Федеральный конституционный
закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве
Российской Федерации"
Вопрос 1.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
обобщенное наименование органов исполнительной власти РФ, используемое Конституцией и другиминормативными актами РФ. В соответствии с Указом Президента РФ "О системе федеральных органовисполнительной власти" от 14 августа 1996 г.
(с последующими изменениями) в систему этих органов входятминистерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти:государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российскиеагентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента РФ.
Министерство РФ - Ф. о. и. в., проводящий государственную политику, осуществляющий управление вустановленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных Ф. о. и. в.Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).
Государственный комитет РФ и федеральная комиссия России - Ф. о. и. в., осуществляющие наколлегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а такжефункциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет,федеральную комиссию возглавляет председатель.
Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - Ф. о. и. в.,осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.)функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель(директор) федеральной службы России, российское агентство - генеральный директор российскогоагентства, федеральный надзор России - начальник федерального надзора России.
Создание Ф. о. и. в., их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложениюПредседателя Правительства РФ.
Федеральный министр назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ попредставлению Председателя Правительства РФ. Председатель государственного комитета, федеральнойкомиссии, руководитель (директор) федеральной службы, генеральный директор российского агентства иначальник федерального надзора назначаются на должность и освобождаются от должностиПравительством РФ.
Таким образом, министерства РФ в принципе можно считать имеющими более высокий ранг по сравнению сиными Ф. о. и. в., поскольку министры назначаются Президентом РФ и входят в состав Правительства РФ, аруководители остальных органов назначаются Правительством РФ и не входят в его состав.
Однако следует иметь в виду, что по указу от 14 августа 1996 г. руководители Ф. о. и. в., подведомственныхПрезиденту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законами РФ, назначаются на должностьи освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке, т. е. назначение на должность иосвобождение от должности в этом случае производит Президент РФ
Вопрос 2.
Согласно принципу разделения
властей, на основе которого строится
государственная власть в Российской
Федерации, основное назначение исполнительной
власти состоит в осуществлении управленческой,
организационной деятельности, направленной
на исполнение правовых актов, принятых
представительными органами.
Исполнительную власть в Российской Федерации
осуществляет Правительство Российской
Федерации (ст. 110 Конституции РФ).
Правительство РФ возглавляет единую
систему исполнительной власти в России,
которую образуют: федеральные органы
исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов Федерации в пределах
ведения Российской Федерации, а также
в рамках полномочий Российской Федерации
по предметам совместного ведения Федерации
и ее субъектов.
Правительство РФ организует исполнение
Конституции РФ, федеральных законов,
указов Президента, международных договоров,
осуществляет систематический контроль
за их исполнением федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной
власти субъектов Федерации, принимает
меры по устранению нарушений законодательства
России.
Правовой основой деятельности Правительства
РФ является гл. 6 Конституции Российской
Федерации, Федеральный конституционный
закон от 17 декабря 1997 г. (в редакции от
31 декабря 1997 г.) «О Правительстве Российской
Федерации», * федеральные законы, указы
Президента.
Конституционно – правовой статус Правительства
РФ складывается из совокупности конституционных
норм, закрепляющих его положение в системе
органов государственной власти. Конституционно-правовой
статус Правительства РФ включает в себя
следующие элементы:
1) правовые нормы, регулирующие порядок
формирования, срок полномочий, отставку
Правительства РФ;
2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию
Правительства РФ;
3) правовые нормы, регулирующие порядок
деятельности Правительства РФ.
Конституционный статус Правительства
РФ, возглавляющего единую систему исполнительной
власти, обусловливает необходимость
рассмотрения его связей с Президентом
как главой государства, с Федеральным
Собранием как представительным органом,
осуществляющим законодательную власть,
с органами судебной власти, органами
исполнительной власти субъектов Федерации.
Взаимоотношения Правительства РФ и Президента
РФ. Наиболее тесным образом Правительство
РФ сотрудничает с Президентом РФ. Анализ
полномочий Президента в сфере исполнительной
власти дает основания считать его фактически
главой исполнительной власти:
1) Председателя Правительства назначает
Президент с согласия Государственной
Думы (ст. 111 Конституции РФ);
2) Председатель Правительства представляет
Президенту предложения о структуре федеральных
органов исполнительной власти, которые
утверждаются указом Президента (ч.1 ст.
112 Конституции РФ);
3) Президент в соответствии с Конституцией
РФ, федеральными законами руководит деятельностью
федеральных органов исполнительной власти,
ведающих вопросами обороны, безопасности,
внутренних дел, иностранных дел, предотвращения
чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий
стихийных бедствий, утверждает по представлению
Председателя Правительства РФ положения
о них и назначает их руководителей (ст.
32 Закона о Правительстве);
4) по предложению Председателя Правительства
Президент назначает на должность и освобождает
от должности заместителей Председателя
Правительства, федеральных министров
(п. «д» ст. 83, ч. 2 ст. 112 Конституции РФ);
5) Президент имеет право председательствовать
на заседаниях Правительства (п. «6» ст.
