Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 21:57, курсовая работа
Описание работы
Парламент, в соответствии с теорией разделения властей 1, представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти. Российский Парламент, в своем нынешнем облике, функционирует относительно небольшой промежуток времени - с момента принятия Конституции 1993 года.
2. Утверждение указа Президента
РФ о введении военного положения.
Это положение обязывает Президента
незамедлительно сообщить о введении
военного положения на территории
России или в отдельных ее местностях
палатам Федерального Собрания. Это может
рассматриваться как особая гарантия
обеспечения интересов субъектов РФ, поскольку
военное и чрезвычайное положения означают
особый правовой режим деятельности государственных
органов в субъектах Федерации.
3. Утверждение указа Президента
РФ о введении чрезвычайного положения;
4. Решение вопроса о
возможности использования Вооруженных
Сил РФ за пределами территории РФ.
5. Назначение выборов
Президента РФ. Это могут быть как, очередные
выборы, которые назначаются по истечении
срока полномочий Президента, так и внеочередные
- при досрочном прекращении его полномочий.
Согласно ч. 2 ст. 92 Конституции РФ досрочно
прекращаются полномочия Президента в
случаях его отставки, неспособности по
состоянию здоровья осуществлять принадлежащие
ему полномочия или отрешения от должности.
Ни Конституция, ни законодательство не
урегулировали вопроса о назначении президентских
выборов в случае смерти Президента РФ.
6. Отрешение Президента РФ от
должности. В процедуре отрешения Президента
от должности Совет Федерации выступает
в качестве верхней палаты парламента
- на основании решения Государственной
Думы о выдвижении обвинения против Президента
он принимает окончательное решение по
этому вопросу.
7. Назначение на должность
судей Конституционного Суда
РФ,
Верховного Суда РФ12, Высшего Арбитражного Суда
РФ.
8. Назначение на должность
и освобождение от должности
Генерального
прокурора РФ. Генеральный прокурор
РФ считается назначенным на должность,
если за представленную кандидатуру проголосовало
большинство общего числа членов Совета
Федерации. Если кандидатура, представленная
Президентом для назначения на должность
Генерального прокурора, при голосовании
не наберет требуемого количества голосов,
Президент в течение 30 дней представляет
Совету Федерации новую кандидатуру. Генеральный
прокурор РФ считается освобожденным
от
должности, если в результате
тайного голосования за его освобождение
от
должности проголосовало большинство
от общего числа членов Совета Федерации.
9. Назначение на должность
и освобождение от должности
заместителя
Председателя Счетной палаты
и половины состава ее аудиторов.
Счетной палаты образуется
Советом Федерации и Государственной
Думой для контроля за исполнением федерального
бюджета. Состав аудиторов этого контрольного
органа формируется палатами на паритетных
началах, т. е. Совет Федерации назначает
на должность и освобождает от должности
половину состава Счетной палаты и заместителя
Председателя Счетной палаты. Решения
по вопросам своего исключительного ведения
Совет Федерации принимает в форме постановлений.
К исключительному ведению Государственной
Думы относятся:
1. Дача согласия Президенту
РФ на назначение Председателя
Правительства Российской Федерации.
Согласно Регламенту ГД, в случае внесения
в Государственную Думу Президентом РФ
предложения о кандидатуре Председателя
Правительства РФ Председатель Государственной
Думы незамедлительно извещает об этом
депутатов. Дума рассматривает представленную
Президентом кандидатуру Председателя
Правительства
в течение недели со дня внесения
предложения о кандидатуре. Согласие
Государственной Думы на назначение
Председателя Правительства считается
полученным, если за предложенную кандидатуру
проголосовало большинство общего числа
депутатов. Если Дума отклонит кандидатуру
на должность Председателя Правительства,
Президент в течение недели со дня ее отклонения
вносит предложение о новой кандидатуре.
Президент вправе представлять одного
и того же кандидата дважды или трижды
либо представлять каждый раз нового кандидата.
При этом должны реализовываться конституционные
требования о согласованном функционировании
и взаимодействии участников этого процесса,
т.е. Президент и Государственная Дума
должны стараться договориться о взаимоприемлемых
кандидатурах. Независимо от числа представлявшихся
кандидатов после третьего отклонения
представленной кандидатуры Государственная
Дума подлежит роспуску.
2. Решение вопроса о
доверии Правительству РФ. Вотум
недоверия Правительству означает правительственный
кризис, который может быть разрешен отставкой
Правительства и созданием нового, которое
пользовалось бы доверием Государственной
Думы, или роспуском Думы и избранием новой,
с которой Президент нашел бы понимание
в вопросе о правительственной политике.
Мотивированное предложение о выражении
недоверия Правительству РФ может вносить
группа численностью не менее одной пятой
от общего числа депутатов "нижней"
палаты. Государственная Дума рассматривает
вопрос о выражении недоверия Правительству
РФ в недельный срок после его внесения.
