Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 10:37, курсовая работа
Описание работы
Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии.
Содержание работы
Введение 1. Понятие формы государства 2. Форма правления 3. Форма государственного устройства 4. Государственно-правовой (политический) режим Заключение Список литературы
Последние десятилетия показывают,
что классические формы парламентской
и президентской республик не всегда способствуют
согласованности и взаимодействию высших
органов государства, что ведет к снижению
управляемости государством, к кризису
всей политической системы. Так, если в
парламентской республике парламент состоит
из многочисленных противоборствующих
фракций, то страна обречена на частые
правительственные кризисы и отставки.
Президентская же республика имеет тенденции
к авторитаризму.
Для устранения этих и некоторых
иных негативных проявлений создаются
смешанные, «гибридные» формы современной
государственности. Это выражается в том,
что на основе демократизации политических
режимов практически утрачиваются различия
между монархией и республикой. Ведь в
настоящее время существуют такие монархии,
где глава государства (индивидуальный
или даже коллегиальный) не наследует
трон, а переизбирается через определенный
период времени (Объединенные Арабские
Эмираты, Малайзия). В то же время в некоторых
современных республиках при тоталитарных
режимах проявляется монархический признак
— несменяемый глава государства.
Достаточно широкое распространение
и признание получила, практика государственного
строительства, когда на основе снижения
роли президента в президентской республике
и повышения его роли в парламентской
республике создаются полупрезидентские,
полупарламентские республики. К таким
странам можно отнести: Австрию, Ирландию,
Португалию, Финляндию, Польшу, Францию.
Конституция Российской Федерации,
устанавливая смешанную форму правления,
призвана обеспечить стабильность и работоспособность
правительства за счет его подконтрольности
парламенту при усложненной процедуре
объявления вотума недоверия и президенту
при его лидирующей роли в структуре органов
власти.
Социалистическая государственность
по своей сути может существовать только
в форме республики. Впервые социалистическая
республика как форма государства возникла
в 1871 г. в Париже и просуществовала всего
72 дня.
Советская социалистическая
республика как государственная форма
народовластия возникла в России на рубеже
столетий. Впервые к управлению обществом
и государством были допущены широкие
слои населения. Однако тоталитарный режим
коммунистической партии, не допускавший
инакомыслия, использующий жесткие методы
управления обществом, в итоге привел
Россию к экономическому и политическому
кризису, дискредитировал саму идею социализма.
Народно-демократическая республика
как форма социалистического государства
возникла в ряде стран Европы и Юго-Восточной
Азии в конце 40-х - начале 50-х годов (Венгрия,
Польша, Чехословакия и др.). В этих странах,
как и в советской России, несмотря на
формальное признание политического плюрализма,
устанавливалось монопольное правление
коммунистических партий как руководящих
и направляющих сил, осуществляющих догматическую
по содержанию политику марксистско-ленинского
государственного строительства.
3. Форма
государственного устройства
Территориальная организация
государства — явление сложное и многоэлементное,
означающее определенный порядок устройства,
выделение и взаимосвязь отдельных его
составных частей. Это национально-государственное
и административно-территориальное устройство,
экономическое и специальное районирование.
Под государственным устройством
понимается внутренняя национально-территориальная
организация государства, соотношение
целого и его частей. Данная категория
дает ответы на вопросы о том, как организована
территория государства, из каких частей
оно состоит, каково их правовое положение,
на каких принципах строятся взаимоотношения
центра и мест.
Государства современного мира
по форме национально-государственного
устройства являются либо унитарными, либо федеративными.
Унитарное (от латинского — единство)
— это государство, в составе которого
нет других государств либо государственных
образований, а на его территории созданы
административно-территориальные единицы
(области, округа, районы и др.).
При этом унитарные государства
могут иметь в своем составе автономные,
т.е. самоуправляющиеся, образования. Классический
пример в этом отношении — Испания, где
наряду с такими историческими областями,
как страна Басков и Каталония, выделенными
по национальному признаку, созданы и
территориальные автономии.