83 Конституции РФ);
6) Президент принимает решение об отставке
Правительства (ст. 117 Конституции РФ);
7) Президент может отменить постановления
и распоряжения Правительства в случае
их противоречия Конституции РФ, федеральным
законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115
Конституции РФ);
8) в случаях, предусмотренных ст. 92 Конституции
РФ, Председатель Правительства РФ временно
исполняет обязанности Президента РФ.
Взаимоотношения Правительства РФ и Федерального
Собрания Российской Федерации проявляются
в следующем:
1) Председатель Правительства назначается
Президентом с согласия Государственной
Думы (ст. 111 Конституции РФ);
2) Правительство пользуется правом законодательной
инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ);
3) по ряду законопроектов - о введении
или отмене налогов, освобождении от их
уплаты, о выпуске государственных займов,
об изменении финансовых обязательств
государства, других законопроектов, предусматривающих
расходы, покрываемые за счет федерального
бюджета, - требуется заключение Правительства
(ч. 3 ст. 104 Конституции РФ);
4) Правительство представляет Государственной
Думе федеральный бюджет и отчет о его
исполнении (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции
РФ);
5) Государственная Дума вправе выразить
недоверие Правительству. Председатель
Правительства вправе по собственной
инициативе поставить перед Государственной
Думой вопрос о доверии Правительству
(ст. 117 Конституции РФ);
6) члены Правительства вправе присутствовать
и выступать на заседаниях палат Федерального
Собрания, их комитетов и комиссий. Члены
Правительства обязаны по приглашению
палат Федерального Собрания присутствовать
на их заседаниях и отвечать на вопросы
членов Совета Федерации и депутатов Государственной
Думы в порядке, определенном Регламентами
палат. Депутаты Государственной Думы
и члены Совета Федерации вправе обращаться
к Правительству с депутатским запросом
(ст. 36, 38, 39 Закона о Правительстве).
Взаимодействие Федерального Собрания
и Правительства РФ обеспечивается с помощью
полномочного представительства Правительства
РФ в Федеральном Собрании . *
Представительство является постоянно
действующим органом, образованным с целью
совершенствования законопроектной деятельности
Правительства, обеспечения его взаимодействия
с палатами Федерального Собрания, субъектами
права законодательной инициативы, а также
координации деятельности федеральных
органов исполнительной власти в сфере
законопроектных работ.
Взаимоотношения Правительства РФ и органов
судебной власти. Правительство РФ в пределах
своих полномочий производит финансирование
судов из федерального бюджета, обеспечивает
возможность полного и независимого осуществления
правосудия и исполнение судебных решений
(ст. 42 Закона о Правительстве). В свою очередь,
органы судебной власти осуществляют
судебный контроль за деятельностью органов
исполнительной власти.
Взаимоотношения Правительства РФ и органов
исполнительной власти субъектов Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах
ведения Российской Федерации и полномочий
Российской Федерации по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации федеральные органы
исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
образуют единую систему исполнительной
власти в Российской Федерации:
1) Правительство по вопросам, отнесенным
к ведению Российской Федерации и полномочиям
Российской Федерации по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов
Федерации, осуществляет контроль за деятельностью
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
2) Правительство РФ в пределах своих полномочий
разрешает споры и устраняет разногласия
между федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации. Для разрешения
споров и устранения разногласий создаются
согласительные комиссии из представителей
заинтересованных сторон;
3) Правительство РФ вносит предложения
Президенту РФ о приостановлении действия
актов органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в случае
их противоречия Конституции РФ, федеральным
законам, международным обязательствам
Российской Федерации или нарушения прав
и свобод человека и гражданина;
4) Правительство РФ направляет в законодательные
(представительные) и исполнительные органы
государственной власти субъектов Федерации
проекты своих решений по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации. Предложения законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации по таким проектам подлежат
обязательному рассмотрению в Правительстве
Российской Федерации;
5) Правительство РФ в срок не более одного
месяца рассматривает внесенные в установленном
порядке в Правительство РФ предложения
законодательных (представительных) или
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
по предметам ведения Российской Федерации
и по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации
и сообщает указанным органам о результатах
рассмотрения внесенных предложений.
Вопрос
3.
Правительство РФ в системе
государственных органов власти
Правительство РФ осуществляет
свою деятельность на основании ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ
«О Правительстве РФ».
Правительство РФ:
1) является органом государственной власти
РФ;
2) осуществляет исполнительную власть
РФ;
3) является коллегиальным органом, возглавляющим
единую систему исполнительной власти
в РФ;
4) осуществляет свою деятельность на основе
Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и нормативных
указов Президента.
Основные принципы деятельности
Правительства: верховенства Конституции
РФ, ФКЗ и ФЗ, народовластия, федерализма,
разделения властей, ответственности,
гласности, обеспечения прав и свобод
человека и гражданина.
Правительство осуществляет
свою деятельность на основе Конституции
РФ, федеральных конституционных законов,
федеральных законов и нормативных указов
Президента.
