Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 11:23, контрольная работа

Описание работы

При рассмотрении данного вопроса, прежде всего, необходимо определить понятия «форма правления», «форма государственного устройства» и «политический режим», которые являются составными частями формы государства.

Файлы: 1 файл

ИГиПЗС.docx

— 38.67 Кб (Скачать файл)

Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:

- полный (тотальный) контроль государства  над всеми сферами общественной  жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным  строением;

- ему свойственно огосударствление  всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);

- личность в антидемократическом  государстве фактически лишена  каких-либо субъективных прав, хотя  формально они могут провозглашаться  даже в конституциях;

- реально действует превосходство  государства над правом, что является  следствием произвола, нарушением  законности, ликвидации правовых  начал в общественной жизни;

- игнорируются интересы государственных  образований, особенно национальных  меньшинств;

- не учитывает особенностей  религиозных убеждений населения.

Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом.

Выделяют и анализируют конкретные исторические разновидности авторитарного политического режима: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и т.д. Так тоталитарное государство - это всеохватывающая, всеконтролирующая, всепроникающая власть, которая стремится к полному контролю над всеми сферами жизни общества. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа в большинстве случаев харизматическим. Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются. Центром тоталитарной системы является вождь. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается.

Деспотический режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии характеризуются крайним произволом в управлении (власть осуществляется подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении.

Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Однако, если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются, прежде всего, на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать.

Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью. Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они, в конечном счете, должны уничтожаться.

Демократический режим складывается в правовых государствах. Он характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов. Конкретно режим демократической власти выражается в следующем:

- режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;

- реальная гарантированность прав  и свобод граждан, их возможность  выражать собственное мнение  о политике государства, активно  участвовать в культурных, научных  и других общественных организациях;

- создает эффективную систему  прямого воздействия населения  страны на характер государственной  власти;

- в демократическом государстве  личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права  находятся под постоянной охраной  правосудия;

- власть в одинаковой степени  обеспечивает интересы большинства  и меньшинства;

- основным принципом деятельности  демократического государства является  плюрализм;

- государственный режим базируется  на законах, которые отражают  объективные потребности развития  личности и общества.

В рамках демократического политического режима выделяют либеральный, или либерально-демократический, который был характерен для западных государств в 19 веке, а в настоящее время существует во многих развивающихся странах.

Теперь, раскрыв, более или менее подробно, основные понятия формы государства, я попытаюсь определить их, руководствуясь конституциями Франции 1958 г., Италии 1947 г., Японии 1946 г.

Франция: Конституция 1958 года и ее особенности

Государство, существующее во Франции в указанное время, именуется V Республикой. События в Алжире в то время и угроза гражданской войны в самой Франции повлекли принятие парламентом 1 июня 1958 г. закона о наделении генерала Ш. де Голля полномочиями по выработке конституции. В законе были указаны несколько обязательных условий: основной закон должен быть выработан правительством с последующей передачей на референдум. Парламент образовывал Консультативный комитет, в котором две трети мест принадлежали парламентариям. Кроме этих, формальных условий в законе от 1 июня 1958 г. содержались требования по существу: всеобщее голосование должно оставаться источником власти, а законодательная и исполнительная власть должны быть производными от такого голосования; в конституции должен быть реализован принцип разделения властей - законодательная и исполнительная власти должны быть отделены друг от друга, а судебная власть должна оставаться независимой с тем, чтобы обеспечивать соблюдение прав и свобод. Наконец, правительство должно нести ответственность перед парламентом; последний принцип - конституция должна позволить организовать отношения между Францией и народами ее колоний.

После разработки проекта сотрудниками Ш. де Голля, обсуждений в Консультативном конституционном комитете и в Совете министров конституция была передана на референдум и одобрена на нем 28 октября 1958 г. Она вступила в силу 4го ноября 1958 года. Этот акт положил начало периоду Пятой республики.

Конституция 1958 г. состоит из короткой преамбулы и 15 разделов, разбитых на 93 статьи, причем ряд из них имеют нумерацию со значками. В конституции отсутствует обычная для современных актов глава о правах и свободах.

Преамбула ограничивается отсылкой к Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и к преамбуле конституции 1946 г., которая в этой части с чисто юридической точки зрения остается в силе. В течении почти 10ти лет после того, как вотировали Конституцию, в судах Франции не было единого мнения о юридической силе Декларации прав человека и гражданина и преамбулы к Конституции 1946 года. Только после десятилетия (в 1970 г.) и Конституционный и Государственный Совет пришли к мнению, что нормы этих документов - составная часть действующего права. Суды должны использовать их при рассмотрении конкретных дел.

