Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:38, курсовая работа
Вообще всякая форма - это организация предмета, явления. Причём надо различать внутреннюю и внешнюю формы. Гегель поясняет это различие. «Возьмём, например, книгу: для её содержания конечно безразлично, написана она или напечатана, переплетена она в картон или в кожу. Но это отнюдь не значит, что (если отвлечься от такой внешней и безразличной формы) само содержание книги бесформенно».
1. Глава I Понятие формы (устройства) государства
2. Глава II Форма правления
3. Глава III Форма государственного устройства
4. Глава IV Политический режим
Либеральными называются также политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.
Это принципы прежде всего
характеризуют экономическую
Либеральный режим отстаивает
ценность индивидуализма, противопоставляя
его коллективистским началам в
организации политической и экономической
жизни, которые, по мнению ряда учёных,
ведут в конечном счёте к тоталитарным
формам правления. Либеральный режим
обуславливается прежде всего потребностями
товарно-денежной, рыночной организации
экономики. Рынок требует равноправных,
свободных, независимых партнёров.
Либеральное государство и
Таким образом, экономическую
основу либерализма составляет частная
собственность. Государство освобождает
производителей от своей опеки и
не вмешивается в экономическую
жизнь людей, а только устанавливает
общие рамки свободной
При либерализме государственная власть формируется путём выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных компаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система «сдержек и противовесов» способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством голосов.
В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берёт на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.
Однако либеральный режим
имеет и свои проблемы, главные
среди них - социальная защита некоторых
категорий граждан, расслоение общества,
фактическое неравенство
Демократический режим - («democratia:
- народовластие) - это одна из разновидностей
либерального режима, основанного на
признании принципа равенства и
свободы всех людей, участии народа
в управлении государством. Предоставляя
своим гражданам широкие права
и свободы, демократическое государство
не ограничивается только их провозглашением,
т.е. формальным равенством правовых возможностей.
Оно обеспечивает для них социально-
В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.
Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки секции, общества и т.п. объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности.
Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют и в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создаётся параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идёт по двум линиям: выборы управленцев-профессионалов и прямое участие в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления.
Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учётом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путём голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решения.
На новый уровень поднимается
система разграничения
Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер. В идеале, поскольку демократическое общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают прямое и непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия решению большинства.
Демократический режим тоже
имеет свои проблемы: чрезмерное социальное
расслоение общества, временами своеобразную
диктатуру демократии (авторитарное
господство большинства), а в некоторых
исторических условиях этот режим ведёт
к ослаблению власти, нарушениям порядка,
даже скатыванию к анархии, порой
создаёт условия для
Демократический режим появляется
в тех государствах, где социальная
борьба достигает высокого накала и
правящая элита, господствующие слои общества
вынуждены идти на уступки народу,
другим социальным силам, соглашаться
на компромиссы в организации
и осуществлении
Кроме того, демократический
режим в устройстве государств становится
наиболее адекватным тем новым проблемам,
которые ставит перед человечеством
современное состояние
СПИСОК использованной литературы
Право и власть. М., 1990.
Деев Н.Н. От государственного аппарата к государству ассоциации. Правоведение. 1990 №5.
Иванов В.Г. Коричневая
наука (из досье современного фашизма).
М., 1985.
Каминский С.А. Институт монархии в странах Арабского Востока. М., 1981.
Венгеров А.Б. Патология государственности. Общественные науки и современность. 1991 №5.
Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ. Государство и право. 1994 №1.
Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М., 1993.
Федерация в зарубежных странах. М., 1993.
Гаджиев К. Тоталитаризм как феномен ХХ века. Вопросы философии., 1992 №2.
Комаров С.А. Основы государства и права. Учебное пособие. М., 1996.
Лазарев В.В. Общая теория государства и права. Учебник. М., 1994.
1[1] Гегель. Энциклопедия философских наук, М., 1974. Т.1. с.299.
2[2] Науменко А.К. Монизм как принцип диалектической логики Алма-Ата, 1968. с.86.
3[3] Монтескье Ш. О духе законов.: Избр. Произв. М., 1955. с. 185.