Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:53, курсовая работа
Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает их.
Теория, утверждающая власть государства через согласие граждан на подчинение, и теория правового государства, требующая ограничения власти законом, требованиями справедливости, правами человека отражают основы возникновения и функционирования государства. Признаки государства, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства.
Стр.
Введение 2
Форма правления: понятие и виды 9
Форма государственного устройства: понятие и виды 17
Государственный (политический) режим: общая характеристика 25
Заключение
Экономической основой демократического режима являются многоукладная экономика с разными формами собственности (в том числе и частной) и рыночные отношения. Свобода экономической и предпринимательской деятельности является важнейшим условием для развития экономики страны. Развитая экономика способствует социальной защищенности личности и развитию ее творческого потенциала.
В Российской Федерации в соответствии с Конституцией народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Следовательно, народовластие имеет две формы: представительную и непосредственную демократию.
Представительная демократия означает осуществление полновластия народа через представительные, т.е. выборные органы государственной власти (на федеральном уровне и в субъектах федерации) и местного самоуправления. Таковыми в Российской Федерации являются: на федеральном уровне - Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Президент Российской Федерации; в субъектах федерации - парламенты субъектов Федерации и главы субъектов Федерации; на местном уровне - органы местного самоуправления.
Непосредственная демократия - это прямое участие народа в решении вопросов государственной власти путем всенародного голосования (референдума) или местных референдумов. Достоинством непосредственной демократии является то, что воля народа выявляется прямо и без всяких искажений. Недостаток ее состоит в сложности организации и дороговизне проведения всенародного голосования.
Демократический правовой режим является основой для общения цивилизованных народов, гарантом обеспечения мира и безопасности на земле. Решение многих глобальных проблем современности возможно только совместными усилиями на основе правовых средств и механизмов.
Демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества; временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства); а в некоторых исторических условиях ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, создает условия для существования экстремистских сил.
Антидемократический режим (тоталитарный и авторитарный) характеризуется устранением политических прав и свобод, отстранением народа от государственной власти, ее узурпацией отдельным лицом или группой лиц, подавлением всякого инакомыслия, упразднением представительных органов власти или их превращением в послушные орудия выражения воли фактических руководителей.
При тоталитарном режиме государство осуществляет тотальный, т.е. полный, всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества. Этот режим определяется тотальным объемом государственного регулирования. В экономике преобладает государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами. В политической сфере - существует одна правящая политическая партия, происходит сращивание партийного и государственного аппарата, чрезмерная централизация государственного аппарата и его бюрократизация. Государственное управление характеризуется крайним централизмом и практически осуществляется правящей политической элитой, политическим лидером или вождем народа. Вместо законов действуют партийные инструкции и распоряжения. При тоталитарном политическом режиме действует принцип: запрещено все, кроме того, что приказано.
В тоталитарном государстве вся деятельность граждан, частных лиц полностью контролируется государственной властью, не признаются сфера частных интересов и свобода личности. Государство заявляет, что есть только государственный интерес. «Тоталитаризм, - отмечает И.А. Ильин, - состоит в исключении всей и всякой самодеятельности граждан: их личной свободы, их корпоративной организации, их местного и профессионального самоуправления, их усмотрения в делах личных и семейных, их хозяйственной инициативы и их культурной самодеятельности».4
В государственном управлении проявляется крайний централизм. Фактически управление осуществляется командным способом сверху вниз. Неисполнение строго наказывается. Особенности регионов не учитываются, а местные власти становятся передатчиками команд. Центром тоталитарной системы является вождь (фюрер, ген. секретарь). Тоталитарный режим, как правило, допускает только одну правящую партию. Она объявляется ведущей силой общества, а ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными. Происходит сращивание партийного и государственного аппарата. Правящая партия объявляет монополию на информацию
Сущность тоталитаризма
состоит во всеохватывающем управлении
всеми сферами общественной жизни.
Создается организация управлен
Антидемократическим также считают авторитарный режим. При авторитарном режиме существует жесткая централизация государственной власти. При этом государственная власть не формируется и не контролируется народом. Государственное управление осуществляется политической элитой во главе с ее лидером. Хотя и существуют представительные органы, но они не играют существенной роли в общественной жизни. В основном они дублируют решения, принимаемые правящей партией. При авторитарном режиме усилена роль правоохранительных и судебных органов. Они могут действовать и неправовыми методами осуществления своих полномочий.
Однако при авторитарном
режиме в определенной степени допускается
свобода экономической
Во взаимоотношениях государства и личности приоритет отдается государственным интересам. Хотя права и свободы граждан закрепляются в конституционных актах, но пользоваться ими можно только в ограниченных случаях. Не существует реальных гарантий обеспечения прав и свобод личности. Ради обеспечения государственных интересов зачастую нарушаются права и свободы граждан. Власть не формируется и не контролируется народом. Представительные органы не играют ведущей роли в жизни общества. Парламент принимает решения, выработанные правящей элитой. В своих классических формах авторитаризм представляет собой жесткий правовой и квазиправовой порядок, при котором существует безусловная и безоговорочная субординация.
В авторитарном государстве управление осуществляется централизованно. Зачастую при таком режиме в относительно мягкой форме осуществляется проведение реформ, укрепление государства, сохранение его целостности и единства. Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать несколько партий, но все они должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией. Личность практически теряет свои права и свободы, так как несмотря на формальное их провозглашение не разработан механизм их гарантии и реализации. Во взаимоотношениях с властью личность лишена гарантии своей безопасности, так как власть не стесняет себя в средствах и методах принуждения. Устанавливается полный приоритет интересов государства над интересами личности.
Наиболее «благодатной почвой» для возникновения авторитарных политических режимов являются кризисные (чрезвычайные) ситуации или наличие неразвитых политических и социальных структур общества.
В настоящее время
авторитарный режим существует в
таких странах, как Северная Корея,
Куба, Вьетнам, и др. Есть надежда, что
со временем в этих странах тоже
установятся демократические
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Формой государства принято понимать организацию и устройство государственной власти, которая находится в неразрывной связи с сущностью и содержанием государства.
Форму государства, прежде всего, определяет форма правления.
По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Форму современного государственного правления характеризует статус верховной власти в целом, который складывается из содержательной характеристики так называемых высших государственных органов, среди которых чаще всего фигурируют глава государства, парламент и правительство в разной последовательности. Подобная схема организации верховной власти вытекает из современных требований разделения властей, самостоятельного существования так называемых ветвей власти, триада которых включает власть законодательную, исполнительную и судебную.
Типы и формы государства в основном зависят от степени духовной, интеллектуальной, организационно-политической и экономической зрелости того или иного общества, от его национально-исторических, природно-климатических и прочих особенностей, установившегося образа его повседневной жизни и предназначения в истории человечества.
Под формой государственного устройства
понимается административно-
Соотношение с общественно-политическими организациями государства, степень участия населения в управлении делами общества и государства определяет политический режим, который представляет собой совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, характеризующую политическую обстановку в стране, то есть степень политической свободы в обществе и правовое положение личности.
Список используемой литературы
1. Гегель. Политические произведения. О научных способах исследования естественного права. М., 1978
2. Гелиева И.Н. Некоторые вопросы формы государственного правления в России «Общество и право», 2008, N 1
3. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 2. Кн. 1. М., 1993
4. Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2001
5. Осипян Б.А. Критерии правомерности типов и форм государств. «Общество и право», 2007, N 5
6. Платон. Сочинения. В трех томах. М., 1968 - 1972. Т. 3(2)
7. Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982
8. Тихомиров Ю.А. Действие закона. М., 1992
9. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997
10. Чиркин В.Е. Нетипичные формы в современном государстве // Государство и право. 1994
11. Юм Д. Сочинения. В двух томах. М., 1966. Т. 2
1 Юм Д. Сочинения. В двух томах. М., 1966. Т. 2. С. 68.
2 Гегель. Политические произведения. О научных способах исследования естественного права. М., 1978. С. 254.
3 Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997. С. 54 - 55.
4 Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 2. Кн. 1. М., 1993. С. 114.