Единство системы и виды государственных органов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
1.Определить понятие системы государственного управления
2.Рассмотреть виды государственных органов
3.Провести анализ принципов формирования государственных органов и обеспечения единства их системы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Единство системы государственных органов Российской Федерации
1.1 Понятие системы государственного управления……………………….....4
1.2 Виды государственных органов……………………………………………6
1.2.1 Виды государственных органов по предметному признаку……………7
1.2.2 Виды государственных органов по территориальным пределам.........11
1.2.3 Виды государственных органов по порядку осуществления полномочий…………………………………………………………………......13
Глава 2.Анализ принципов формирования государственных органов и обеспечение единства их системы
2.1Общие и частные принципы формирования государственных органов...15
2.2Принцип разделения властей………………………………………………18
2.3 Бюрократия как принцип формирования государственного аппарата…20
2.4 Обеспечение единства системы государственных органов……………..23
Заключение……………………………………………………………………..26
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая 1 курс.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тверской Государственный Университет

( ФГБОУ ВПО  ТвГУ)

 

Юридический факультет

 Специальность «Таможенное дело»

 

Курсовая работа по курсу

теория государственного управления

Тема: « Единство системы и виды государственных органов Российской Федерации»

 

                                                            Выполнил (а): студент(ка) 1 курса 

                                                            18 группы

                                                            Кульнева Вероника Юрьевна

                                                            Проверил: д. э. н., профессор

                                                            Лапушинская Галина Константиновна

 

 

Тверь

2013

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1. Единство системы государственных органов Российской Федерации

1.1 Понятие системы  государственного управления……………………….....4

1.2 Виды государственных органов……………………………………………6

1.2.1 Виды государственных органов  по предметному признаку……………7

1.2.2 Виды государственных  органов по территориальным пределам.........11

1.2.3 Виды государственных  органов по порядку осуществления полномочий…………………………………………………………………......13

Глава 2.Анализ принципов формирования государственных органов и обеспечение единства их системы

2.1Общие и  частные принципы формирования  государственных органов...15

2.2Принцип разделения  властей………………………………………………18

2.3 Бюрократия  как принцип формирования государственного  аппарата…20

2.4 Обеспечение  единства системы государственных  органов……………..23

Заключение……………………………………………………………………..26

Список литературы…………………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С развитием общества для его нормального существования создавались государственные органы, которые обеспечивали  функционирование этого общества. Естественно, что для каждой страны или нации создавалась собственная система государственных органов. Это можно объяснить разным размером государства, географическим положением, национальным составом, экономическими, социальными и другими причинами. Я считаю, сколько государств существует, столько и типов органов, и все они имеют какие-то сходства и различия. Именно поэтому существует классификация государственных органов, однако эта классификация проводится по разным основаниям.

Выбранная мной тема является актуальной, потому что непосредственно через государственные органы осуществляет свою деятельность Российская Федерация. Государственные органы – это канал, через который осуществляет свою власть народ. Государственные органы вырабатывают и реализуют управленческие решения, а также являются носителями исполнительной, законодательной и судебной власти.

Целью курсовой работы является на основе рассмотрения единства системы государственных органов РФ осуществить анализ принципов формирования государственных органов и обеспечение единства их системы.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1.Определить  понятие системы государственного  управления

2.Рассмотреть  виды государственных органов

3.Провести анализ  принципов формирования государственных  органов и обеспечения единства  их системы.

Объектом курсовой работы является _________ , предметом курсовой работы является ________ .

Структура курсовой работы представлена двумя главами. В первой главе я определила понятие системы государственного управления и рассмотрела виды государственных органов. Во второй главе был проведен анализ принципов формирования государственных органов и обеспечения единства их системы.