Постановление о недоверии Правительству
РФ принимается большинством голосов
от общего числа депутатов Государственной
Думы. Обсуждение вопроса о доверии
Правительству РФ, поставленного
Председателем Правительства РФ, проводится
в аналогичном порядке
3. Назначение на должность
и освобождение от должности
Председателя
Центрального банка РФ. Президент
РФ представляет на рассмотрение Государственной
Думы кандидатуру для назначения на должность
Председателя Центрального банка РФ не
позднее, чем за три месяца до истечения
срока полномочий Председателя Центрального
банка РФ, который считается назначенным,
если за него проголосовало большинство
от общего
числа депутатов Государственной
Думы. В случае отклонения Государственной
Думой кандидатуры, Президент РФ в
течение двух недель вновь представляет
кандидатуру для назначения на должность.
Одна кандидатура не может быть представлена
более двух раз.
4. Назначение на должность
и освобождение от должности
Председателя
Счетной палаты и половины
состава ее аудиторов. Государственная
Дума назначает шесть аудиторов Счетной
палаты на 6-летний. срок, однако, наряду
с этим, в отличие от Совета Федерации,
назначает не заместителя
Председателя, а Председателя
Палаты. Согласно Регламенту ГД, кандидатуры
на должности Председателя и аудиторов
Счетной палаты
представляются Комитетом по
бюджету и налогам. Назначение производится
на сессии, ближайшей к моменту истечения
полномочий назначенных в Счетную палату
лиц. Для назначения Председателя и каждого
из аудиторов требуется большинство голосов
общего числа депутатов, т.е. не менее 226
голосов.
5. Назначение на должность и
освобождение от должности Уполномоченного
по правам человека, действующего
в соответствии с федеральным
конституционным законом. Уполномоченный
по правам человека в РФ назначается
на должность и освобождается от должности
Государственной Думой большинством голосов
от общего числа депутатов тайным голосованием.
Должность Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации учреждается
в целях обеспечения гарантий государственной
защиты прав и свобод граждан, их соблюдения
и уважения государственными органами,
органами местного самоуправления и должностными
лицами. Уполномоченный способствует
восстановлению нарушенных прав, совершенствованию
законодательства РФ о правах человека
и гражданина и приведению его в соответствие
с общепризнанными принципами и нормами
международного права, развитию международного
сотрудничества в области прав человека.
6. Объявление амнистии. Амнистия
- есть однократное освобождение от уголовной
ответственности или ее смягчение для
лиц, совершивших определенные актом об
амнистии преступления до установленной
в этом акте даты. Круг таких лиц может
быть различным и определяться: видом
совершенных преступлений, размером назначенных
наказаний, возрастом, полом, наличием
детей, прежними заслугами и иными обстоятельствами.
Амнистия может быть общей или частной.
Общая амнистия распространяется на всех
лиц, подпадающих под общие условия акта,
частная - на конкретных лиц, совершивших
определенные преступления в определенном
месте и в определенное время. Объявление
амнистии осуществляется Государственной
Думой путем принятия постановлений об
объявлении амнистии и о порядке применения
амнистии.
7. Выдвижение обвинения
против Президента РФ для отрешения
его от
должности. По вопросу об отрешении
Президента РФ от должности никакого законодательного
регулирования нет. Общая характеристика
этого института содержится в Конституции.
Порядок выдвижения Государственной Думой
обвинения против Президента урегулирован
также в главе 22 Регламента ГД. Отрешение
возможно только на основании обвинения
в государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления. Инициатива
об этом должна исходить не менее чем от
1/3 депутатов Государственной Думы, причем
при наличии заключения специальной комиссии,
образованной Думой. Государственная
Дума выдвигает обвинение 2/3 голосов от
общего числа депутатов, которое должно
быть подтверждено заключением Верховного
Суда. Конституционный Суд дает заключение
о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения. Главнейшим полномочием
палат Федерального Собрания является
законотворчество.
Законодательный процесс складывается
из нескольких стадий:
1. Законодательная инициатива.
Конституция РФ предоставила право законодательной
инициативы Президенту РФ, Совету Федерации,
членам совета Федерации, депутатам Государственной
Думы, Правительству РФ, законодательным
(представительным) органам субъектов
РФ, а также Конституционному Суду РФ,
Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному
Суду13 по вопросам их ведения. Все
законопроекты вносятся на рассмотрение
в Государственную Думу. Действующая
Конституция РФ наделила Правительство
РФ серьезными полномочиями по воздействию
на законодательный процесс, определив,
что законопроекты о введении или
отмене налогов, освобождении от их уплаты,
о выпуске государственных займов,
об изменении финансовых обязательств
государства, другие законопроекты,
предусматривающие расходы, покрываемые
за счет федерального бюджета, могут
быть внесены в Государственную
Думу только при наличии заключения Правительства
РФ.
2. Предварительное рассмотрение
законопроекта Государственной
Думой. При рассмотрении Думой законопроекта
в первом чтении обсуждается его концепция,
дается оценка соответствия основных
положений законопроекта Конституции,
его актуальности и практической значимости.
Обсуждение начинается с доклада инициатора
законопроекта или его представителя
и содоклада представителя ответственного
комитета. По результатам обсуждения Государственная
Дума может принять законопроект в первом
чтении и продолжить работу над ним с учетом
предложений и замечаний в виде поправок,
или отклонить законопроект, или принять
закон.
3. В начале второго
чтения законопроекта в Государственной
Думе с докладом выступает представитель
ответственного комитета. При согласии
Думы с мнением ответственного комитета
об отклонении поправок председательствующий
ставит на голосование поправки, против
отклонения которых у авторов поправок
были возражения. По окончании голосования
по поправкам председательствующий ставит
на голосование предложение о принятии
законопроекта во втором чтении. Если
по итогам голосования такое предложение
не набрало необходимого числа голосов,
законопроект возвращается на доработку
в ответственный комитет. После повторного
рассмотрения во втором чтении доработанного
законопроекта председательствующий
ставит на голосование предложение о принятии
законопроекта во втором чтении.
Если по итогам голосования такое предложение
не набрало необходимого числа голосов,
законопроект считается отклоненным и
снимается с дальнейшего рассмотрения.
4. Принятие законопроекта
Государственной Думой. Совет Государственной
Думы назначает третье чтение законопроекта
для голосования в целях его принятия
в качестве закона. При рассмотрении законопроекта
в третьем чтении не допускаются внесение
в него поправок и возвращение к обсуждению
законопроекта в целом либо к обсуждению
его отдельных разделов, глав, статей.
Если законопроект не принят Думой в третьем
чтении, он дальнейшему рассмотрению не
подлежит. В исключительных случаях по
требованию депутатских объединений,
представляющих большинство депутатов,
председательствующий обязан поставить
на голосование вопрос о возвращении законопроекта
к процедуре второго чтения. Одобренные
Государственной Думой законопроекты
в течение пяти дней передаются
ею на рассмотрение Совета Федерации.
Федеральный закон принимается Думой
большинством голосов общего числа депутатов
палаты. Закон РФ о поправках к Конституции,
федеральный конституционный закон считаются
одобренными, если за их одобрение проголосовало
не менее чем 2/3 общего числа депутатов.
Федеральные конституционные законы,
в соответствии с Конституцией РФ, принимаются
по следующим вопросам: об условиях и порядке
введения на территории РФ или в ее отдельных
местностях чрезвычайного положения (ст.56,
88); о принятии и образовании в составе
РФ нового субъекта (ст.65); об изменении
статуса субъекта Федерации (ст.66); о порядке
изменения Конституции в связи с изменением
состава РФ (ст. 137); о государственных флаге,
гербе и гимне Российской Федерации,
их описании и порядке официально
о использования (ст. 70); о референдуме
(ст.84); о режиме военного положения (ст.87);
об Уполномоченном по правам человека
(ст.103); о порядке деятельности Правительства
РФ (ст.114); о судебной системе РФ (ст.118);
о полномочиях, порядке образования и
деятельности Конституционного Суда,
Верховного Суда и Высшего Арбитражного
Суда и иных федеральных судов (ст.128);
о Конституционном Собрании (ст.135). Согласно
Конституции РФ федеральный конституционный
закон считается принятым, если он одобрен
большинством не менее 3/4 голосов от общего
числа членов Совета Федерации и не менее
2/3 от общего числа депутатов Государственной
Думы. Следовательно, для принятия
федерального конституционного закона
требуется не менее 134 голосов в Совете
Федерации и не менее 300 голосов в Государственной
Думе.
5. Рассмотрение и одобрение
принятого закона Советом Федерации.
После того, как федеральный
закон был принят в Государственной Думе,
он в течение пяти дней передается на рассмотрение
в Совет Федерации. Федеральный закон
направляется на имя Председателя Совета
Федерации.
Совет Федерации должен рассмотреть
федеральный закон, поступивший из
Государственной Думы, в течение
14 дней. Этот срок исчисляется со дня,
следующего за днем регистрации
этого федерального закона в Совете Федерации.
Комитет, ответственный за рассмотрение
федерального закона, рассматривает его
и принимает по нему заключение. Заключение
комитета представляется Председателю
Совета Федерации. Обязательному рассмотрению
в Совете Федерации в соответствии со
ст. 106 Конституции РФ подлежат следующие
федеральные законы:
г) ратификации и денонсации
международных договоров РФ;
д) статуса и защиты государственной
границы РФ;
е) войны и мира.
По результатам обсуждения
федерального закона Совет Федерации
принимает одно из следующих решений:
одобрить или отклонить принятый Государственной
Думой федеральный закон. Для преодоления
разногласий по федеральному закону, принятому
Государственной Думой, но отклоненному
Советом Федерации, может быть на паритетных
началах