Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 11:23, контрольная работа
При рассмотрении данного вопроса, прежде всего, необходимо определить понятия «форма правления», «форма государственного устройства» и «политический режим», которые являются составными частями формы государства.
Задача 1. Некий франк А. со своей семьёй решил вселиться в виллу (деревню). Спустя год несколько крестьян деревни потребовали его удаления. А. отказался.
Как должны поступить спорящие стороны? Обратиться в суд !
Каким должно быть решение суда салических франков VII в. н.э.?
XLV. О ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ § 3. Если же переселившемуся в течение 12 месяцев не будет предъявлено никакого протеста, он должен остаться неприкосновенным, как и другие соседи.
Руководствуясь конституциями Франции 1958 г., Италии 1947 г., Японии 1946 г., определите формы правления, формы государственного устройства и политические режимы этих государств.
Ответ:
Форма государства
При рассмотрении данного вопроса, прежде всего, необходимо определить понятия «форма правления», «форма государственного устройства» и «политический режим», которые являются составными частями формы государства.
Форма правления - организация высших органов государственной власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности. В наиболее абстрактном виде основными формами правления являются монархии и республики.
Монархия - это такая форма правления, при которой во главе государства стоит единоличный монарх (король, царь, император, шах). Власть принадлежит ему, как правило, по наследству, юридически бессрочно. Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, «отец» нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их государство. Монарх осуществляет единоличное правление, он обладает всей полнотой власти.
В свою очередь монархия делится на абсолютную, ограниченную (парламентскую), дуалистическую, теократическую, парламентскую.
Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством , формируемым монархом , и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения.
В отличии от монархии, республика - это форма правления, при которой верховная власть в государстве периодически избирается, а потому является срочной, и лица, исполняющие возложенные на них полномочия по осуществлению государственной власти, ответственны за свои действия. республики делятся на парламентские и президентские.
Парламентская республика - форма государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.
Президентская республика -
форма государственного правления, которая
наряду с парламентаризмом соединяет
в руках президента полномочия главы государства
и главы правительства. Наиболее характерные
черты президентской республики: внепарламентский
метод избрания президента и формирования
правительства; ответственность правительства
перед президентом, а не перед парламентом;
более широкие, чем в парламентарной республике,
полномочия главы государства.
Характерным для всех президентских республик,
несмотря на их разнообразие, является
то, что президент совмещает полномочия
главы государства и главы правительства
и участвует в формировании кабинета или
совета министров. Президент наделяется
и другими важными полномочиями: как правило,
он имеет право роспуска парламента, является
верховным главнокомандующим, объявляет
чрезвычайное положение, утверждает законы
путем их подписания, нередко представительствует
в правительстве, назначает членов Верховного
суда.
В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели .
Если форма правления отвечает на вопрос
о том, кто и как правит, осуществляет государственную
власть в государственно-организованном
обществе; как устроены, организованы
и действуют в нем государственно-властные
структуры (органы государства), то форма государственного устройства раскрывает
способы объединения населения на определенной
территории, связь этого населения через
различные территориальные и политические
образования с государством в целом. Форма
государственного устройства - это национальное
и административно-
Форма государственного устройства показывает:
1. из каких частей состоит
внутренняя структура
2. каково правовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения этих органов;
3. как строятся отношения между
центральными и местными
4. в какой государственной форме
выражаются интересы каждой
В частности, по форме государственного устройства государство может быть: унитарным, федеративным, конфедерацией, содружеством.
Унитарное
государство - это единое цельное государственное
образование, состоящее из административно-
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
- унитарное устройство
- на территории унитарного
- составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
- унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
- все внешние
- имеет единые вооруженные силы,
руководство которыми
Различия в степени и формах контроля
центральной власти над местными органами
управления позволяют говорить о централизованных и децентрал
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности , которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство. Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
- территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.;
- в союзном государстве
- субъекты федерации имеют
- в большинстве федерации
- при федеральном
- основную общегосударственную
внешнеполитическую
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства. Территориальная федерацияхарактеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами :
- конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличие от федерации;
- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
- сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
- государства могут
Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию.
Содружество - это весьма редкое, ещё более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организованное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определённой степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться экономики, права, языка, культуры, религии. Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.
Политический режим характеризу
Политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти.
Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.