Работа опирается на десять источников литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Единство системы государственных органов Российской Федерации

 

1.1 Понятие системы государственного управления

«Государственное управление – это осуществление функций управления государственными органами власти; это управление распространяется на такие сферы, как экономическая, политическая, социальная, культурная и др.». [8] Управление необходимо. Без управления нет места равновесию в системе устройства мира, развитию в природе, функционированию общества, деятельности коллективов людей. Без него может наступить беспорядок, анархия и коллапс.

Государственное управление — лишь часть регулирующей социальной деятельности в общественной сфере. Должностные лица и органы местного самоуправления и государства регулируют не все отношения в обществе, а только общественные или отношения, которые приобретают общественное значение (допустим, все отношения между родителями и детьми, супругами регулируются законами  о семье и браке). Государственное управление не должно и не может регулировать многие отношения в обществе. Оно регулирует отношения далеко не во всех коллективах, которые существуют в общественной сфере.

Государственное управление не может существовать без свойства системности. Оно включает в себя огромное количество общественных структур и должностных лиц, государственные органы, множество людей. В государственном управлении используются интеллектуальные, финансовые, материальные и информационные ресурсы. В нем принимаются масса решений, и выполняется множество действий. И лишь системность может придать государственному управлению эффективность, слаженность, рациональность и согласованность.

 Государственное  управление должно быть полностью осмысленно управленцами как организованная целостность. Но сложность состоит в том, что  в государствоведческой и правовой науке не существует общепризнанных и общепринятых понятий такому термину, как система государственного управления. И мы можем наблюдать странное явление современной истории: процесс идет, а адекватного определения ему не существует.

А теперь попробуем рассмотреть структуру системы государственного управления, ее подсистемы, то есть компоненты, без которых государственное управление в принципе существовать не может.

«Институциональная подсистема – это один из самых важных элементов системы государственного управления, так как невозможно оказывать управляющее воздействие, не определив сначала, кто в праве это делать» [3,стр.40]. Специфика институтов управления и власти состоит в том, что они должны быть всегда структурированы, узаконены и организационно упорядочены, а их функциональная деятельность, правомочия и статус регламентируются соответствующими нормативно-правовыми актами.

«Нормативно-правовую систему можно назвать основой или фундаментом, без которого не может функционировать и на чем строится система государственного управления».[3,стр.41] Нормативно-правовая система государственного управления очень сложная и включает в себя собственные элементы. Самые важные из них: Совокупность методов и норм правового воздействия государственных органов на общественную сферу, а также совокупность методов и норм,  которые регулируют порядок и организацию деятельности государственных органов.

«Коммуникативная подсистема. Сущностной частью этой системы являются управленческие отношения, официальные или неофициальные связи субъектов управления между собой  по вертикали и горизонтали, их взаимоотношения с организациями, гражданами, общественными институтами, то есть это сложная коммуникация в управлении, без которой невозможно представить функционирование государственной системы управления».[3,стр.41-42]

«Функционально-структурная подсистема. Государственные органы различаются по содержанию, предмету и  способу воздействия в своих управленческих функциях».[3,стр.42] Это помогает не только описать и выделить функции государственного управления, но и проанализировать распределение этих  функций и их размещение по горизонтали и по вертикали управления. Функциональная структура дает также и представление о форме государственного устройства, развитости местного самоуправления, объеме и характере самоуправляющихся механизмов, уровне централизации и децентрализации и о многом другом.

«Профессионально-кадровая подсистема. Даже самые хорошо обустроенные институты управления и власти, самые эффективные законы не обеспечат качество государственного управления, не сделают его слаженным и рациональным, если не будет подготовленных кадров, которые способны своевременно и правильно использовать достижения науки и  нормативно-правовые установки в практической управленческой деятельности». [3,стр.43]

Таким образом, государственное управление можно назвать  сложным явлением и в структурном, и в содержательном отношении.

 

1.2 Виды государственных  органов

Государство осуществляет свою многостороннюю деятельность через  государственные органы. Все они, являясь абсолютно разными, обладают характерными общими  чертами.

Каждый орган – это всего лишь составная часть государственного аппарата, которая входит в систему государственных органов.

