Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 15:55, курсовая работа
В данной работе объектом исследования являются правоотношения, которые являются конституционными. Федеративное устройство РФ обозначим целью курсовой работы. Предметом исследования – российский федерализм.
Государство является сложным политическим образованием, у этого образования имеются различные функции, формы, принципы образования и т.д. При определении типа государства введем такое понятие как форма государства. Форма позволяет узнать, как построено управление, кто и как правит, есть ли взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы использует власть для управления.
Введение………………………………………………………………………………...…3
1 Глава 1. Конституционно правовой статус РФ
1.1 Российская Федерация – это федеративное государство.…………………..……..4
1.2 Элементы конституционно правового статуса РФ…………………………….…..7
1.3 Единая денежная и кредитная система……………………………………………...9
1.4 Наличие единых вооруженных сил…………………………………………..……..9
1.5 Абсолютная правосубъектность РФ………………………………………….……10
2 Глава 2. Становление и развитие РФ
2.1 Конституция 1918 г………………………………………………………………....12
2.2 Конституция РСФСР 1925 г.…………………………………………………….....13
2.3 Новая Конституция 1937 г………………………………………...………………..13
2.4 Конституция РСФСР 1978 г……………………………………………….……….15
2.5 Конституция РФ принятая 12 декабря 1993 г………………………….………….17
3 Глава 3. Федеративное государство
3.1 Отличия федеративного государства от унитарного…………………….……….18
3.2 Понятие федерации…………………………………………………………………20
3.3 Автономия в РФ………………………………………………………….………….22
3.4 Принцип федерализма………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….………25
Глоссарий………………………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………………………………….…………..
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….…………
Приложения……………………………………………………
Выбор темы федеративное устройство, обусловлен тем, что в настоящее время федеративная система существует в нескольких десятках стран мира - это достаточно весомая часть всех стран мира, почти треть населения, практически это самая сложная организация территориального устройства. Такая организация требует постоянного контроля для решения существующих в таких государствах проблем.
В данной работе объектом исследования являются правоотношения, которые являются конституционными. Федеративное устройство РФ обозначим целью курсовой работы. Предметом исследования – российский федерализм.
Государство является сложным политическим образованием, у этого образования имеются различные функции, формы, принципы образования и т.д. При определении типа государства введем такое понятие как форма государства. Форма позволяет узнать, как построено управление, кто и как правит, есть ли взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы использует власть для управления. Понятие о форме конкретного государства дает анализ его составных частей:
- формы правления;
- государственного устройства;
- государственно-правового режима.
Вероятно, самыми важными являются первые две составные части, а третья имеет субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, какой режим в государстве, демократический или другой. По отношению к другому государству, это особенно трудно сделать, т.к. ты не проживаешь в нем, не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей народов, проживающих в этом государстве.
Конституционно-правовой статус России как федеративного государства определяется федеральной Конституцией 1993 г., Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 г.
Основное значение в определении правового статуса Российской Федерации, а также ее субъектов принадлежит Конституции РФ. Существует Федеративный договор от 31 марта 1992 г. между государством и субъектами о перераспределении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов.
После подписания трех Договоров между федеральными органами власти и органами власти республик в составе федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и автономной области, автономных округов их тексты были одобрены VI Съездом народных депутатов России. Затем при составлении текста Конституции Российской Федерации в него были включены договоры, в редакции от 21 апреля 1992 г.
В состав Российской Федерации входят 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.
В РФ имеется несколько видов субъектов:
- по национально-территориальному принципу - республики (государства);
- по территориальному принципу - края, области, города федерального значения (государственные образования);
-автономная область, автономные округа - национально-государственные территориальные образования.
РФ является суверенным государством. В федеративных государствах вопрос суверенитета решен одинаково: федерация в целом суверенна, а ее субъекты нет.
В понятии суверенитета присутствует понятие о территории, т. е. о пространстве земли, воды, воздуха.
Согласно Конституции РФ решение всех вопросов, касающихся защиты России от посягательств извне, сосредоточивается исключительно в руках федеральных властей.
Российская Федерация осуществл
Для обеспечения функционирования Российской Федерации необходимо проводить централизованное регулирование. Необходимо соответствие федерального и республиканского законов, а также всех других актов Российской Федерации и ее субъектов. Иначе правовая система Российской Федерации будет разбалансирована и станет источником политической дестабилизации.
В Российской Федерации главенство имеет Конституция Российской Федерации и федеральные законы на всей территории России. Только при наличии указанного положения можно говорить о наличии суверенитета, так как самостоятельная и независимая власть проявляется в возможности решать все вопросы государственной жизни, составляющей исключительную компетенцию федерации.
Наличие гражданства является важным государственно-правовым признаком суверенного государства. В РФ установлено федеральное гражданство, которое приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом. Оно является единым и равным для всех независимо от оснований его приобретения.
Гражданство имеет федеративную природу. Это свидетельствует о том, что гражданин Российской Федерации является одновременно гражданином республики в ее составе, на территории которой он проживает. В случае утраты гражданства Российской Федерации автоматически прекращает республиканское гражданство.
В Российской Федерации построены единые Вооруженные силы. ВС РФ находятся в системе обеспечения обороны и безопасности.
Федерацией определяются: военная доктрина, структура, организация ВС. Республики в составе Российской Федерации не вправе создавать свои вооруженные силы либо какие-либо иные воинские формирования.
В Российской Федерации имеется государственная федеральная собственность, также имеется единая денежная, кредитная система и единое экономическое пространство.
РФ – федеративное государство, созданное по воле её многонационального народа.
Прежде всего, РФ характеризуется суверенитетом, т.е. обладанием всей полнотой власти на своей территории, относительной самостоятельностью в международных отношениях, недопустимостью вмешательства во внутренние дела РФ извне.
Территориальное единство: РФ имеет свою территорию, складывающуюся из территории её субъектов. Это пространственный предел власти РФ; на эту территорию распространяется суверенитет РФ.
Единое гражданство: РФ определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства, порядок разрешения споров между РФ и её субъектами по вопросам гражданства, а также осуществляет защиту прав граждан РФ за границей.
Наличие общих для всей Федерации органов гос. власти: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Генеральная Прокуратура.
Наличие единой федеральной
системы права, которая включает
федеральные нормативные
Наличие собственности РФ
Единая денежная и кредитная система: официальная денежная единица, порядок эмиссии наличных денег, организация и регулирование денежного обращения, единые правила кредитования и кредитных расчётов.
Единые Вооружённые Силы: РФ определяет структуру и организацию ВС, разрабатывает и проводит оборонную политику РФ.
Устанавливается государственный язык, хотя в тоже время признаются равные права народов России на сохранение, развитие и гос. поддержку их языков.
Право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое, РФ представляет интересы РФ в целом и каждого субъекта. У РФ – исключительное право объявлять войну и заключать мир.
Государственные символы РФ: флаг, герб, гимн, столица.
Исключительная компетенция РФ и вопросы совместного ведения с субъектами РФ.
Следующая характеристика конституционно – правового статуса РФ это наличие единой денежной и кредитной системы. Денежная система РФ включает в себя:
Официальной денежной единицей РФ является рубль. Это установлено Федеральным законом от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
Один из важных элементов конституционно – правового статуса РФ это наличие единых Вооруженных Сил, в обязанности которых входит защита суверенитета и территориальной ценности РФ. Субъекты и республики не имеют право создавать свои ВС. Согласно Конституции Верховным Главнокомандующим ВС РФ является Президент Российской Федерации.
Определяет структуру
и организацию Вооруженных Сил
Основным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее право внешних сношений с иностранными государствами, посредством реализации которого она представляет и защищает как интересы всей Российской Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта.
Сама РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, это коллективные образованиями, которые обладают признаками, необходимыми субъектов гражданского права.
В Конституции Российской Федерации, уставах и конституциях субъектов РФ, уставах муниципальных образований и других нормативных актах публичного права определяется организационное единство, характеризующее коллективное образование как единое целое, имеющее четко определенную структуру построения, а также наличие компетентных органов и подчиненных подразделений.
У Российской Федерации имеется федеральная собственность у субъектов РФ (собственность субъектов РФ), а также муниципальная собственность у городских, сельских и иных муниципальных образований. Обособление имущества проявляется в наличии права государственной собственности.
По своим обязательствам законодательно закреплен и признак ответственности. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования имеют возможность выступления от собственного имени при приобретении и осуществлении имущественных и личных неимущественных прав, выступлении в суде (ст. 125 ГК).
При характеристике правосубъектности Российской Федерации, субъектов, федерации, муниципальных образований закон устанавливает, что в этих случаях следует применять нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК).
Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования составляют особую самостоятельную группу участников гражданских правоотношений1. При этом РФ, субъекты являются государственными образованиями, а систему местного самоуправления составляют муниципальные образования.