Федеративное устройство США 1787 г. и Германской империи 1871 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование федеративного устройства Германии и США в новое время.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, принципы и признаки федеративного устройства;
- рассмотреть особенности федеративного устройства США по Конституции 1787 года;
- описать особенности федеративного устройства Германской империи по Конституции 1871 года.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ,
ПРИНЦИПЫ И ПРИЗНАКИ……………………………………………6
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА США
ПО КОНСТИТУЦИИ 1787 ГОДА…………………………………….13
2.1 Предпосылки, причины, исторические условия, особенности
процесса становления американского федерализма………………13
2.2 Государственное устройство США по Конституции 1787 г.
Основные тенденции развития федерализма в США………………19
ГЛАВА III ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ГЕРМАНСКОЙ
ИМПЕРИИ ПО КОНСТИТУЦИИ 1871 ГОДА……………………….23
3.1 Исторические условия становления федеративного устройства
Германии. Эволюция форм объединения страны в XIX веке..……23
3.2 Государственное устройство Германской империи по
Конституции 1871 г………………………………………………..…31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...…..40

Файлы: 1 файл

Курсовой.docx

— 69.78 Кб (Скачать файл)

Каждое  из вошедших в Союз государств было суверенным и управлялось по-разному. В одних удерживалось самодержавие, в других были созданы подобия  парламентов (земские собрания) и  лишь в немногих писаные конституции  фиксируют приближение к ограниченной монархии (Баден, Бавария, Вюртемберг и  др.).

Дворянство  вернуло себе отобранную Наполеоном власть над крестьянством, барщину, «кровавую десятину» (налог на забитый скот), феодальный суд и пр. Абсолютизм сохранил свои позиции в полном объеме везде, за исключением Баварии, Бадена и немногих других государств, входивших в Рейнский союз.

Либеральные выступления ограничивались рамками  студенческих корпораций, когда на шумных собраниях сжигали «капральскую палку» — символ ненавистного полицейского режима. В Германии, по словам историка Блосса, воцарилась кладбищенская тишина, нарушавшаяся лишь хвалебными завываниями сверху в честь правителей-временщиков. После убийства студентом Зандом в 1819 г. реакционного публициста Коцебу в германских государствах по инициативе Меттерниха были созданы межгосударственные следственные комиссии, пресекавшие малейшие проявления либерализма.

Но капиталистические  отношения пробивали себе дорогу и в этих неблагоприятных условиях. В Вюртемберге, Гессене, Кобурге  была отменена крепостная зависимость, барщину вытеснял более производительный труд наемных батраков и пр. Медленно, но неуклонно развивается буржуазное промышленное производство, особенно в Рейнской области, долее других испытавшей на себе благоприятные экономические  и правовые нововведения Наполеона. В 1834 г. образовался Таможенный союз, в состав которого вошли Бавария, Пруссия и еще 16 германских государств. Руководство в Союзе принадлежало Пруссии, претендовавшей вместо Австрии на роль объединительной силы в Германии. Выдвижению Пруссии способствовала ее промышленная мощь, увеличивавшаяся с каждым годом. Пруссия по уровню экономического развития сильно отставала от Англии и Франции, однако и там уже в 30-х годах XIX в. началось активное железнодорожное строительство, относительно быстро увеличивались выплавка чугуна, добыча каменного угля и т. д., а следовательно, возрастала численность рабочих и повышалось его самосознание.

Все это, вместе взятое, подготовило буржуазную революцию в Германии, хотя успех  ее был проблематичным ввиду сильных  консервативных позиций в Пруссии  и Австрии. Идеологической базой  консерватизма была возникшая в  это время так называемая историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта), выступавшая  против как кодификации права, так  и либеральной законотворческой деятельности вообще. Вместе с тем  не отрицались в принципе (особенно Эйхгорном) и прогрессивное развитие культуры, и связанность права  материальными и духовными условиями  национального существования, а  значит, и правовое развитие каждой данной нации вообще.

Для общей  политической ситуации в Германии не прошли бесследно наполеоновские войны; влияние Кодекса Наполеона с  очевидностью проявилось в ряде реформ.

Так, реформа 1808-1810 гг., связанная с именем Штейна, упорядочила государственное управление в Пруссии. Место старых неуправляемых «коллегий» заняли пять министерств во главе с министрами (дела военные, иностранные, финансовые, внутренние, юстиция). Совет министров возглавил канцлер. В городах были созданы органы местного самоуправления (муниципальные советы), избираемые узким кругом крупных налогоплательщиков. Крепостное право было отменено, но освободиться крестьянин мог только с потерей земли в пользу помещика. При этом полицейская и судебная власть помещиков над крестьянами полностью сохранилась.

Другой  реформой (Шарнхорста) была введена всеобщая воинская повинность. Эта реформа имела далеко идущие планы и последствия.

Поводом для революционного выступления  в Германии стала Французская  революция 1848 г. Уже в марте 1848 г. столица Пруссии (Берлин) поднялась на вооруженную борьбу: возникали баррикады, завязалась вооруженная борьба с войсками. Воспользовавшись обстоятельствами, либеральная часть прусской буржуазии вырвала у короля и его правительства некоторые уступки: уничтожение помещичьих судов над крестьянами и полицейской власти помещиков над зависимым от них крестьянством, распространение суда присяжных на политические преступления, выборы в Учредительный ландтаг (национальное собрание) и т. д.

Помимо  Пруссии буржуазно-демократическое  движение захватило и многие другие германские государства. Чтобы выиграть время для его подавления, короли и князья дали свое согласие на созыв  во Франкфурте-на-Майне всегерманского Учредительного собрания. Составленное из депутатов от всех германских государств, оно должно было дать единой Германии новую, по меньшей мере федеральную  конституцию.

Однако  Собрание не оправдало надежд германской демократии, стремившейся к тому, чтобы  ее представители приняли участие  в управлении Германией. Оно и  не могло быть сколько-нибудь эффективным, ибо не обладало ни силой, ни согласованной  программой действий. После долгих споров франкфуртский парламент  выработал проект демократической  для своего времени конституции, но он так и остался проектом, ибо значительная часть членов Национального (Учредительного) собрания разъехалась  по домам, а те, кто еще оставались, были разогнаны (в июне 1849 г.) правительством Вюртемберга.

То же случилось и с прусским Национальным собранием, несмотря на выработанную им конституцию страны, составленную в  сдержанных, но либеральных по содержанию статьях: двухпалатный парламент, ответственное  правительство, конституционный король (что должно было означать учреждение ограниченной монархии взамен абсолютной). После некоторых коренных поправок, внесенных в конституцию королем  и его советниками, было созвано Собрание, которое, по их мнению, должно быть сговорчивым и удобным. Для этого была создана новая система выборов, которая получила название куриальной. Суть ее состояла в следующем. Избиратели-мужчины, достигшие определенного возраста, были поделены на три курии. Первые две курии составили крупные налогоплательщики, в третью курию входили все прочие избиратели. Несмотря на свой внешний демократизм, избирательная система, изобретенная в Пруссии, давала явное, несомненное преимущество богатым и оставляла крохи бедным, поскольку число выборщиков было одинаковым во всех трех куриях. Таким образом, две первые курии — незначительное количество людей — выбирали 2/3 выборщиков. Этим и определялся социальный состав депутатов.

Выборы  дали прусскому правительству ожидаемый  результат: из 350 депутатов 250 были чиновниками. Выработанная в 1850 г. новая Конституция оказалась конституцией торжествующей контрреволюции. Уступки, сделанные буржуазии, были ничтожными. О «простом народе» не шло и речи.

Прусская  Конституция создавала две палаты с законодательной властью. Нижняя палата была выборной, верхняя формировалась по королевскому указу из принцев крови, князей и других назначенных короной пэров.

Сначала верхняя палата, названная палатой  господ, была наполовину выборной, наполовину назначенной. В 1852 г. король задумал превратить ее в полностью назначаемую. По требованию короля министр Отто фон Бисмарк отстаивал этот план перед палатами и добился их согласия. Много позже он понял, что был не прав. Палата, справедливо замечал Бисмарк в своих мемуарах, в составе которой есть какое-то число выборных членов, имеет в глазах народа гораздо больший престиж, нежели палата, целиком назначенная А престиж очень важен, если палата хочет играть отведенную ей роль исполнителя оборонительных задач (в своей конкуренции с нижней палатой). Когда палата становится простым орудием королевской политики и даже просто исполнителем королевских приказов, это свидетельствует о дефекте конституции. Иногда необходимо, продолжает свои размышления Бисмарк, чтобы ничтожная и безопасная палата демонстрировала некоторую видимость независимости в своих суждениях: правительству порой на руку побуждать верхнюю палату к некоторой оппозиции, чтобы была не очень заметной ее действительная роль «дублера правительственной власти».

Законодательная власть палат парализовалась правом абсолютного вето короля. По его мнению, сущность Конституции 1850 г. состояла не в том, чтобы в данный момент или когда-либо в дальнейшем создать новую правительственную систему, а в том, чтобы благодаря трем вето — обеих палат и решающему королевскому — помешать «произвольным изменениям существующего положения».

Конституция 1850 г. наделяла короля правом законодательной инициативы, а также ничем не ограниченного роспуска парламента (ландтага), и, конечно, король оставался непререкаемым главой исполнительной власти.

Важно и  то, что министры короны не были подотчетны ландтагу и не зависели от него. Они  не несли коллективной ответственности  за свои действия, и их непременным  главой оставался, как и ранее, король. Он же обладал правом абсолютного  вето на решения ландтага, которому в силу этой причины отводилась не законодательная, а законосовещательная  функция.

Прусская  Конституция не была лишена таких  «украшений», какими стали к середине XIX в. свобода собраний и союзов, свобода слова и неприкосновенность личности. Но свобода собраний, например, ограничивалась одним важным условием, касавшимся лишь «низших слоев общества»: собрания разрешалось проводить только в помещении — под крышей. Недостает денег на то, чтобы арендовать помещение, нет и права на собрания.

В 1863 г. в ходе острой избирательной борьбы за нижнюю палату парламента Бисмарк, озлобленный нападками оппозиционной прессы, издал собственной властью абсолютно беззаконное распоряжение о введении последующей цензуры, согласно которому печатный орган, получивший три предупреждения правительства, подлежал закрытию. Когда выборы были выиграны, Бисмарк представил свое распоряжение на утверждение новой палаты (то самое распоряжение, которое помогло депутатам выиграть выборы).

Еще большим  беззаконием было то, что наперекор  ландтагу Бисмарк в течение четырех  лет тратил огромные деньги на вооружение армии, но ему все простилось, когда  Пруссия в 1866 г. выиграла войну с Австрией (то, что обеспечило объединение Германии под главенством Пруссии).

Северо-Германский союз. Победа над Австрией выдвинула Пруссию на роль объединяющей Германию силы. К осознанию этой роли Пруссия пришла еще в царствование Фридриха II (1712-1786 гг., король с 1730 г.). Пруссия была единственным немецким государством, введшим у себя всеобщую воинскую повинность и всеобщее обязательное обучение. Последнее позволило Пруссии иметь грамотных рекрутов, и это так высоко ценилось, что Бисмарк сказал: «Победа над Австрией была победой прусского школьного учителя».

Таким образом, Бисмарк с успехом осуществил политику воссоединения Германии, о  которой в 1862 г. он говорил британскому премьеру Дизраэли: «В непродолжительное время я буду вынужден взять на себя руководство политикой Пруссии. Моя первая задача будет заключаться в том, чтобы с помощью или без помощи ландтага реорганизовать прусскую армию. Далее я воспользуюсь первым предлогом для того, чтобы объявить войну Австрии, уничтожить Германский союз, подчинить своему влиянию средние и мелкие государства и создать единую Германию под главенством Пруссии...». Тогда же Бисмарк заявил в ландтаге, что Германия будет объявлена «не речами и парламентскими постановлениями», но «железом и кровью».

Важнейшим итогом австро-прусской войны являлось присоединение к Пруссии ряда северогерманских государств, в том  числе Ганновера, Гессенз Кастеля, Франкфурта-на-Майне, Ниссау. Ранее, после  войны с Данией, Пруссия насильственно  захватила Шлезвиг и Голштейн. В Центральной Европе возникло по сути дела новое государство, получившее название Северо-Германского союза.

Чтобы «монархическая заграница... не совала пальцы в прусский национальный омлет», Бисмарк был вынужден согласиться ввести всеобщее избирательное право, но о тайном голосовании речи не шло, ибо именно оно, по выражению самого Бисмарка, «противоречит лучшим свойствам немецкой нации» (то же скажет много позже и Гитлер).

Новое государство  в 1867 г. получило и новую Конституцию, отдававшую управление Союзом прусскому королю (президенту), канцлеру и двум палатам. Нижняя из них избиралась на основе всеобщего избирательного права.

В Союз не вошли южногерманские государства Бавария, Саксония, Вюртемберг и др. Их насильственному объединению в новую империю препятствовала Франция, не без тревоги наблюдавшая за образованием «великой империи» на своих восточных границах.

В 1870 г. Пруссия спровоцировала войну с Францией (не без воинственных намерений правительства Наполеона III). В этой войне Франция была разгромлена. Северо-Германский союз смог осуществить давно задуманный Пруссией план присоединения южногерманских государств. Присоединение было оформлено договорами, ратифицированными парламентами соответствующих стран. Прусский король был коронован императором объединенной Германии. Таким образом, в центре Европы возникло новое государство — Германская империя.

 

3.2 Государственное устройство  Германской империи по Конституции  1871 г.

 

Согласно  новой германской Конституции в  состав новообразованной империи вошли 22 монархии (среди них Пруссия, Бавария  и Саксония) и несколько вольных  городов, включая Гамбург. Конституция  наделила эти государства незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся.

Главой  империи был прусский король, что  отвечало реальному соотношению  сил во вновь образованном государстве  — на долю Пруссии приходилось  свыше половины всей территории Германии и 60% населения страны. Королю присваивался титул императора. Он был главой вооруженных сил, назначал чиновников империи, включая главу правительства  — имперского канцлера. Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция дозволяла  ему непосредственное руководство  министрами империи и, конечно, самой  Пруссии.

Члены верхней  палаты — Союзного совета (бундесрата) назначались правительствами союзных  государств. Нормы представительства  от каждой земли были установлены  в Конституции. При этом Пруссию  представляли 17 депутатов из 58, остальные  государства имели от одного до шести  депутатов.

По Конституции  Союзному совету вручалась законодательная  власть — наряду и вместе с рейхстагом — и значительная исполнительная власть. Бундесрат располагал своим аппаратом — комиссиями, специализированными по различным областям общественной и государственной жизни. Самое важное заключалось в том, что бундесрату, помимо нижней палаты и даже наперекор ей, было предоставлено право издания указов, имевших ту же силу, что и закон.

Информация о работе Федеративное устройство США 1787 г. и Германской империи 1871 г