Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:53, курсовая работа
Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает их.
Теория, утверждающая власть государства через согласие граждан на подчинение, и теория правового государства, требующая ограничения власти законом, требованиями справедливости, правами человека отражают основы возникновения и функционирования государства. Признаки государства, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства.
Стр.
Введение 2
Форма правления: понятие и виды 9
Форма государственного устройства: понятие и виды 17
Государственный (политический) режим: общая характеристика 25
Заключение
ПЛАН
Стр.
Введение
Заключение
Введение.
Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает их.
Теория, утверждающая власть государства через согласие граждан на подчинение, и теория правового государства, требующая ограничения власти законом, требованиями справедливости, правами человека отражают основы возникновения и функционирования государства. Признаки государства, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства.
Целью настоящей работы является изучение темы теории государства и права – «формы государства»
Общепринятой признается
концепция государства как
Под формой государства
принято понимать организацию и
устройство государственной власти,
которая находится в
- исторические традиции
развития национальных
- исторические особенности
становления национальных
- реальное соотношение социальных сил в стране;
- национальный состав населения страны;
- менталитет населения, выражающийся в «терпимости» по отношению к власти;
- зарубежный опыт;
- уровень жизни населения;
- степень влияния бывших
метрополий на выбор
- роль мирового сообщества.
Таким образом, формы государства, то есть формы правления, государственного устройства и политического режима у разных народов или у одного и того же народа, но в разное время и в разных ситуациях могут быть разные в зависимости от степени развития духа, характера, религиозных и национальных особенностей, демографических, географических, климатических и других особенностей их жизни. Они зависят от общего духа каждого народа, который в основном объективен, хотя и заключен в субъекте (народе), ибо, как отмечал Д. Юм, «строение и устройство нашего духа зависит от нас не в большей мере, чем строение нашего тела».1
Форма государственного правления бывает основана на конституционном (законодательном) акте общей воли определенного народа, которая формируется исторически и благодаря которой безличная толпа становится субъектом своей судьбы, т.е. единодушной нацией или народом, руководствующимся законодательно закрепленной единой системой ценностей, целей, принципов, институтов и функций.
Форма правления того или иного государства в определенной мере зависит также от того, кто обладает верховной властью, которой подчиняются все остальные власти и политические силы в данном обществе, равно как и от характера и содержания его действующих законов и государственно-правовых институтов. Форма государства может быть более или менее совершенной, правомерной или порочной, неправомерной. Она также может быть использована правомерно или неправомерно в зависимости от степени духовной, моральной и интеллектуальной зрелости власть предержащих и управляемых ими людей, которые представляют данный народ внутри и вне страны. В свое время Платон отмечал, что «при порочном государственном строе и плохих правителях граждане скорее предпочтут покинуть свое государство и отправиться в изгнание, пока не изменится такой государственный строй, которому свойственно делать людей худшими… Государственные устройства рождаются от нравов, что наблюдаются в государствах... Человек тиранический соответствует тиранически управляемому государству, а демократ - государству демократическому... Сколько видов государственного устройства, столько же, пожалуй, существует и видов душевного склада... Если среди правителей выделится кто-нибудь один, это можно назвать царской властью, если же правителей несколько, тогда это будет аристократия... Больше ли будет правителей или всего только один, они не нарушают важнейших законов, пока будут пускать в ход воспитание и образование».2
По мнению пифагорейцев наилучшим способом формирования совершенной формы государства является воспитание молодого поколения в духе богообразия и богоподобия, ибо именно такое поколение призвано будет иметь наилучшую организацию политической системы.
Таким образом, типы и формы государства в основном зависят от степени духовной, интеллектуальной, организационно-политической и экономической зрелости того или иного общества, от его национально-исторических, природно-климатических и прочих особенностей, установившегося образа его повседневной жизни и предназначения в истории человечества.
1. Понятие формы государства
Любое государство, помимо
его сущности и социального назначения,
характеризуется также
Термин «устройство государства» в общей теории
государства и права понимается в различных
смыслах. Речь может идти об устройстве
государства как о форме государства,
об устройстве как о форме правления, об
устройстве как административно-
Форма государства неразрывно связана с его сущностью. Однако последняя предопределяет форму государства не непосредственно, а через его содержание, обусловливаемое уровнем культуры, традициями, характером развития экономических отношений, внешнеполитическими отношениями, существующими в определенных исторических условиях. Поэтому содержание государства отражает не только то, что свойственно ему как специфическому явлению общества в любых исторических условиях, но также и то, что присуще тем или иным государствам в силу особенностей конкретно-исторических условий их возникновения и развития.
Форма государства - это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства - это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в Средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия. А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской.
Такое разнообразие объясняется тем, что, помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности.
Форма государства - это
организационно-функциональная структура
государства, выражающая способ организации
и осуществления
На протяжении многих столетий политико-правовая мысль пыталась объяснить устройство тех или иных государств, выделяя самое основное в формах государства. О многообразии форм государства говорил и Аристотель - ученик Платона и одновременно его критик. Рассматривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монархию, аристократию и политию, или умеренную демократию. Эти формы государства считались им «правильными», ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие «неправильные» формы - тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.
Цицерон, например, выделял в зависимости от числа правителей три простые формы государства (царскую власть - монархию, власть оптиматов - аристократию, а также народную власть - демократию) и смешанную форму.
В эпоху Нового времени в трудах Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и многих других мыслителей предприняты попытки обобщить и систематизировать знания о существующих формах государственного правления, выявить причины и предпосылки, которые определяли ту или иную форму правления.
В настоящее время
в юридической и
Некоторые авторы, например, помимо названных элементов, выделяют следующие формы государства: монократическая (монистическая), сегментарная (сегмент - отрезок целого) и поликратическая (плюралистическая).3 При этом под монократической формой государства понимают такое государство, при котором государственная власть характеризуется высокой степенью централизации в руках одного лица или органа (Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар). Ни разделение властей, ни подлинная автономия в территориально-политическом устройстве, ни реальное местное самоуправление при такой форме не допускаются. В государственном режиме доминируют авторитарные методы управления.
Сегментарная государственная форма предполагает определенное разделение полномочий между различными институтами государственной власти по управлению обществом. Эта форма характеризуется наличием конституции и парламента, провозглашаются и отчасти осуществляются демократические права и свободы, признается разделение властей, определенная степень местного самоуправления. Сегментарная форма государства существует в таких странах, как Венесуэла, Египет, Иордания, Марокко.
Поликратическая государственная
форма характеризуется
На сегодняшний день конституция каждой страны четко закрепляет и регламентирует структуру, способы формирования и правовое положение высших органов государственной власти (главы государства, парламента и правительства), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.
Конституция Российской Федерации 1993 г. в главе 1 «Основы конституционного строя» закрепляет основные признаки государственного устройства Российской Федерации. Статья 1 устанавливает, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это значит, что Россия по форме государственного устройства - федерация, которая состоит из субъектов федерации, по форме правления - республика, где глава государства и парламент избираются путем прямых выборов гражданами страны, а в государственном управлении действует принцип разделения властей. Государственный режим осуществляется демократическими методами управления и гарантиями конституционных прав и свобод человека и гражданина. Некоторые важнейшие признаки Российской Федерации содержатся и в других статьях Конституции. Прежде всего, это определение Российской Федерации как социального (ст. 7) и светского (ст. 14) государства.
2. Форма правления: понятие и виды
В теоретическом осмыслении
государственного устройства особое место
занимает характеристика формы правления,
поскольку именно по форме правления
определяют, кто и как осуществляет
государственную власть в государственно-