Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 09:59, доклад
Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?
Федеральные государственные образовательные стандарты
устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи
7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований,
обязательных при реализации основных образовательных программ начального
общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими
государственную аккредитацию».
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся,
освоивших основную образовательную программу начального общего
образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-
смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные
позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность
основ гражданской идентичности.
В Российской Федерации
установлены следующие ступени
высшего профессионального
1) «бакалавр» —
срок обучения не менее 4 лет;
2) «специалист» — срок обучения не менее
5 лет;
3) «магистр» — срок обучения не менее
6 лет.
Однако для лиц,
имеющих среднее
Возможно также получение высшего образования в форме экстерната. Однако по некоторым направлениям и специальностям получение образования в форме экстерната не допускается. Порядок организации обучения в форме экстерната регулируется специальным положением Министерства образования.
Целям интеграции
высшего образования служит Европейская
конвенция об академическом признаний
университетских квалификаций, принятая
Советом Европы, а также Конвенция
о признаний квалификаций, относящихся
к высшему образованию в
«доступ к дальнейшему
обучению в системе высшего образования,
включая соответствующие
использование ученой степени в соответствии
с законами и правилами Стороны, или под
ее юрисдикцией, в которой испрашивается
признание.
Кроме того, признание может облегчить доступ на рынок труда в соответствии с законами и правилами Стороны, или под ее юрисдикцией, в которой испрашивается признание.
Образовательные программы
высшего и послевузовского
общие требования
к основным образовательным программам
высшего и послевузовского
2) требования к обязательному минимуму
содержания основных образовательных
программ, к условиям их реализации, к
уровню подготовки выпускников;
3) сроки освоения основных образовательных
программ;
4) максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся.
Содержание национально-
Что касается других
стран, то, например, в США не существует
государственных стандартов высшего
образования в области
В 1998 г. в рамках программы «Леонардо» началась реализация проекта «Европейская структура для подготовки психологов». В проекте принимают участие пятнадцать партнеров из двенадцати стран: Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания.
Послевузовское
Основные образовательные
Объектом профессиональной деятельности данного специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом — их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист должен быть готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
диагностическую и
коррекционную;
экспертную и консультативную;
учебно-воспитательную;
научно-исследовательскую;
культурно-просветительную.
В соответствии с
требованиями к профессиональной подготовке
специалиста-психолога, о которых
мы уже упоминали во Введении, специалист
должен уметь решать следующие задачи,
соответствующие его
на основе накопленных
теоретических знаний, навыков исследовательской
работы и информационного поиска
уметь ориентироваться в
участвовать в практической прикладной
деятельности, владеть основными методами
психодиагностики, психокоррекции и психологического
консультирования;
владеть комплексом знаний и методикой
преподавания психологии в высших учебных
заведениях.
В процессе обучения
в университете будущий специалист-психолог
приобретает необходимые
В связи с этим цели преподавания психологии по данным образовательным программам, с нашей точки зрения, должны включать в себя:
1) обучение фундаментальным
психологическим знаниям;
2) обучение прикладным психологическим
знаниям;
3) обучение научно-исследовательским
умениям;
4) обучением практическим психологическим
умениям в применении психологических
знаний для решения практических задач;
5) обучение умениям психологического
просвещения и обучения психологическим
знаниям других людей;
6) формирование психологической культуры.
Одним из значительных достижений американского психологического образования последнего времени (2002) стала подготовка доклада под названием: «Базовое психологическое образование: цели и результаты», который был одобрен Советом по вопросам образования АПА (Halonen, 2002). В нем, в частности, указывается, что «степень бакалавра в психологии должна свидетельствовать, что студент может мыслить о поведении и внутренней психической жизни как ученый и развил умения и ценности, которые отражают психологию как науку и прикладную область».
В этом документе определяются 10 основных целей, которые разделяются на две категории.
1. Знания, умения
и ценности, согласующиеся с психологией
как наукой и сферой
2. Знания, умения
и ценности, согласующиеся с общим
образованием, которые далее развиваются
в сфере психологии. Эта категория
целей относится к
Знания, умения и ценности в сфере научной психологии, а также ее практического применения.
Цель 1. Теория и
содержание психологии. Студенты должны
продемонстрировать знакомство с основными
концепциями, теоретическими перспективами,
эмпирическими данными и
Цель 2. Исследовательские методы в психологии.
Студенты должны понимать и уметь применять
основные исследовательские методы в
психологии, включая исследовательский
проект, анализ данных и интерпретацию.
Цель 3. Умения критического мышления в
психологии. Студенты должны уметь использовать
метод критического и творческого мышления,
постановки вопросов и научный подход
к решению проблем, связанных с поведением
и психическими процессами.
Цель 4. Приложение психологии. Студенты
должны понимать и уметь применять психологические
принципы к личным, социальным и организационным
проблемам.
Цель 5. Ценности в психологии. Студенты
должны понимать основания тех или иных
действий, быть терпимыми к неопределенности,
действовать в соответствии с правилами
этики и понимать другие ценности, которые
лежат в основе психологт как дисциплины.
Знания, умения и ценности общего образования,
которые в дальнейшем находят свое развитие
в сфере психологии.
Цель 6. Информационная и технологическая
грамотность. Студенты должны продемонстрировать
компетентность в информационной сфере
и способность использовать компьютеры
и другие технологии в различных целях.
Цель 7. Коммуникативные умения. Студенты
должны быть способны к эффективному общению
в разных аспектах и формах.
Цель 8. Социокультурное и международное
сознание. Студенты должны осознаний,
и понимать сложность социокультурного
и международного многообразия.
Цель 9. Личное развитие. Студенты должны
добиться понимания своих психических
процессов, собственного поведения, а
также поведения других людей и научиться
применять эффективные стратегии для
управления собой и самосовершенствования.
Цель 10. Профессиональное планирование
и развитие. В результате обучения студенты
должны получить реалистические представления
о том, как они могут применить свои психологические
знания, умения и ценности в профессиональной
сфере в самых различных ситуациях.
Каждая из этих целей находит свое конкретное отражение в результатах, которых следует ожидать от студентов, прошедших обучение но программе базового психологического образования. Эти результаты достигаются благодаря усвоению определенного содержания изучаемых дисциплин; более подробно мы остановимся на этом в следующих главах.
2. Основные образовательные
Основной задачей этих программ является подготовка научно-педагогических кадров в области психологии. В связи с этим основными целями преподавания психологии являются:
1) углубленное изучение
аспирантами (адъюнктами) психологических
дисциплин по научной
2) обучение умениям применять знания по
научной специальности для решения научно-исследовательских
задач;
3) обучение знаниям, умениям и навыкам
научно-исследовательской работы;
4) обучение умениям педагогической деятельности
в сфере психологии.
3. Основные образовательные
К этой группе специалистов относятся:
учителя, воспитатели
и другие работники школьных, дошкольных
и внешкольных учреждений;
врачи, младший и средний медицинский
персонал, социальные работники;
государственные служащие, социологи,
юристы, руководители, менеджеры, экономисты;
командиры воинских подразделений.
Главным объектом
профессиональной деятельности специалистов
данного профиля является человек
или группа людей. Отсюда вытекает непосредственная
значимость психологических знаний
для их профессиональной деятельности.
Поэтому главным направлением преподавания
психологии по программам данного типа
является формирование профессиональной
психологической
Это направление определяет цели преподавания психологии по данным образовательным программам:
1) обучение основам
психологических знаний;
2) знакомство с методами психологии;
3) обучение прикладным психологическим
знаниям, соответствующим профессиональной
специализации студентов;
4) обучение применению психологических
знаний для решения практических задач
в рамках будущей профессиональной деятельности;
5) формирование общем психологической
культуры студентов.
4. Основные образовательные
К этой группе относится
широкий круг специалистов. Основным
объектом профессиональной деятельности
специалистов данного профиля являются
объекты живой и неживой
Информация о работе Федеральные государственные образовательные стандарты