Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 10:48, контрольная работа
Парламент – это избираемый населением страны представительный орган, носитель законодательной власти, неотъемлемый институт демократического государственного строя.1
В соответствии со ст.94 Конституции Российской Федерации2 Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, является законодательным и исполнительным органом Российской Федерации.
Парламент как конституционно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII-XIII веках. Парламенты еще именовались легислатурами (от латинского lex – закон). Под легислатурами подразумевались политические институты, власть которых проистекает из того, что их члены являются представителями общества.3
В соответствии со ст. 110 Конституции РФ12 непосредственной функцией Правительства РФ является осуществление исполнительной власти.
Правительству РФ полностью уделена глава 6 Конституции РФ13. Другие полномочия Правительства РФ нашли свое закрепление в федеральных конституционных законах, федеральных законах и нормативных указах Президента РФ14.
К числу важнейших нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность Правительства РФ кроме Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.1993, следует отнести ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ.
Природа и место Правительства Российской Федерации в системе органов государственной власти в процессе проведения с конца 80-х годов прошлого века политической реформы и конституционных преобразований существенно менялись.
Рассматривая
вопрос в исторической перспективе,
можно сделать вывод о том,
что в процессе социально –
экономических изменений в
На исполнительную власть ложится главная тяжесть проведения глубоких хозяйственных преобразований и создания рыночной экономики. Органы этой ветви государственной власти играют решающую роль для претворения в жизнь новых демократических законов, охраняющих права и интересы граждан.
Правительство Российской Федерации является традиционно коллегиальным органом15, каковыми были и его предшественники - Совет Народных Комиссаров, Совет Министров. При этом действующая Конституция Российской Федерации отводит Председателю Правительства определяющую роль в направлении деятельности Правительства и организации его работы.
Новая российская
Конституция изменила характер взаимоотношений
органов законодательной и
Как субъект законодательной инициативы Правительство обеспечивает подготовку значительной части законопроектов, назначает официальных представителей в Государственной Думе, участвует в согласительных и рабочих комиссиях по доработке законопроектов.
Совсем по-другому Правительство взаимодействует с Президентом РФ, который согласно действующей Конституции не входит ни в одну из трех властей. Однако в этой же Конституции закреплен ряд конституционных полномочий Президента в сфере исполнительной власти, согласно которым Президент по существу входит в эту власть. Так, например, Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы и единолично смещает Председателя Правительства, а также назначает и смещает всех членов Правительства, напрямую минуя Правительство, руководит некоторыми министерствами. Такими как министерство обороны, министерство иностранных дел.
Кроме того, Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ.
Указы Президента РФ по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ.
Анализируя
сказанное, можно сделать вывод
о том, что главой исполнительной
власти по существу является не Председатель
Правительства или
Такое соотношение
между властью Президента РФ и
Правительством РФ не означает, что
Правительство никакой
Так оно самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Правительство РФ возглавляет единую систему органов исполнительной власти. Оно издает свои правовые акты, то есть занимается правотворчеством, при этом не спрашивая согласия Президента РФ. Самостоятельно взаимодействует с Федеральным Собранием и судебной властью.
В соответствии
с частью второй ст. 110 Конституции
РФ в состав Правительства входят:
Председатель, заместители Председателя
и федеральные министры. Кандидатуры
на должности заместителей Председателя
и федеральных министров
Президентом может быть введена должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства, а также установлено, что руководитель федерального органа исполнительной власти является одновременно заместителем Председателя Правительства.
Таким образом, практически количество членов Правительства определено Президентом РФ. Количество заместителей Председателя Правительства РФ Конституцией РФ не лимитируется, в это понятие включаются, и первые заместители - общее их число определяется Президентом РФ по его усмотрению.
Так, в состав Правительства Черномырдина В.С. входило десять заместителей Председателя, а в состав Правительства Кириенко С.Л. - три заместителя.
Указами Президента РФ создаются, упраздняются, сливаются и разделяются министерства и ведомства, осуществляется их преобразование и переименование. В соответствии с ними Правительство РФ устанавливает функции и полномочия, преобразованных и вновь созданных федеральных органов исполнительной власти, а также уточняет положения о действующих органах в целях обеспечения или реализации государственной политики в установленных сферах ведения.
Как правило, общая структура федеральных органов исполнительной власти разрабатывается и принимается при формировании Правительства РФ после выборов Президента РФ, в дальнейшем она только изменяется и дополняется, хотя иногда и существенно.
В качестве
постоянного органа Правительства
для решения оперативных
На заседаниях Президиума рассматриваются любые вопросы, относящиеся к сфере деятельности Правительства, и принимаются решения, в том числе акты нормативного характера.
Решения Президиума
Правительства принимаются
Для урегулирования
неотложных вопросов, связанных с
функционированием
Министры осуществляют общее руководство деятельностью своих министров, несут персональную ответственность за выполнение, возложенных на министров задач.
По их представлению
Правительство назначает
В каждом министерстве и ведомстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, а также других руководящих работников министерства.
Коллегия, на своих регулярно проводимых заседаниях, рассматривает основные вопросы организации работы, по наиболее важным вопросам деятельности министерства и ведомства.
Министерство издает в пределах своей компетенции на основе и в исполнении законодательства Российской Федерации приказы и инструкции, а также дает указания для исполнения федеральными органами исполнительной власти.
В результате
административной реформы, проведенной
в ходе реализации Указа Президента
РФ «О системе и структуре
Подчинение
некоторых федеральных
Вторую группу составляют руководители министерств и ведомств, работающие под непосредственным руководством Правительства РФ.
Структура Правительства РФ относительно его состава и подчиненности отражена в приведенной ниже схеме.
Таким образом,
Президент РФ руководит министерством
внутренних дел, министерством по делам
гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, министерством
иностранных дел, министерством
обороны и министерством
В ведении Председателя Правительства
РФ находятся министерство здравоохранения
и социального развития, министерство
культуры, министерство образования
и науки, министерство природных
ресурсов и экологии, министерство
промышленности и торговли, министерство
регионального развития, министерство
связи и массовых коммуникаций, министерство
сельского хозяйства, министерство
спорта, туризма и молодежной политики,
министерство транспорта, министерство
финансов, министерство экономического
развития и министерство энергетики,
а также федеральная
2.3. Порядок формирования Правительства РФ
Формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя.
Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена Правительства и делают его должностным лицом, пользующимся непререкаемым авторитетом по отношению к любому члену Правительства.
В соответствии с частью третьей ст. 92 Конституции РФ, во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.
Мы уже
ранее говорили, что Председатель
Правительства РФ назначается Президентом
РФ с согласия Государственной Думы.
Никто, кроме Президента, не вправе
выдвигать кандидатуру
Интересен вопрос
о том, может ли Президент РФ взять
на себя функцию Председателя Правительства
РФ. В практике такой случай имел
место в 1992 году, когда Президент
Б.Н. Ельцин некоторое время выполнял
обязанности главы
Конституция РФ обязывает Президента РФ соблюдать определенные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ.
Предусмотрены три основных случая с установлением соответствующих сроков внесения кандидатуры в Государственную Думу:
- не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства;
- в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
Однако Государственная
Дума тоже связана определенными
сроками. Так в соответствии с
частью третьей ст. 111 Конституции
РФ она обязана рассмотреть
По поводу
назначения главы Правительства
между Президентом РФ и Государственной
Думой могут возникать
Информация о работе Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации