Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 15:55, курсовая работа
В данной работе объектом исследования являются правоотношения, которые являются конституционными. Федеративное устройство РФ обозначим целью курсовой работы. Предметом исследования – российский федерализм.
Государство является сложным политическим образованием, у этого образования имеются различные функции, формы, принципы образования и т.д. При определении типа государства введем такое понятие как форма государства. Форма позволяет узнать, как построено управление, кто и как правит, есть ли взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы использует власть для управления.
Введение………………………………………………………………………………...…3
1 Глава 1. Конституционно правовой статус РФ
1.1 Российская Федерация – это федеративное государство.…………………..……..4
1.2 Элементы конституционно правового статуса РФ…………………………….…..7
1.3 Единая денежная и кредитная система……………………………………………...9
1.4 Наличие единых вооруженных сил…………………………………………..……..9
1.5 Абсолютная правосубъектность РФ………………………………………….……10
2 Глава 2. Становление и развитие РФ
2.1 Конституция 1918 г………………………………………………………………....12
2.2 Конституция РСФСР 1925 г.…………………………………………………….....13
2.3 Новая Конституция 1937 г………………………………………...………………..13
2.4 Конституция РСФСР 1978 г……………………………………………….……….15
2.5 Конституция РФ принятая 12 декабря 1993 г………………………….………….17
3 Глава 3. Федеративное государство
3.1 Отличия федеративного государства от унитарного…………………….……….18
3.2 Понятие федерации…………………………………………………………………20
3.3 Автономия в РФ………………………………………………………….………….22
3.4 Принцип федерализма………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….………25
Глоссарий………………………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………………………………….…………..
По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное Собрание (парламент) РФ состоит также из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Каждый субъект федерации в Совете Федерации имеет по два представителя).
Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерации осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
Федерация - это такая форма устройства государства, в котором территориальная организация власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.
Существуют и смешанные формы
государственного устройства, являющиеся,
как правило, переходными от унитарного
государства к федерации или
наоборот. В государствах со смешанной
формой государственного устройства наряду
с субъектами федерации существуют административно-
Основные характеристики государства как федерации выглядят следующим образом:
1) федерация - это всегда совокупность обособленных, относительно самостоятельных территориальных единиц;
2) в федерации формируются два
уровня территориальной
3) субъекты федерации не
4) разделение функций между
5) к ведению федерации относится
регулирование отношений в
6) к ведению субъектов федерации
относится регулирование
По различным основаниям выделяются виды федераций (модели федерализма). По способу образования различают конституционно-правовые и договорно-правовые федерации. Конституционно-правовая федерация создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Договорно-правовая федерация создается путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства-участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. В конституционно-правовых федерациях (как, например, в Российской Федерации) также возможно существование федеративного договора. Однако это не делает их договорно-правовыми. Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты до образования федерации: если они были самостоятельными государствами - это договорно-правовая федерация, если нет - конституционно-правовая.
Автономия - это предоставление части государства, отличающейся какими-либо географическими, национальными (этническими) или иными особенностями определенной формы самостоятельности. Автономии могут существовать как в унитарном, так и в федеративном государстве.
Автономии в основном построены по национальному признаку. Различаются два основных вида национальной автономии - национально-территориальная и национально-культурная. Национально - территориальная автономия образуется в случае компактного проживания национальных меньшинств на определенной территории.
Национально-культурная автономия сознается в случае, когда национальные меньшинства не занимают какой-то ограниченной территории, а расположены в пределах государства. Национально-культурные автономии создаются в виде национальных организаций. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Национально-территориальные
Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как федеративное государство, а ст. 5 констатирует, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации.
В составе Российской Федерации в соответствии со ст. 65 Конституции РФ находится 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, одна автономная область и 10 автономных округов.
Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.
Государственная целостность
Российской Федерации.
Единство системы
Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации. Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в Российской Федерации, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от Российской Федерации с созданием собственного государства.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Существование двухуровневой системы органов государственной власти в Российской Федерации предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне.
Итак, мы рассмотрели развитие федеративного устройства России, проанализировали федеративное устройство современной России, а также рассмотрели принципы федеративного устройства России.
Из всего вышеизложенного
можно сделать следующие
Закрепление в Конституции Российской Федерации федеративного устройства России не означает, что основы и формы сложившейся федеративной организации неизменны. Неизменным должно оставаться деление Федерации на субъекты, хотя сами субъекты могут быть иными; неизменно и тесное сотрудничество между Федерацией и ее субъектами, однако не обязателен на все времена нынешний объем полномочий как Федерации, так и ее субъектов.
Принципы устройства
федеративного государства
Современная форма государственного устройства России, сохраняя определенную преемственность с федеративной природой РСФСР (сочетая национально-государственный и территориальный принцип устройства), свидетельствует об уникальности российского федерализма по сравнению с классическими федерациями зарубежных стран. Эта уникальность есть отражение сложного исторического развития территориальных форм власти в России, полиэтничности ее населения, самобытности отечественной государственности и культуры. Поэтому специфика и особенности российского федерализма нуждаются не в устранении, приспособлении под известные "образцы", а научно-выверенной программе развития. Речь меньше всего идет о наборе декларативных положений, ибо потребность состоит главным образом в четкой, конкретной программе действий, в механизмах и гарантиях ее осуществления, в подключении к этому процессу всех сил общества.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Автономия |
один из способов децентрализации власти в унитарном государстве |
2 |
Акт юридический |
документ, издаваемый государственным органом и содержащий общенормативные или индивидуальные предписания, документы, составленные в предусмотренном законом порядке и порождающие определенные правовые последствия |
3 |
Государственный аппарат |
в науке конституционного права система органов, практически осуществляющих функции государства |
4 |
Демократия |
форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека |
5 |
Конституция |
представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой |
6 |
Плюрализм |
в политико-правовой теории понятие, означающее один из фундаментальных принципов устройства гражданского общества и правового государства, согласно которому должно обеспечиваться многообразие форм и субъектов экономической, политической и культурной жизни |
7 |
Субъект федерации |
государственное образование в составе федерации |
8 |
Федерализм |
одна из основ конституционного
строя РФ, основополагающий принцип
государственно- |
9 |
Федеральный округ |
в ряде государств с федеративным
устройством особая административно- |
10 |
Федерация |
форма государственного устройства. Представляет сложное (союзное) государство, состоящее из образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью |