Факторы, влияющие на деформацию правосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является анализ сущности и форм деформации правосознания граждан, выработка определенного механизма преодоления ее последствий в обществе.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
рассмотреть подходы к пониманию сущности деформации правового сознания.
определить понятие деформации правового сознания;
выявить признаки данного социально-правового явления;
рассмотреть наиболее эффективные пути и методы преодоления деформации правового сознания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………………….3
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ ………..………………….……...............6
1.1 Определение понятия деформации правосознания………………..…………….7
1.2 Стадии деформации правосознания………………………………………………8
1.3 Формы проявления деформации правосознания……….………........................9
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ….............................................................................................10
2.1 Правовой инфантилизм…………………………..…..…………..........................10
2.1.1 Формы проявления правового инфантилизма……………............................11
2.2 Правовой нигилизм………………………………………………........................12
2.2.1 Уровни правового нигилизма………………………………………………….13
2.2.2 Формы правового нигилизма………………………………………………….14
2.3 Правовая демагогия………………..……………………………..………………15
2.3.1 Основные понятия, выделяемые в рамках правовой демагогии………………………………………………………………………………16
2.4 Правовой идеализм……………………………………………..………………..17
2.4.1 Формы правового идеализма…………………………………………………..18
2.5 Правовой эгоцентризм……………………………………….....…………………18
2.6 Перерожденное правосознание…………………………………………………..20
2.6.1 Проявление перерожденного правосознания…………..…………………….22
ГЛАВА 3 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕФОРМАЦИЮ ПРАВОСОЗНАНИЯ………………………………….…...............................................23
3.1 Официальные источники, влияющие на формирование правосознания…………………………………………………………………………23
3.2 Неофициальные источники, влияющие на формирование правосознания……24
3.3 Стадии осуществления правового поведения…………………….....................25
3.4 Причины деформации правового сознания граждан……………....................28
3.4.1 Причины правового инфантилизма………………….………………………..28
3.4.2 Причины правового нигилизма………………………….………………………28
3.5 Основные пути преодоления деформации правового сознания.………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………...………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..….

Файлы: 1 файл

курсовая 5 .docx

— 171.48 Кб (Скачать файл)

Правосознание является функцией возраста. Оно формируется  в течение всей жизни индивида. Новорожденный ребенок правосознанием не обладает, оно формируется в  личности по мере ее социализации. Развитие индивидуального правосознания  тесно связано с правоспособностью  и дееспособностью личности [18. с.300].

В нормативно-оценочной  стороне правосознания могут  содержаться консервативные элементы, развитие которых отстает от задач, стоящих перед общественной группой, общественным субъектом. Такими консервативными  элементами являются социальные привычки и традиции правового характера. Высокий уровень индивидуального  правосознания является фактором, обеспечивающим права и интересы личности в условиях, когда большинство граждан смирились  с этими нарушениями.

 

3.4. Причины деформации правового сознания граждан

 

Причины и условия деформации правового  сознания - это социальные явления  и процессы объективного и субъективного характера, которые детерминируют искаженное правосознание как свое следствие. Данные факторы по своей природе всегда противоречат интересам общества и причиняют вред отношениям в обществе.

Все вместе они формируют определенную систему. Для того чтобы изучить сущность этих явлений необходимо классифицировать их в зависимости от содержания, последствий и уровня функционирования [7, с.37].

 

3.4.1. Причины правового  инфантилизма

 

Главными причинами правового инфантилизма в настоящее время являются:

  • не продуманный курс преобразований, которые проводятся в стране;
  • частичная ликвидация бесплатного высшего образования;
  • нет хорошо организованной системы юридической подготовки;
  • низкий образовательный уровень отдельной части населения;
  • низкие моральные качества значительной части членов общества [15, с.94].

 

3.4.2. Причины правового  нигилизма

 

Причинами правового нигилизма российских граждан выступают:

    • социально-экономический кризис;
    • политическая напряженность;
    • кризис правовой системы и отсутствие правовой стабильности [11, с.56].

