Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 10:48, контрольная работа
Парламент – это избираемый населением страны представительный орган, носитель законодательной власти, неотъемлемый институт демократического государственного строя.1
В соответствии со ст.94 Конституции Российской Федерации2 Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, является законодательным и исполнительным органом Российской Федерации.
Парламент как конституционно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII-XIII веках. Парламенты еще именовались легислатурами (от латинского lex – закон). Под легислатурами подразумевались политические институты, власть которых проистекает из того, что их члены являются представителями общества.3
Парламент – это избираемый населением страны представительный орган, носитель законодательной власти, неотъемлемый институт демократического государственного строя.1
В соответствии со ст.94 Конституции Российской Федерации2 Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, является законодательным и исполнительным органом Российской Федерации.
Парламент как конституционно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII-XIII веках. Парламенты еще именовались легислатурами (от латинского lex – закон). Под легислатурами подразумевались политические институты, власть которых проистекает из того, что их члены являются представителями общества.3
Однако история современного парламента как общенационального представительного органа, отличного от сословных представительных органов времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм как особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.4
Современный
парламент – это
Таким образом, на сегодняшний день законодательная власть, осуществляемая представительными органами, в системе разделения властей занимает чрезвычайно важное место. Как считает Н.В.Онишко6, без преувеличения можно сказать, что вопросы организации и функционирования органов законодательной власти находятся в центре политической практики и конституционно-правовых доктрин. Тенденция к демократизации общественной жизни и государственного устройства весьма отчетливо проявляется в развитии институтов представительной демократии, парламентаризма.
Как институт
государственной власти парламент
породил две производных: парламентаризм
и парламентское право, тщательно
изучаемые доктриной права. Под
парламентским правом понимают совокупность
правовых норм, регламентирующих статус,
порядок формирования, внутреннюю организацию
и деятельность парламента. Парламентаризмом
обычно называют такую систему организации
органов государственной
Парламентаризм не может существовать без парламента, и в то же время парламент основан на нескольких принципах парламентаризма, основными из которых являются разделение властей, представительность и законность.
Эти принципы нашли свое отражение и в Конституции РФ. Так, в ст.94 Конституции указано, что Федеральное Собрание является представительным органом Российской Федерации. Тем самым Конституция устанавливает, что формой государства Российской Федерации является представительная, то есть опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.
Этой же статьей
Конституции (94) Федеральное Собрание
характеризуется как
Принцип проявления разделения властей проявляется в признании Федерального Собрания представительным и законодательным органом Российской Федерации (ст.94 Конституции РФ).
Согласно ст.95 Конституции РФ Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов Федерации. Роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов РФ, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Федерального Собрания – Государственная Дума – призвана представлять интересы населения России в целом.8
Палаты Федерального
Собрания самостоятельно разрешают
вопросы, относящиеся к их компетенции.
В соответствии с п.1 ст.100 Конституции
Совет Федерации и
Более того,
Конституция предусматривает
Следует отметить, что в России имеется откровенное недоверие к представительным органам государственной власти вообще, и к парламенту в частности, что во многом является следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции Российской Федерации. В обществе имеются силы, которые считают, что от парламента как от государственного института следует отказаться вообще либо превратить его в послушную, не играющую самостоятельной роли структуру.
Однако в связи с этим нельзя забывать о том, что полная дискредитация парламента может существенно подорвать складывающиеся устои российской демократии. Во многих демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. Одновременно с этим парламент выступает как своего рода уравновешивающая сила и в отношениях конкурирующих политических сил, как представитель интересов тех из них, которые обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.
В связи с изложенным, деятельность российского парламента сегодня зачастую осуществляется сложным, во многом противоречивым путем.
Так, как уже было указано выше, парламент Российской Федерации состоит из двух палат – Совета Федерации и Федерального Собрания, каждая из которых наделена рядом полномочий по осуществлению государственной власти.
В соответствии со ст.102 Конституции РФ, к ведению Совета Федерации относятся:
- утверждение
изменения границ между
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
- утверждение
указа Президента Российской
Федерации о введении
- решение
вопроса о возможности
- назначение выборов Президента Российской Федерации;
- отрешение
Президента Российской
- назначение
на должность судей
- назначение
на должность и освобождение
от должности Генерального
- назначение
на должность и освобождение
от должности заместителя
Кроме этого,
Совет Федерации принимает
Таким образом,
в ст.102 Конституции РФ определены
вопросы, относящиеся к ведению
Совета Федерации. Вместе с тем, их перечень
не является исчерпывающим. Например,
Совет Федерации утверждает указы
Президента о введении военного положения
и введении чрезвычайного положения
на всей территории РФ или в отдельных
ее местностях в случае агрессии или
угрозы агрессии. В компетенции Совета
Федерации также находится
А в компетенции Государственной Думы находится решение следующих вопросов (ст.103 Конституции РФ):
- дача согласия
Президенту Российской
- решение
вопроса о доверии
- назначение
на должность и освобождение
от должности Председателя
- назначение
на должность и освобождение
от должности Председателя
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
- объявление амнистии;
- выдвижение
обвинения против Президента
Российской Федерации для
Также Государственная
Дума принимает постановления по
вопросам, отнесенным к ее ведению
Конституцией Российской Федерации. Постановления
Государственной Думы принимаются
большинством голосов от общего числа
депутатов Государственной
Как показывает
анализ статьи, в ней определены
вопросы исключительной компетенции
Государственной Думы. Вместе с тем,
осуществление части этих полномочий
тесным образом связаны с
Особый статус Федеральное Собрание имеет в отношении принятия законов (ст.ст.104-108 Конституции РФ).
Так, правом
законодательной инициативы, кроме
Совета Федерации и Государственной
Думы, также имеет Президент
Подводя краткие итоги, необходимо отметить следующее:
Парламент в
Российской Федерации представлен
Федеральным Собранием, состоящим
из двух палат – Совета Федерации
и Государственной Думы. Федеральное
Собрание – это высший представительный
и законодательный орган
2. Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации
2.1.
Правительство российской
Правовое положение, и место Правительства РФ в системе органов власти определено принципом разделения властей, сформулированным в ст. ст. 10, 11 Конституции РФ11. В соответствии с ним государственная власть в нашей стране осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно принципу разделения властей, органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны, что предполагает невмешательство в деятельность каждой власти со стороны двух других. Следование этому принципу является одним из важных элементов правового государства и демократии, на пути построения которых находится наше государство. Правительство РФ осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), а также судами.
Информация о работе Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации