Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:38, курсовая работа
Вообще всякая форма - это организация предмета, явления. Причём надо различать внутреннюю и внешнюю формы. Гегель поясняет это различие. «Возьмём, например, книгу: для её содержания конечно безразлично, написана она или напечатана, переплетена она в картон или в кожу. Но это отнюдь не значит, что (если отвлечься от такой внешней и безразличной формы) само содержание книги бесформенно».
1. Глава I Понятие формы (устройства) государства
2. Глава II Форма правления
3. Глава III Форма государственного устройства
4. Глава IV Политический режим
В современных условиях социальная
цена за реализацию принципа права
наций на самоопределение в федеративном
государстве становится столь большой
(разрыв хозяйственных связей, возникающие
проблемы этнических меньшинств, конфликты,
в том числе вооружённые, беженцы,
нарушение прав человека, спад производства
и т.п.), что сторонниками приоритета
права нации над правами
Федерации делятся на два
вида: Национально-государственные
и административно-
В основе национально-государственной
федерации лежат национальные факторы,
и поэтому она имеет место
в многонациональном
В основу административно-
Форма государственного устройства государства зависит и от того, с какими государствами оно вступает в связи, на какой основе они складываются, а также от того, какого рода связи оно поддерживает с другими государствами. Ведь, вступая в отношения с субъектами международной жизни для решения каких-то вопросов, государство может зачастую поступиться и частью своего суверенитета, самостоятельности, даже независимости, ради достижения общих и великих целей.
Конфедеративная форма государственного устройства - это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определённых целей (экономических, военных, политических, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своём общении преследуют прежде всего экономические цели, причём эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д.
Конфедерация в отличие
от федерации - это, как правило, союз
государств, но вместе с тем представляющий
некое государственное
Как форма союза государств,
сохраняющих суверенитет
Опыт истории конфедераций
свидетельствует о том, что эта
форма является переходной либо к
полному распаду союза, либо к
федеративной форме государственного
устройства. Совмещая в себе черты
как международно-правовой, так и
государственной организации, она,
под воздействием тех или иных
причин, зачастую теряет равновесие, необходимое
для её сохранения. Характерно то, что
к федеративной форме устройства
перешли только конфедерации с многонациональным
составом населения (США, Швейцария, Германия),
а многонациональные
Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Размер их устанавливается по соглашению.
Порядок вступления в конфедерацию и выхода их неё определяется входящими в неё государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех её членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.
Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.
В предметы ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов. Он включает вопросы войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, общей системы коммуникаций, разрешения споров между субъектами конфедерации. Расширение их возможно, как правило, только с согласия всех государств, входящих в состав конфедерации.
Парламент формируется представительными органами её субъектов, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следовать выданным им инструкциям и указаниям.
Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти.
Бюджет конфедерации формируется
за счёт добровольных взносов её субъектов.
Правом непосредственного
Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.
В конфедерациях нет союзного гражданства.
Содружество - это весьма
редкое, ещё более аморфное, чем
конфедерация, но тем не менее организационное
объединение государств, характеризуемых
наличием общих признаков, определённой
степенью однородности. Объединяющие
их признаки могут касаться, во-первых,
экономики (одинаковая форма собственности,
интеграция хозяйственных связей, единая
денежная единица и др.), во-вторых,
права (уголовного, гражданского, процессуальных
норм, сходство имеет и правовой
статус гражданина), в-третьих, языка (иногда
языковое единство имеет лингвистический
характер, например у славянских стран
СНГ, иногда же единство обуславливается
его привнесением в результате колониального
господства, как например, у стран
Британского содружества наций)
Цели, выдвигаемые при
создании содружества, могут быть самыми
различными. Они затрагивают важные
интересы государств, что не позволяет
их отнести к разряду
В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но, скорее всего, не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.
Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств (устав содружества, акты об общих вооружённых силах и т.п.).
Изучение такой формы
организационного объединения государств,
как содружество, стало относительно
новым и особенно актуальным делом
после распада СССР и образования
Содружества Независимых
Содружество, как объединение государств может иметь переходный период. Оно может развиваться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешённости, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.
Межгосударственные
В сообщество могут входить ассоциированные члены - государства, принимающие те или иные правила, действующие в сообществе. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества. В сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы (Европарламент).
Сообщество может иметь
цель выровнять экономический и
научно-технический потенциал
В реальной жизни все формы
государственного устройства могут
иметь самый широкий спектр, давать,
например, такие сочетания, как конфедеративно-
Глава IV Политический режим
Форма правления и форма государственного устройства не могут ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов, приёмов осуществляется взаимодействие государственной власти с населением, как проявляется в политической сфере действительное соотношение классовых сил, каков политический статус различных общественных организаций, какую роль выполняют фактически органы государства по управлению населением, проживающим на его территории. На эти вопросы отвечает третий элемент формы государства - политический режим.
В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приёмы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участие в управлении народом, политических партиях, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т.д.
Выделяют несколько основных видов политического режима, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим режимами, крайними полюсами на всей шкале политических методов осуществления власти.
Деспотический режим (от греч. «despotia» - неограниченная власть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом.
Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (Власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа производства с их общественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жестокой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют карательная, жёсткая налоговая политика по отношению к народу.
При деспотии осуществляется жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью, причём, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Жестокое подавление применяется весьма широко.
Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизывает все поры в государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию, Монтескье пишет о том, что все должны чуствовать ежеминутно вечно поднятую длань государя. «Если государь хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые места в государстве, то всё пропало, так как страх - единственное начало этого образа правления - исчез, и у народа нет более защитника».3[3]
Деспотический режим встречался
в основном в странах Средиземноморья,
на Ближнем Востоке, в странах
Азии, Африки, Южной Америке, в государствах
«азиатского способа