Федерация, конфедерация и унитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 17:44, реферат

Описание работы

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 26.52 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Частное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Институт экономики управления и права (г. Казань)

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

Федерация, конфедерация и  унитарное государство

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань - 2013

Введение

 

История существования государства  свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориальные  единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной  власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная  организация государственной власти, соотношение государства как  целого с его составными частями.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя  основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

1. Унитарное государство

 

Унитарное государство –  это целостное централизованное государство, административно-территориальные  единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса  государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местных представительных органов.

 

Признаки  унитарного государства:

1. Правовое положение  территориальных образований полностью  определяется центральной властью Например, парламент Соединенного Королевства принимает законы как для страны в целом, так и особые законы для Англии и Уэльса, для Шотландии и для Северной Ирландии. Статус административно-территориального образования, в том числе и автономного, определяется центральной властью.

2. На территории унитарного  государства действует одна конституция,  единая система законодательства, одно гражданство.

3. Составные части унитарного  государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным  суверенитетом не обладают.

4. Все внешние сношения  осуществляют центральные органы, которые официально представляют  страну на международной арене.

5. Государство имеет единые  вооруженные силы, подчиненные центральной  власти.

 

Виды унитарных  государств:

Унитарные государства могут  быть централизованными и децентрализованными  в зависимости от:

    • характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;
    • объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство  централизованным, если во главе местных  органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные  органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. Примером централизованного  унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство  Испания.

Иногда выделяют государства  с одной автономией (например, Украина  с автономной республикой Крым), государства со многими автономиями (например, Испания с автономными  сообществами (областями)) и государства  с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.

2. Федерация

 

Федеративное государство (федерация) – сложное союзное  государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные  государства. «При этом федеральные  конституции устанавливают, в чем  именно политически срастающиеся малые  государства сохраняют свою “самостоятельность”  и в чем они ее утратят.»

 

Признаки  федерации:

1. Территория федерации  состоит из территорий ее субъектов:  штатов, земель, республик и т.  д.

2. От международных организации  федерация отличается наличием  высших федеральных органов государственной  власти, решения которых по предметам  их ведения обязательны для  субъектов федерации.

3. Предметы ведения федерации и ее субъектов обычно разграничены в конституции, что отличает федерацию от унитарного государства. Например, Конституция США определяет исключительную компетенцию федеральных органов государственной власти. Все остальное относится к ведению штатов. В Конституции РФ определяются исключительная компетенция федерации, предметы совместного ведения, а все остальное, например, органы государственной власти субъекта федерации, отнесено к ведению субъекта.

4. Субъекты федерации  имеют свою конституцию, свои  высшие исполнительные, законодательные  и судебные органы (в России  – мировые судьи), свое законодательство.

5. В большинстве федераций  существует союзное гражданство  и гражданство субъектов федерации.

6. Внешние сношения осуществляют  центральные органы, хотя отдельные  полномочия в этой сфере могут  быть предоставлены субъектам  федерации.

7. В федеральном парламенте  имеется палата, представляющая  интересы членов федерации.

8. В некоторых федерациях  субъекты имеют свои вооруженные  силы. Напр., вооруженные силы Швейцарии  состоят из вооруженных сил  кантонов. В США наряду с федеральной  армией существует «милиция штатов»  (т. н. «национальная гвардия»  которая занимается в основном  подготовкой резервистов на добровольных  началах).

 

Имитация  федерализма

Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может  «замаскировать» себя под федерацию  путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности  насильно присоединённым провинциям и  объявления их составными частями федерации.

Другой вариант имитации под федерацию состоит в самопровозглашении унитарным государством себя федерацией практически без предоставления независимости, а лишь делегированием административных полномочий с управленческими целями.

 

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового  статуса субъектов федеративного  государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В  первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), во вторых — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия). Вопрос о том, к какому из типов относят Российскую Федерацию, а также о том, не является ли она лишь имитацией федерации в принципе, в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

Федерации могут быть национальными, территориальными и смешанными. РФ является смешанной. Наряду с национальными  республиками – Татарстаном, Башкортостаном в нее входят практически равноправные с национальными республиками русские  области и края. Федерации могут  быть децентрализованными, где имеются  значительные полномочия, отнесенные к исключительному ведению субъектов  федерации (напр., Швейцария) и кооперативными, где центральная власть может  законодательствовать практически  по любому вопросу, а субъекты федерации  регулируют лишь те отношения, которые  не урегулированы на федеральном  уровне (напр., ФРГ).

 

«Мягкая федерация»

«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право  сецессии. Предполагается, что таковой  станет в будущем ныне конфедеративный  Союз России и Белоруссии. Субъекты федераций могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также  были в СССР). Формально «мягкой  федерацией» был Союз Советских  Социалистических Республик. Право  на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как  Канада и Сент-Китс и Невис. Перед распадом СССР предполагалось, что «обновлённый» Союз Суверенных Государств будет также «мягкой федерацией».

3. Конфедерация

 

Конфедерация — форма  государственного устройства, добровольное объединение независимых стран  для достижения конкретных целей, при  которой объединившиеся страны, полностью  сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих  властных полномочий совместным органам  власти для координации некоторых  действий. Как правило, это внешняя  политика, связь, транспорт, вооружённые  силы. В отличие от членства в  одной федерации, государство может  быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому  опыту, конфедерация с течением времени  либо распадается, либо становится федерацией.

Конфедерация – самая  редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном  устройстве будет слабой: центральный  орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над  гражданами государства и действует  только через субъекты, решения так  называемых органов совместного  управления не обладают силой прямого  действия. Такие решения могут  вступить в силу только после утверждения  центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет  единого высшего законодательного органа, также как и единого  гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти  из состава конфедерации, то есть расторгнуть  конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации – самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

История знает примеры  конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так  и почти чисто формальными  полномочиями. Так на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедераций с крайне слабым центром. Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей конфедерации», выработанной в 1777 году:«Означенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».

Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в  конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи конфедерации» были «слабой» конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный  характер, а некоторые штаты сохраняли  полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи конфедерации»  подверглись критике со стороны  «отцов-основателей».

Самым ярким примером существования  конфедерации принято считать Швейцарию. Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1-ого августа 1291-ого года три швейцарских  кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что когда в 1798-ом году Франция оккупировала Швейцарию  и преобразовала её в унитарную  Гельвитическую Республику, унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803-м году Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине девятнадцатого века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847-м году.

Информация о работе Федерация, конфедерация и унитарное государство