Правительство в пределах своих
полномочий:
1) организует исполнение Конституции,
законов, указов Президента, международных
договоров,
2) осуществляет систематический контроль
за их исполнением федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной
власти субъектов,
3) принимает меры по устранению нарушений
законодательства РФ;
4) утверждает положения о федеральных
министерствах и иных органах исполнительной
власти,
5) устанавливает предельную численность
работников аппаратов министерств и размер
ассигнований на содержание этих аппаратов
в пределах средств, предусмотренных на
эти цели в федеральном бюджете,
6) вправе отменять акты федеральных органов
исполнительной власти или приостанавливать
действие этих актов.
Состав Правительства зависит
от структуры федеральных органов исполнительной
власти, предопределяемой целями и задачами
деятельности исполнительной власти.
Президентом может быть введена должность
федерального министра, не являющегося
руководителем федерального министерства,
а также установлено, что руководитель
федерального органа исполнительной власти
является одновременно заместителем Председателя
Правительства.
В качестве постоянного органа
Правительства действует его Президиум.
В состав Президиума входят Председатель
Правительства, его заместители, федеральные
министры финансов, экономики, иностранных
дел, обороны, внутренних дел, по делам
национальностей и региональной политики,
федеральный министр – Руководитель Аппарата
Правительства. Правительство вправе
образовывать организации, координационные,
совещательные органы при Правительстве,
постоянные и временные комиссии, а также
другие рабочие органы.
Вопрос 4.
С ПРЕЗИДЕНТОМ
(глава 5)
Статья 30. Обеспечение согласованного
функционирования и взаимодействия Правительства
Российской Федерации и других органов
государственной власти
Президент Российской Федерации
в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим
Федеральным конституционным законом
обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие Правительства Российской
Федерации и других органов государственной
власти.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 30 настоящего
Федерального конституционного закона
Статья 31. Право Президента Российской
Федерации председательствовать на заседаниях
Правительства Российской Федерации и
на заседаниях Президиума Правительства
Российской Федерации
Президент Российской Федерации
имеет право председательствовать на
заседаниях Правительства Российской
Федерации и на заседаниях Президиума
Правительства Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 31 настоящего
Федерального конституционного закона
Информация об изменениях:
Федеральным
конституционным законом от 19 июня 2004 г. N 4-ФКЗ
статья 32 настоящего Федерального конституционного
закона изложена в новой редакции
См. текст
статьи в предыдущей редакции
Статья 32. Особенности руководства некоторыми
федеральными органами исполнительной
власти
Президент Российской Федерации
в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными
законами руководит деятельностью федеральных
органов исполнительной власти, ведающих
вопросами обороны, безопасности, внутренних
дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения
чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий
стихийных бедствий, утверждает по представлению
Председателя Правительства Российской
Федерации положения о них и назначает
руководителей и заместителей руководителей
этих органов, а также осуществляет иные
полномочия как Верховный Главнокомандующий
Вооруженными Силами Российской Федерации
и Председатель Совета Безопасности Российской
Федерации.
Президент Российской Федерации
руководит непосредственно и через федеральных
министров деятельностью федеральных
органов исполнительной власти, указанных
в части первой настоящей статьи и находящихся в ведении
соответствующих федеральных министерств.
Президент Российской Федерации
распределяет функции между федеральными
органами исполнительной власти, указанными
в части первой настоящей статьи. Президент Российской
Федерации в случае изменения в установленном
порядке системы и структуры федеральных
органов исполнительной власти до принятия
федеральных законов о внесении соответствующих
изменений в федеральные законы может
перераспределять установленные федеральными
законами функции федеральных органов
исполнительной власти, деятельностью
которых руководит Президент Российской
Федерации.
Правительство Российской Федерации
в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации координирует деятельность
федеральных органов исполнительной власти,
указанных в части первой настоящей статьи.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 32 настоящего
Федерального конституционного закона
Статья 33. Отмена Президентом Российской
Федерации актов Правительства Российской
Федерации
Постановления и распоряжения
Правительства Российской Федерации в
случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным
конституционным законам, федеральным
законам и указам Президента Российской
Федерации могут быть отменены Президентом
Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 33 настоящего
Федерального конституционного закона
Статья 34. Временное исполнение Председателем
Правительства Российской Федерации обязанностей
Президента Российской Федерации
В случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Председатель
Правительства Российской Федерации временно
исполняет обязанности Президента Российской
Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 34 настоящего
Федерального конституционного закона
Статья 35. Отставка Правительства Российской
Федерации и сложение Правительством
Российской Федерации своих полномочий
Правительство Российской Федерации
слагает свои полномочия перед вновь избранным
Президентом Российской Федерации. Решение
о сложении Правительством Российской
Федерации своих полномочий оформляется
распоряжением Правительства Российской
Федерации в день вступления в должность
Президента Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации
может подать в отставку, которая принимается
или отклоняется Президентом Российской
Федерации.
Президент Российской Федерации
вправе принять решение об отставке Правительства
Российской Федерации, в том числе и в
предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях
выражения Государственной Думой недоверия
Правительству Российской Федерации либо
отказа Государственной Думы в доверии
Правительству Российской Федерации.
В случае отставки или сложения
полномочий Правительство Российской
Федерации по поручению Президента Российской
Федерации продолжает действовать до
сформирования нового Правительства Российской
Федерации.