Очень важной чертой, характерной для государственного органа, является  то,  что его действия обладают властным характером, он наделен властными полномочиями. Именно этим государственный орган отличается от других общественных органов и организаций. Государственные органы в рамках своих правомочий издают правовые акты, которые обязательны для исполнения, принимают решения по делам, которые отнесены к их ведению, осуществляют меры, чтобы исполнить эти самые решения, издают правовые акты, обязательные для исполнения. Иногда реализация властных полномочий обеспечивается посредством государственного принуждения. Полномочия государственного органа реализуются в пределах его компетенции. Компетенция всех государственных органов очень разнообразна, зависит от сферы деятельности и выполняемой ими работы. Компетенция государственных органов устанавливается нормативными актами и законами.

Итак, теперь мы можем сказать, что государственный орган является частью государственного аппарата, которая осуществляет свою компетенцию в установленном государством порядке и наделена государственно-властными полномочиями.  Государственные органы входят в одну систему, но являются при этом очень разными, они выполняют различные функции и отличаются по многим признакам, поэтом их можно разделить на виды, и даже по нескольким критериям.

 

1.2.1 Виды государственных  органов по предметному признаку

По предметному признаку государственные органы делятся на три типа: законодательные, исполнительные и судебные.

«Законодательные органы осуществляют управление государством, посредством принятия нормативно-правовых актов и законов, а также посредством формирования иных органов власти и обеспечения контроля их деятельности». [7,стр.222] Законодательные органы действуют на различных уровнях. Существуют органы субъектов федерации, органы автономных образований, которые имеют политический характер, и прежде всего общегосударственные законодательные органы.

«В Российской Федерации законодательным органом является парламент (Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы)».[7,стр.225] Федеральное Собрание  выполняет особые функции в системе государственного управления, причем оно  может действовать или в роли одной палатой, или в совокупности обеих. Прежде всего, Федеральное Собрание осуществляет законодательную функцию (только этот государственный орган может принимать законы). Следующая функция, которую выполняет Парламент – функция представительства всего народа (Федеральное Собрание представляет интересы различных слоев населения). Также Парламент участвует в формировании или сам формирует, распускает, и освобождает от должности другие центральные и высшие органы, субъекты РФ и должностные лица. И наконец, Федеральное Собрание посредством принятия законов или иными способами обеспечивает решающее участие в управлении делами государства.

Законы, принятые парламентом, решения судов и указы главы государства, необходимо выполнять. Именно для этого и существуют специальные органы, которые осуществляют исполнительную власть.

Исполнительные органы обладают самым разветвленным и большим аппаратом. Они проводят организационные и другие мероприятия, повседневно следят за исполнением правовых актов. Занимаясь этим, они сами издают нормативно правовые акты в рамках своих правомочий, применяют распоряжения. Также вместе с исполнительными функциями исполнительная власть осуществляет нормоустановительные функции подзаконного характера и организационные функции.

Все должностные лица и органы большого аппарата исполнительной власти действуют в соответствии с указаниями органов, стоящих выше, и в рамках закона. Вдобавок к этому органы исполнительной власти обладают правом принимать решения на свое усмотрение, но исключительно в пределах закона, эти полномочия называют дискреционными. Все должностные лица и органы исполнительной власти, осуществляют эту самую власть  посредством делегирования от других высших органов в субъектах РФ и прежде всего посредством делегирования  от Правительства. Исполнительные органы Российской Федерации и ее субъектов имеют тесные организационно-правововые отношения, однако это единство не является абсолютным.

К органам исполнительной власти относят Правительство Российской Федерации, которое состоит из Председателя, заместителя Председателя и федеральных министров. Не только лица, которые возглавляют министерства, являются министрами. Также к этой должности можно отнести некоторых глав федеральных ведомств, которые имеют право решающего голоса и состоят в Правительства Российской Федерации.

Информация о работе Единство системы и виды государственных органов Российской Федерации