Инфантилизм, нигилизм, негативизм, идеализм, эгоцентризм как формы деформации правового сознания располагаются в органической взаимосвязи и единстве:

      1. они взаимосвязаны структурно и функционально;
    1. каждая из них обладает качественным своеобразием и несводимостью к другим формам.

Структурная их взаимосвязь проявляется в том, что каждая предыдущая по степени регрессивности форма в определенной степени включается в последующую более регрессивную, но не исчерпывает ее содержание.

Различные формы деформации правосознания имеет свои специфические детерминанты, они имеют и общие для всех причины. Инфантилизм, нигилизм, негативизм, идеализм, эгоцентризм отличаются степенью деформированности правового сознания, что определяются неодинаковым объемом и интенсивностью детерминирующих факторов и что самое важное специфическим их сочетанием [9, с.23]. К ним относятся:

  1. экономические факторы (спад производства, снижение объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижение реальной заработной платы и т. д.);
  2. социальные процессы (резкое расслоение российского общества и т. д.);
  3. политические явления (борьба за власть в центре и в регионах, нестабильность политических институтов и т. д.);
  4. правовые, факторы (эволюция российской правовой системы);
  5. факторы общественной и духовной жизни (отсталое мировоззрение, мнимые ценности и т. д.).

На искажение  индивидуального правосознания, которое получило широкое распространение, наравне с факторами социальной среды, влияют также личностные качества и условия микросреды окружения [22. с.488].

3.5. Основные пути преодоления деформации правового сознания

 

Организация работы по преодолению деформации правового сознания должна быть максимальный эффект. В связи с этим нужно учитывать ряд особенностей по преодолению деформации, а именно:

  1. учет действительно существующих процессов и противоречий социальной жизни, которые вызывают как свое следствие данное явление;
  2. определение главных направлений по преодолению различных видов деформации правового сознания;
  3. формулировка целей, способов и средств данной деятельности.

Итак, основная работа по преодолению деформации правового  сознания должна учитывать причины  и условия возникновения данного  явления. И на основе этого и должна строиться политика преодоления  деформации правового сознания.

Так как деформация правового сознания возникает и из-за недостатков учебно-воспитательной работы, а также вследствие воздействия отрицательных факторов внешней можно выделить два основных направления в разрешении имеющейся проблемы [22, с.489]:

  1. Организация воспитательной работы по выработке положительного правосознания и недопущение его деформации.
  2. Активное воздействие, как на пораженное правосознание, так и на породившие его причины и условия.

Данные  направления деятельности по преодолению  деформации правового сознания требуют применения специальных методов воспитательного, предупредительного и принудительного характера.

Главное место в механизме выработки позитивного правосознания и преодоления деформации правового сознания занимает социально-нормативное воспитание, основой которого выступает правовое обучение.

Правовое воспитание - это  процесс целеустремленного и  систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки  глубокого уважения к закону и  привычки точного соблюдения его  требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.

Правовое воспитание граждан  осуществляется путем широко организованного  преподавания правовых знаний, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового  воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых широко освещается также  в средствах массовой информации и становится достоянием общественности [17, с.36].

Таким образом, принимать участие в правовом воспитании должны все граждане на протяжении всей жизни, они могут быть как в качестве воспитателей, так и в качестве воспитуемых, все зависит от того какие социальные роли они выполняют. Только в этом случае оно способно формировать у граждан позитивное правосознание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Деформация  правового сознания - это социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у  носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания  и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку.

Причины и условия деформации правового  сознания - это социальные явления  и процессы объективного и субъективного характера, которые детерминируют искаженное правосознание как свое следствие. К ним относятся

  1. экономические факторы (спад производства, снижение объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижение реальной заработ­ной платы и т. д.);
  2. социальные процессы (резкое расслоение российского общества и т. д.);
  3. политические явления (борьба за власть в центре и в регионах, нестабильность политических институтов и т. д.);
  4. правовые, факторы (эволюция российской правовой системы);
  5. факторы общественной и духовной жизни (отсталое мировоззрение, мнимые ценности и т. д.).

