Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 14:16, контрольная работа
Важное место в системе отрасли российского конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. Конституционное воплощение этот институт получил в гл. 2 действующей Конституции РФ: "Права и свободы человека и гражданина".
Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
«Конвенция о защите прав человека и основных свобод» 1950 г. ратифицирована Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"
1. Введение
2. Основные положения Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
3. Европейский суд по правам человека
4. Деятельность прокуратуры по защите прав и основных свобод человека и гражданина через призму положений Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
5. Заключение
Список литературы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по теме
«Европейская Конвенция о
Содержание
1. Введение |
|
2. Основные положения Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод |
|
3. Европейский суд по правам человека |
|
4. Деятельность прокуратуры по защите прав и основных свобод человека и гражданина через призму положений Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод |
|
5. Заключение |
|
Список литературы |
Важное место в системе отрасли российского конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. Конституционное воплощение этот институт получил в гл. 2 действующей Конституции РФ: "Права и свободы человека и гражданина".
Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
«Конвенция о защите прав
человека и основных свобод»
1950 г. ратифицирована Федеральным
законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ "О ратификации
Конвенции о защите прав
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Вопросам исполнения положений «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» органами прокуратуры с точки зрения правозащитной цели её деятельности посвящена данная работа. Актуальность данного исследования также связана с тем, что прецедентный характер решений, выносимых Европейским Судом по правам человека, оказывает всевозрастающее влияние на национальные правовые системы европейских стран, в.т.ч. и нашей
2.Основные положения Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод, также известная под неофициальным названием Европейская конвенция по правам человека, является одним из основных документов Совета Европы.
Этот международный договор подписан в 1950 году и вступил в силу 3 сентября 1953 года. Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы для каждого и обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией.
Главное отличие Конвенции от иных международных договоров в области прав человека — существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского суда по правам человека (сокр. ЕСПЧ), рассматривающего индивидуальные жалобы на нарушения конвенции. Любой гражданин или житель страны Совета Европы, считающий, что его права и свободы, закрепленные какой-либо статьёй Конвенции, были нарушены, имеет возможность обращения в Европейский суд по правам человека, если соответствующая статья была его страной ратифицирована.
Членами Конвенции являются
все страны Совета Европы. Новые
государства-члены обязаны
Перечень статей, устанавливающих права и свободы человека :
Статья 2. Право на жизнь
Статья 3. Запрещение пыток
Статья 4. Запрещение рабства и принудительного труда
Статья 5. Право на свободу и личную неприкосновенность
Статья 6. Право на справедливое судебное разбирательство
Статья 7. Наказание исключительно на основании закона
Статья 8. Право на уважение частной и семейной жизни
Статья 9. Свобода мысли, совести и религ
Статья 10. Свобода выражения мнения
Статья 11. Свобода собраний и объединений
Статья 12. Право на вступление в брак
Статья 13. Право на эффективное средство правовой защиты
Статья 14. Запрещение дискриминации (
Протокол № 1:
Статья 1. Предусматривает право на мирное пользование своим имуществом
Статья 2. Право на образование
Статья 3. Право на свободные выборы
Протокол № 4:
Статья 1. Запрещение лишения свободы за долги
Статья 2. Свобода передвижения
Статья 3. Запрещение высылки граждан
Статья 4. Запрещение коллективной высылки иностранцев
Протокол № 6:
Статья 1. Отмена смертной казни (ограничена мирным временем)
Протокол № 7:
Статья 1. Процедурные гарантии в случае высылки иностранцев
Статья 2. Право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции
Статья 3. Компенсация в случае судебной ошибки
Статья 4. Право не быть судимым или наказанным дважды
Статья 5. Равноправие супругов.
Протокол № 12:
Статья 1. Общее запрещение дискриминации
Протокол № 13:
Статья 1. Отмена смертной казни
Россия ратифицировала Конвенцию 30 марта 1998 г. При этом наша страна не ратифицировала 6-й, 12-й, 13-й протоколы к Конвенции. Роя ратифицировала 14-й протокол 18 февраля 2010 года, и он вступил в силу 1 июня 2010 года.
3.Европейский суд по правам человека
Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) —международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.
Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.
Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.
Первоначально этот механизм
включал три органа, которые несли
ответственность за обеспечение
соблюдения обязательств, принятых на
себя государствами-участниками
С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.
Согласно первоначальной системе
все жалобы, поданные индивидуальными
заявителями или государствами-
Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.
Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года (когда он был реформирован) принял решения по существу в 837 делах, подавляющее большинство из которых — по жалобам граждан. Первое решение по существу дела суд принял в 1960 году (Lawless v. Ireland), первое решение по существу в пользу заявителя — в 1968 году (Neumeister v. Austria). После реформы Суда в 1998 году его активность повысилась, и к началу 2010 года суд вынес уже 12 198 решений по существу, из них в 10 156 констатировал нарушения конвенции или её протоколов.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Характеризуя правозащитную
Таким образом, защита прав и свобод человека и гражданина, является самостоятельным направлением деятельности современной российской прокуратуры, вбирающим в себя правозащитную практику в ходе осуществления различных видов деятельности органов и учреждений прокуратуры. Кроме того, само существование прокуратуры как надзирающего органа несет в себе известную долю профилактического воздействия на возможные посягательства на права и свободы граждан
В механизме прокурорского
Вступление России в Совет Европы, признание ею юрисдикции Европейского суда по правам человека, ратификация ряда конвенций и договоров требуют от Российской Федерации неукоснительного соблюдения положений Конституции РФ, определившей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и вступившие в установленном порядке в силу международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Приоритетное значение международных договоров и их прямое действие налагают на органы прокуратуры обязанности по надзору за их соблюдением и по осуществлению взаимодействия в этих вопросах с компетентными органами сотрудничающих стран, по совершенствованию исполнения решений Европейского суда по правам человека, в том числе выявлению причин и условий нарушения прав и свобод человека и гражданина, обязанности по недопущению подобного рода нарушений в дальнейшем <1>.
В ст. 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" - "Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации" указывается, что "организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, указаным Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации". Таким образом, полномочия прокуроров определяются в том числе и нормами международного права.
Практика показывает, что в своей деятельности прокуроры чаще всего обращаются к таким международно-правовым актам, как Всеобщая декларация прав и свобод человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах <1>.
Так, например, в ряде краев и областей юга России длительное время существовала нездоровая практика дискриминации прав прибывающих на территории этих регионов граждан. Предпринимались попытки ограничить права граждан на въезд в соответствующие местности (в том числе по национальным признакам), что противоречило ст. 13 Всеобщей декларации прав и свобод человека, согласно которой каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. Более того, в некоторых субъектах РФ предусматривалось даже принудительное выдворение граждан, нарушивших установленный местными властями порядок въезда в регион. В ряде областей право мигрантов на пребывание и проживание на территории этого субъекта РФ было поставлено в прямую зависимость от наличия родственных связей. Такие правовые акты были опротестованы прокурорами.
Также прокуратурой г. Москвы в ходе проверки исполнения законодательства об охране здоровья детей было установлено несоответствие ряда приказов Департамента здравоохранения Правительства Москвы ч. 1 ст. 24 Конвенции ООН "О правах ребенка", в которой указывается, что ни один ребенок не должен быть лишен своего права на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения и средствам лечения болезней и восстановления здоровья. Вскрытые нарушения по мерам прокурорского реагирования также были устранены <1>.