Конституция 1958 г. определила основные параметры государства, установив, что Франция является «неделимой, светской, демократической и социальной республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан, независимо от происхождения, расы или религии. Она уважает все верования... Её принципом является: правление народа, по воле народа и для народа" Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Конституция Французской республики (1958 г.) ст. 2. стр. 508..

Конституция учреждает смешанную республиканскую форму, если для ее определения исходить из существующих в настоящее время представлений о форме правления.

Франция - светское государство, т.е. в нем отсутствует официальная религия, а граждане обладают полной свободой вероисповедовать любую конфессию.

Важнейшей нормой акта 1958 г. является положение об источнике государственной власти, закрепленным в статье 3: "Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление". Эта формула была воспринята из акта 1946 г. (ст. 3) и еще раз подтверждает демократический характер государства. Конституция 1958 г. также устанавливала правила взаимодействия с международным правом.

Президент республики занимает вершину в иерархии государственных органов. Президент является главой государства, представляет страну, как на внутренней, так и на международной арене, является гарантом Конституции, независимости, территориальной целостности, прав и свобод граждан. Президент обладает как собственными полномочиями, так и полномочиями, которые он осуществляет совместно с другими институтами. Президент проводит международные переговоры и заключает международные договоры, при нем аккредитуются иностранные дипломатические представители, он назначает дипломатических представителей в иностранные государства. Ст. 15 Конституции французской Республики 1958 г. указывает, что президент является верховным главнокомандующим Вооруженными силами, он назначает (и смещает) на высшие военные должности, председательствует в советах и комитетах обороны. Президент обладает значительными полномочиями в области административного управления: назначает премьер-министра, по представлению последнего - остальных министров.

Но во Франции существует институт ответственности Правительства: в тех случаях, когда на выборах в Национальное Собрание одерживают победу оппозиционные Президенту партии, на должность премьера назначается, как правило, председатель победившей партии. Президент председательствует в Совете министров (никакое заседание не возможно без его присутствия, кроме прямого уполномочения). Он назначает на все высшие военные и гражданские должности. Президент также обладает правом издания и подписания нормативно-правовых актов, которые самостоятельны и играют ту же роль, что и закон (ст. 34). Президент может самостоятельно в соответствии со ст.16 Конституции ввести на территории страны чрезвычайное положение (после ни к чему не обязывающей консультации с премьером, председателями палат и Конституционным советом). Вся полнота власти сосредотачивается в руках Президента.

Срок полномочий Президента - 7 лет, никаких ограничений для переизбрания во Франции на то время нет. Для представления кандидатуры на пост президента требуется 5 тыс. подписей лиц, занимающих определенные выборные должности, а именно, членов парламента, генеральных советов, совета Парижа, территориальных ассамблей и мэров.

Франция представляет собой республику со смешанной (полупрезидентской) формой правления, где сочетаются элементы, характерные как парламентарной, так и президентской республике. Характерная черта V Республики - усиление роли исполнительной власти и ослабление роли Парламента. В стране существует бицефальная исполнительная власть, т.е. она поделена между Президентом и Правительством.

У Президента во Франции есть право принятия решений, не требующих согласия Правительства, что характерно для президентской республики. Вооруженные силы и административный аппарат в ведении правительства; оно несет ответственность перед Национальным Собранием, а это институт, характерный именно для парламентарной республики. Соответственно принцип разделения властей во Франции изменился, тем не менее он сохраняет свое значение.

Таким образом, в итоге Конституция 1958 г. установила форму правления, сочетающую черты как парламентской, так и президентской республики при очевидном доминировании последней. На основании ст. 2 конституции Франции от 1958 г., Франция является «неделимой», т.е., она, по форме государственного устройства, является унитарным государством. Имеет демократический политический режим.

Италия: Конституция 1947 года и её особенности

История конституционных институтов в Италии насчитывает более полутора веков. За этот период страна прошла через режим конституционной монархии, тоталитарную фашистскую диктатуру, а после того, как в 1946 году в результате референдума была отвергнута монархическая форма правления, в Италии была принята одна из самых демократических Конституций послевоенной Европы.

Информация о работе Форма государства