Преодоление деформации правового сознания – это сложный и многоуровневый процесс, который складывается из предупреждения и предотвращения этого негативного явления. Для его осуществления требуется проведение комплекса различных мер с использованием соответствующих методов воздействия. Все необходимые меры, в зависимости от масштабов и решаемых задач, подразделяются на общие и специальные:

  1. общие меры – это меры, которые связаны с совершенствованием экономических, политических, социальных и иных институтов нашего государства, с устранением из жизни общества кризисных явлений.
  2. специальные меры - это меры, которые направлены на преодоление различных форм деформации правового сознания, как у конкретных членов общества, так и отдельных социальных групп.

На общесоциальном уровне работа по преодолению деформации правового сознания должна реализовываться  в масштабе всей страны на основе раз­работки  и проведения разнообразных мероприятий  экономического, политического, социального, правового, культурного и организационного характера.

Работа по преодолению деформации правового сознания на групповом уровне должна в основном осуществляться с помощью специальных мер, которые призваны дополнить и конкретизировать общие.

На индивидуальном уровне преодоление деформации правового сознания должно реализовываться с помощью специальных мер, которые проводятся параллельно с организацией социально-нормативного воспитания.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1.  Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник / В.Л. Васильев. – СПб.: Питер. – 2005. – 655 с.
  2. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. - М.: Зерцало, 1998. – 276 с.
  3. Додонов, В.Н. Большой юридический словарь / В.Н. Додонов. - М.: Инфра М, 1999.-863 с.
  4. Ефременко, Е.М. Деаксиологические формы правосознания молодежи / Е. М. Ефременко // Сацыяльна – эканамічныя і прававыя даследванні. - 2008. - № 2. – С.37 - 49.
  5. Иванников, И.А. Концепция правовой культуры / И.А. Иванников // Правоведение. - 1998. - № 3. - С.12 - 14.
  6. Ильин, И.А. Теория государства и права: учебник / И.А. Ильин. - М.:  Зерцало, 2003. – 229 с.
  7. Ковалев, С.А. Деформация правосознания как  фактор противоправного поведения личности / С. А. Ковалев // История государства и права. - 2009. - № 13. - С.35 - 37.
  8. Корнев, В.Н. Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции / В.Н. Корнев // История государства и права. - 2009. - № 20. - С.38-41.
  9. Малиновский, А.А. Правовой эгоцентризм как разновидность индивидуального правосознания / А.А. Малиновский // Вектор науки  Московского государственного института международных отношений МИД РФ. – 2009. - №1. – С.33 – 42.
  10. Марченко, М.Н. Теория права и государства: учебник / под редакцией М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2004. – 413 с.
  11. Матузов, Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали / Н.И. Матузов // Правоведение. - 1994. - №3. - С.56 - 59.
  12. Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебное пособие / под редакцией А.В. Малько. – Саратов: Юристь, 2004. – 294 с.
  13. Ожегова, Г.А. К понятию нигилизма как формы деформации правосознания / Г.А. Ожегова // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 1(4). – С.87-90.
  14. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2004. — 832 с.
  15. Радько, Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие / Т.Н. Радько. – М.: Проспект, 2011. – 135 с.
  16. Романов, В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – М., Юристъ. – 1998. – 488 с.
  17. Сальников, В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства / В.П. Сальников //  Демократия и законность. – 1991. - № 2. - С.36.
  18. Тихомиров, С.Н. Юридическая психология: учебно-методический комплекс / С.Н. Тихомиров. – М: Зерцало, 2006. – 546 с.
  19. Туманов, В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе / В.А. Туманов. - М.: Государство и право, 1993. - 258с.
  20. Чуфаровский, Ю.В. юридическая психология: учебное пособие / Под ред. Ю.В. Чуфаровского. – М.: Право и Закон, 1997. – 320 с.
  21. Юрошевич,  Н.М. Правосознание и право: общность и различия / Н.М. Юрошевич // Государство и право. - 2005. - № 7. - С.69-74.
  22. Юрошевич, Н.М. Состояние правосознания современного белорусского общества и его проявления / Н.М. Юрошевич //  Научные труды Академии управления при Президенте  Республики Беларусь. – 2005. - № 5 - С.485-493.

 


Информация о работе Факторы, влияющие на деформацию правосознания