Федеративное устройство США 1787 г. и Германской империи 1871 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование федеративного устройства Германии и США в новое время.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, принципы и признаки федеративного устройства;
- рассмотреть особенности федеративного устройства США по Конституции 1787 года;
- описать особенности федеративного устройства Германской империи по Конституции 1871 года.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ,
ПРИНЦИПЫ И ПРИЗНАКИ……………………………………………6
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА США
ПО КОНСТИТУЦИИ 1787 ГОДА…………………………………….13
2.1 Предпосылки, причины, исторические условия, особенности
процесса становления американского федерализма………………13
2.2 Государственное устройство США по Конституции 1787 г.
Основные тенденции развития федерализма в США………………19
ГЛАВА III ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ГЕРМАНСКОЙ
ИМПЕРИИ ПО КОНСТИТУЦИИ 1871 ГОДА……………………….23
3.1 Исторические условия становления федеративного устройства
Германии. Эволюция форм объединения страны в XIX веке..……23
3.2 Государственное устройство Германской империи по
Конституции 1871 г………………………………………………..…31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...…..40

Файлы: 1 файл

Курсовой.docx

— 69.78 Кб (Скачать файл)

Известно  также высказывание французского государствоведа  начала XX века А. Эсмена относительно того, что федеративное государство разбивает суверенитет.

Интерес к этой непростой проблеме обострился в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, когда начались известные процессы, приведшие к распаду Союза Советских Социалистических Республик и образованию Содружества Независимых Государств. Ученые пытались разрешить эту проблему самыми разными способами. Утверждалось, что полным суверенитетом наделена только федерация. Суверенитет субъекта федерации допускался только теоретически, но только если за ним признается право на одностороннее решение о выходе из состава федерации. Одной из теоретических проблем явилась необходимость различать понятия «суверенитет» и «компетенция», в связи, с чем получили идеи так называемого кооперативного федерализма, согласно которым являются государствами и суверенны и федерация в целом, и субъект федерации, поскольку отношения между ними строятся на принципах кооперации, сотрудничества, согласования интересов, они не основаны на подчинении одного государства другому.

Заслуживает внимания концепция ограниченного, «разделенного» суверенитета. В соответствии с принципом «трех сфер полномочий»  существуют исключительные полномочия федерации, совместные полномочия федерации  и субъекта федерации и полномочия субъектов федерации.

Американские  исследователи отмечают, что федерализм обычно ассоциируется с американской системой управления, и что федерализм был ключевой концепцией при создании Конституции США 1789 г. Данное высказывание позволяет заметить, что любая  федеративная система независимо от ее черт и особенностей выступает как союзное государство.

В заключение можно отметить, что федеративная форма государственного устройства имеет широкое распространение в современном мире, существуют различные варианты взаимодействия федеральных органов и органов субъекта федерации, федерация чрезвычайно разнообразна и сложна, в отличие от унитарного и конфедеративного государств.

В современном мире насчитывается более 20 федеративных государств. Они располагаются в различных частях света, существенно различаются по своим размерам, численности и этническому составу населения, экономическому потенциалу и т.д.

В зависимости  от способа возникновения и характера  учредившего федеративное государство  акта различают договорные и конституционные  федерации.

При договорном способе независимые государства  объединялись в федерацию, заключив между собой договор. Позднее, однако, такой договор уступал место  конституции. Именно так возникли США  и Швейцария, СССР, Югославия, Танзания, ОАЭ и др.

Конституционные федерации возникли на основе конституций, как это случилось в РСФСР (1919), ФРГ (1949) и др. В этом случае федерация формируется «сверху» в результате признания центральной властью федерации в качестве более рациональной формы государственного устройства и наделения республик, краев, областей, земель т.д. качествами субъектов соответствующей федерации.

В зависимости  от степени влияния на государственное  устройство территориального и национального  факторов различают федерации построенные: а) по территориальному принципу; б) по национальному принципу; в) по национально-территориальному принципу.

Подавляющее большинство федераций построено  по территориальному принципу и преследует цель рациональной организации публичной  власти путем ее децентрализации. И  лишь отдельные федерации организованны  с учетом национального или языкового  состава населения. В частности  на этнической основе были построены Бельгия, Югославия. К числу федераций, образованных по национально-территориальному принципу можно отнести Российскую Федерацию, Индию, Канаду и др. государства.

Федерации, построенные по территориальному принципу, оказались более устойчивыми к различным социальным и политическим катаклизмам. Напротив, федерации, построенные по национальному принципу, оказались менее прочными (СССР, СФРЮ, ЧССР).

В зависимости  от конституционно-правового статуса субъектов, входящих в состав федеративного государства, различают: а) симметричные и б) асимметричные федерации.

Под симметричными  федерациями обычно понимают такие субъекты, которые равноправны между собой и в отношениях с федерацией. К их числу относят Австрию, ФРГ, ОАЭ и др. Однако в этих федерациях симметрия имеет относительный, а не абсолютный характер.

Большинство современных федераций асимметричны, причем такая асимметрия может выражаться по-разному и обусловливается  различием субъектов федерации, наличием наряду с равноправными  субъектами федерации и таких  территориальных образований, статус которых существенно отличается от статуса иных равноправных субъектов.

В некоторых  федерациях существенно ограничена даже территориальная сфера действия федеральной конституции, в частности  на штаты Джамму и Кашмир не распространяется более трети статей Конституции  Индии. Асимметрия может являться результатом  и внутрифедеральных договоров  о разграничении предметов ведения  и полномочий или перераспределения  компетенции между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  федерации.

 

ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА США ПО КОНСТИТУЦИИ 1787 ГОДА

 

2.1 Предпосылки, причины, исторические  условия, особенности процесса  становления американского федерализма

 

Первые 75 лет развития политической системы  США (1790-1865) были отмечены непрерывными конституционными и политическими  конфликтами относительно природы  американского федерализма. Сразу  же после принятия конституции Джордж Вашингтон, Александр Гамильтон, Джон Маршалл и их коллеги федералисты  стали выступать за расширение полномочий федеральной власти, в то время  как Томас Джефферсон, Джеймс Мэдисон, Спенсер Роан и их коллеги по партии утверждали, что союз американских штатов представлял собой лишь конфедерацию, в которой вся власть и суверенитет  были сосредоточены на уровне штатов. К 50-м годам ХIX века центральным вопросом стал вопрос о том, является ли институт рабства делом федеральной политики или политики штата.

В результате Гражданской войны в Америке (1860-1865) были сняты многие вопросы федерализма. Победа Севера и последовавшее за этим принятие 13, 14 и 15 поправок к Конституции  положили конец рабству, дали четкое определение понятию гражданства, ограничили полномочия штатов в области  гражданских прав и свобод и в  целом обеспечили примат национальной Конституции и законодательства над законодательством штатов. Периодически продолжали возникать конфликты  по вопросу о федерализме. Например, Верховный Суд США нередко использовал концепцию федерализма для ограничения влияния центральной власти на экономику страны.

После Гражданской  войны бывшие колонии стали независимыми государствами. Согласно статьям Конфедерации, они учредили центральное правительство. Это правительство было весьма слабым, т.к. реальная власть оставалась в штатах. У большинства людей возникло ощущение, что эксперимент не удался; появилась боязнь анархии, то есть того, что по любым пустякам между отдельными, никем не управляемыми штатами могут возникнуть весьма серьезные конфликты, не сдерживаемые сильной рукой центра.

Американский  народ решил попробовать еще  раз. Был созван Конвент и разработан новый план - Конституция 1787 года. Она передавала уже гораздо больше власти в руки центрального правительства. Очевидно, что разработчики имели в виду передать реальную власть центру, не умаляя властного суверенитета штатов. Они предлагали четко разграничить властные полномочия обоих уровней управления путем однозначного определения того, что могло делать общенациональное правительство, а что оставалось на долю штатов. Некоторые властные полномочия, конечно, должны были быть поделены. Но, несмотря на все приложенные усилия, часть демаркационных линий так и осталась неопределенной.

Центр обладал  властью решать вопросы о войне  и мире, о внешней политике: имел возможность собирать налоги, управлять  почтовой службой и чеканить деньги. Он также обладал и некоторой  законодательной властью — правом выпускать «единообразные» законы по натурализации и «единообразные»  законы по поводу банкротства, а также  властью выдавать патенты и подтверждать авторские права.

Конституция также создавала и отдельную  судебную систему для центрального правительства. Во главе ее стоял (федеральный) Верховный суд, затем низшие суды, которые Конгресс мог время от времени удостоверять и учреждать. Под юрисдикцию этих судов подпадали  вопросы федерального права и  дела адмиралтейства. Дела адмиралтейства были связаны с морскими вопросами  — о происшествиях на морских  просторах или о морской торговле. В Англии эти дела рассматривались  специальным судом — судом  Адмиралтейства, но в Америке были переданы федеральным судам. Общенациональные суды были обязаны разбираться в  делах, возникших между гражданами различных штатов. Это была так  называемая разнородная юрисдикция. Основная идея такого распределения обязанностей заключалась в том, что федеральные суды представляли собой независимое, непредвзятое собрание, свободное от пристрастий, соперничества и местничества. В отличие от судов штатов федеральные суды не проявляли бы предубеждения против «чужаков» — людей из других штатов.

