, а присоединяются к нему и размещаются после основного текста под соответствующим номером.
В течение более чем 200-летней конституционной истории США было принято и ратифицировано лишь 27 поправок. Таким образом, официальная конституция США состоит из основного текста, принятого в 1787 г. (7 статей), и 27 принятых позднее поправок. Графский В. Г. Всеобщая история государства и права. - М., 2000, С.178.
Конституция США - это не вся американская конституция. Более 200 лет конституционные пробелы заполнялись огромным количеством нормативно-правовых актов:
Совокупность нормативно-правовых актов, развивающих, дополняющих, конкретизирующих положения писаной Конституции 1787 г., получила название "живой" конституции, реально регулирующей разнообразные сферы жизни американского общества и государства.
Первые 10 поправок, именуемые "Билль о правах", были приняты Конгрессом и ратифицированы штатами в 1789 - 1791 гг. Они касались регулирования основ правового статуса личности.
Конституция США 1787 г. регулирует лишь основные, с точки зрения американского законодателя, права и свободы человека:
Социально-экономические и культурные права, согласно американской правовой доктрине, не относятся к числу основных и не нашли своего отражения в конституции, да и вряд ли они могли быть предусмотрены: конституционное закрепление данных прав повсеместно вошло в мировую практику лишь после второй мировой войны (в новых и новейших конституциях).
Декларация независимости 1776 г. провозглашала право народа на восстание против угнетения, независимость от британской короны, исходя из концепции естественных прав. Декларация, а затем и конституции закрепляли некоторые неотъемлемые права человека - на жизнь, свободу и стремление к счастью. Многие конституционные вопросы были урегулированы поправками к конституции. Поправки в основном носят характер дополнений.
Вопросы конституционного права регулируются также конституциями и законами отдельных штатов, законами конгресса и особенно решениями Верховного суда США. Последний своими толкованиями без изменения текста конституции создает новые конституционные нормы ("живая конституция"), ибо акт 1787 г. был принят в совершенно иной обстановке и в ряде случаев не отвечает современным общественным отношениям.
Общая характеристика Конституции США 1787 г.
Законодательная власть |
- Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей; - Палата Представителей:
выборы каждые два года. Представительство
штата пропорционально Сенат - два сенатора от штата. Одна треть переизбирается каждые два года. - Председательствует вице-президент, без права голоса. |
Законодательный процесс |
Законопроект готовится Конгрессом и поступает на утверждение к Президенту, вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат Конгресса. |
Компетенция парламента |
Государственные займы; регулирование внешней торговли; эмиссия денег; стандартизация; формирование судебных органов, кроме Верховного суда; борьба с нарушениями закона; объявление войны и заключение мира; формирование и содержание армии и флота; разработка законопроектов; разрешение конфликтов между штатами; принятие новых штатов в состав США. |
Исполнительная власть |
Президент и вице-президент избираются сроком на четыре года коллегией выборщиков от каждого штата. Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в США не менее 14 лет. Не более двух сроков. В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом, их берет на себя вице-президент, затем должностное лицо по решению Конгресса. |
Полномочия Президента и его обязанности |
- Глава государства; - Главнокомандующий - Заключение договоров с иностранными государствами; - Назначение послов, министров, членов Верховного суда. |
Судебная власть |
- Верховный суд, суды штатов; - Верховный суд имеет
прямую юрисдикцию в процессах,
где какой-либо из сторон - Решения выносит жюри присяжных. |
Права субъектов федерации |
Штаты имеют законодательные собрания и издают законы, действующие на территории штата Не имеют права: - заключения договоров и союзов; - эмиссии денег; - выпуска займов; - отмены законов; - присвоения титулов. Не имеют права без согласия Конгресса: - облагать налогами импорт и экспорт; - содержать армию и флот. |
Взаимоотношения субъектов федерации |
- Граждане любых штатов равны в правах; - Лицо, преследуемое за преступление в любом штате, подлежит задержанию на территории любого другого штата и передаче властям первого. |
Изменения конституции |
Поправки выдвигаются Конгрессом и должны быть одобрены законодательными собраниями трех четвертей штатов. |
Информация о работе Древнегреческий полис и его структура: экономическая, социальная, политическая