Унитарные государства характеризуются
единством территории, населения и власти,
действующей в пределах государства. Они
имеют единую систему права и государственных
органов. Их законодательные органы могут
не иметь палат, но существуют и двухпалатные
парламенты. Так, например, парламент унитарной
Великобритании состоит из двух палат:
Палаты общин и Палаты лордов. Такая система
сложилась в Англии к концу XIII в., на ее сохранении
сказался и незавершенный компромиссный
характер английской буржуазной революции XVII в.
Палаты парламентов унитарных государств
в отличие от федераций не имеют специального
представительства от тех или иных регионов
страны.
Федеративное (от позднелатинского — объединение,
союз) есть сложное государство, состоящее
из нескольких субъектов, объединившихся
для решения общих задач. При этом субъекты
образуются по национальному или территориальному
принципу либо федерация создается, используя
и первое, и второе начала.
Федерации, основанные на территориальном
принципе, оказались более прочными и
устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные
на национально-территориальной основе
или распались (СССР, Чехословакия, Югославия),
или испытывают большие сложности. Вместе
с тем федеративная природа ряда государств
обусловлена многонациональным составом
населения (Индия, Бельгия, Канада, Российская
Федерация).
В основу нынешнего федеративного
устройства России положены национально-территориальный
и территориальный принципы. Они присутствуют
и в устройстве таких федераций, как Канада,
Индия. При этом федеративное устройство
может способствовать решению национального
вопроса и обеспечивает децентрализацию
власти, разграничивая полномочия центра
и регионов.
Субъектами федерации являются
государства или государственные образования.
Число их может быть различно, отличаются
они и наименованием. Так, в составе США
пятьдесят штатов, ФРГ — шестнадцать земель,
Швейцарии —двадцать три кантона. В составе
Российской Федерации двадцать одна республика,
шесть краев, сорок девять областей, два
города федерального значения, одна автономная
область, десять автономных округов.
Законодательный орган федерации
традиционно состоит из двух палат, в одной
из которых представлены ее субъекты.
Когда в 1787 г. на Конвенте в Филадельфии
разрабатывалась и принималась Конституция
первой в мире федерации — Соединенных
Штатов Америки, возникли разногласия
о порядке представительства штатов в
Конгрессе. В качестве компромисса было
решено создать две палаты — Палату представителей,
число конгрессменов в которой зависит
от населения штатов, и Сенат, в котором
каждый штат независимо от величины его
территории и численности населения представлен
двумя сенаторами.
По такой схеме строятся парламенты
всех федераций мира. Федеральное Собрание
(парламент) Российской Федерации состоит
из двух палат: Государственной Думы и
Совета Федерации. Каждый субъект Федерации
в Совете Федерации имеет по два представителя.
Территории федераций состоят
из территорий входящих в них государств
и государственных образований «Российская
Федерация обеспечивает целостность и
неприкосновенность своей территории»,
— говорится в статье 4 Конституции России.
Право
выхода из состава федераций
за их субъектами в современных конституциях
не признается, что обеспечивает единство
и целостность государства. Республики,
входившие в Союз ССР, в силу Договора
1922 г. об образовании СССР и последующих
общесоюзных и республиканских конституций
таким правом наделялись. Но оно не реализовывалось
за все шестьдесят девять лет существования
Союза.
Попытка южных штатов выйти
из состава США привела к гражданской
войне 1861 — 1865 г. и к утверждению принципа
неделимости федерации, получившего подтверждение
в заявлении Верховного Суда о том, что
Соединенные Штаты есть нерушимый союз,
состоящий из нерушимых штатов[4]. На большой государственной
печати США, отражая данное положение,
начертаны слова: «Из множества — единство».
Федеративные государства характеризуются
тем, что наряду с общефедеральной Конституцией
и законодательством конституции и законы
имеют и субъекты федерации. Но они не
обладают верховенством на своей территории.