Федерализм  является и традицией и важной чертой американской действительности того времени. Практически все внесенные (на бумаге) изменения весьма невелики. Американцы все еще (в основном) продолжают жить по Конституции 1787 года. За 200 лет в нее было внесено 14 поправок. На сегодняшний день это, несомненно, самая древняя из всех действующих конституций. Конечно, существуют и более старые страны, но большинство из них (как, например, Франция) время от времени подвержены конституционным переворотам. В истории же Америки не было ничего подобного Третьему рейху или Пятой республике.

Федерализм  первой половины 19 века был весьма далек  от сегодняшнего. Федеральное правительство  по нынешним меркам было весьма немногочисленным. В 1801 году в министерстве финансов, возвышавшемся над всеми остальными учреждениями, работало более половины служащих, составлявших штат федерального правительства. В центральном учреждении насчитывалось 78 человек и 1615 на местах. В 1829 году общее число федеральных служащих в Вашингтоне, от низшего клерка, посыльного и мальчика на побегушках до президента, включая конгрессменов и сенаторов, составляло 625 человек.

Центральное правительство было на вторых ролях, тогда как правительство штатов – на первых. В жизни людей штаты играли гораздо более важную роль, нежели федеральное правительство. В первую очередь люди ощущали себя гражданами Вирджинии или Пенсильвании, а отнюдь не Америки. Например, в начале 19 века жители штатов типа Кентукки, отделенные горами от Восточного побережья, видели мало пользы в существовании центрального правительства и даже проявляли негодование по поводу его налоговых законов (которые они в основном игнорировали).

За исключением  федерального уровня, страна (по крайней  мере теоретически или технически) не объединена на общей правовой основе. Но эта же страна объединена экономически. От побережья до побережья господствуют общий язык и в основном одна и  та же культура. Имеются, конечно, и  ярко выраженные региональные различия, но средства массовой информации и  внутренняя миграция населения постепенно нивелируют и их.

Экономическое единство страны представляет собой  одну из важнейших составляющих ее основы. Люди и товары свободно пересекают границы штатов. Ни один штат не обладает какими-либо законами, которые препятствовали бы попаданию на территорию этого  штата товаров из других штатов. Конституция специально подчеркивает запрет на подобные ограничения. Вермонт  не может обложить налогом товары, ввозимые из Нью-Гемпшира. Колорадо не может исключить из обращения  продукцию Юты. Максимум, что может  сделать штат, — это остановить на границе гнилые фрукты или больных  коров. Дальше этого он не может пойти.

Штат  также не обладает правом не допускать  на свою территорию «нежелательных»  людей, причем тут ограничение прав штата даже более жесткое, чем  по отношению к товарам. Орегон не имеет права «выставить за дверь» прибывших в Орегон мигрантов. Было время, когда штаты могли не допускать  на свою территорию пауперов (или по крайней мере пытаться сделать это), но Верховный суд положил конец  этой практике. Ни один штат, определил  Верховный суд, не может «...изолироваться  от общих трудностей... путем ограничения  передвижения лиц и собственности  через свои границы». Согласно Конституции, если преступник бежит из одного штата  в другой, он должен быть выдан назад  — то есть доставлен обратно —  по требованию губернатора в штат, обладающий юрисдикцией над преступлением.

В свое время  Конституция также обеспечивала и возвращение беглых рабов, хотя и формулировала это положение  довольно деликатно в более общей  фразе: лиц, «обязанных к службе или работе». Они должны были быть доставлены по требованию стороны, которая имеет право на такую «службу или работу». Конгресс, соответственно, провел массу законов о беглых рабах, для того чтобы это положение Конституции ожило. Принятие этих законов вызвало горячие споры. Во многих районах Севера эти законы отличались крайней непопулярностью. Попытки «отлова» рабов, сбежавших на Север, нередко приводили к открытому неповиновению и подчас даже к кровопролитию. Ни один вопрос в такой степени не подрывал основы федерализма, как этот. Вопросы отношения к рабству и расовой дискриминации восстанавливали штат против штата, регион против региона. Конец этому противостоянию положила лишь Гражданская война.

Информация о работе Федеративное устройство США 1787 г. и Германской империи 1871 г