Конституция Российской Федерации и федеральные
законы имеют верховенство на всей территории
федерации. Конституция и законы США являются
высшими законами страны. Аналогичные
положения содержатся в конституциях
ряда других государств (Аргентины, Венесуэлы,
Канады, Мексики), распространяя действие
общефедеральных законов, принятых по
вопросам компетенции федерации, на всю
ее территорию.
Признак федеративных государств
— наличие общефедерального гражданства
и гражданства членов федерации.
Исторически известна и такая
форма объединения государства, как конфедерация,
сочетающая признаки международно-правовой
и внутригосударственной организаций.
Конфедерации как объединения государств
создавались для достижения главным образом
внешнеполитических и военных целей. Они
были известны периоду становления буржуазных
государств, некоторые из них распались,
другие явились переходной формой к более
прочным федеративным связям. Такие федерации,
как США, Швейцария, прошли в прошлом стадию
конфедеративного союза. Конфедерациями
были: Нидерланды (1579—1795), США .(1776— 1787),
Швейцарский союз (1815— 1848), Германский
союз (1815-1866) и др.
Конфедерация есть союз государств,
объединенных одним или несколькими общими
органами при сохранении каждым государством
своего суверенного существования. Попытки
создания конфедераций имелись и в XX в.,
но они оказались неудачными. Современные
конфедерации просуществовали недолго.
Это Объединенная Арабская Республика,
включившая Египет и Сирию, а также Сенегамбия,
объединившая на несколько лет Сенегал
и Гамбию.
Создание конфедераций возможно
и в будущем. Их характерные признаки следующие:
создание конфедерации, как правило, закрепляется
договором; суверенитет сохраняется за
каждым субъектом конфедерации и не распространяется
на все объединение в целом; конфедерация
образует лишь те органы, которые необходимы
для выполнения ее целей и задач; субъекты
конфедерации имеют право выхода и нуллификации,
т.е. отмены действия актов органов конфедерации
на своей территории; конфедерации не
имеют общей конституции, единой денежной
системы, единого гражданства[5].
Каждое суверенное государство
вправе самостоятельно определять характер
своих отношений с другими государствами,
действуя на основе общепризнанных принципов
и норм международного общения, а также
решать проблемы внутреннего устройства
в соответствии со своими интересами.
Независимо от форм национально-государственного
устройства территории государств подразделяются
на административно-территориальные единицы.
Административно-территориальное устройство
не сводится к простому географическому
делению территории. Оно необходимо для
рациональной организации жизни людей,
производства и управления. В его основу
положено несколько принципов, наиболее
универсальными среди которых являются
экономический, национальный и политический.
Экономический принцип предполагает
учет естественно-географических и производственных
особенностей страны, размеров ее территории,
численности и плотности населения, его
тяготение к определенным экономическим
центрам, направление и характер путей
сообщения, размещение производительных
сил.
Национальный принцип немаловажен
в многонациональных государствах. Его
суть в том, чтобы одноименные народы не
были искусственно, вопреки их желанию,
разделены по различным административно-территориальным
единицам. Характерное действие этого
принципа можно наблюдать в административно-территориальном
устройстве многонационального Дагестана
— субъекта Российской Федерации. Отдельные
районы этой республики — Лакский, Ногайский,
Табасаранский — носят наименование тех
народов, которые в них преобладают и являются
коренными.
Политический принцип предполагает
так установить административно-территориальное
деление страны, чтобы приблизить органы
власти и управления к населению, создать
систему местного самоуправления.
Комплексное применение экономического,
национального и политического принципов,
с учетом сложившихся традиций и иных
факторов, позволяет осуществить рациональное
выделение административно-территориальных
единиц. Их характерные признаки: четко
очерченные границы, компактность, непрерывность
и экономическая целостность территории,
право населения формировать органы государственной
власти и местного самоуправления. Именно
в силу этого права определенная территория
обретает черты, присущие социально-политической
организации, и получает статус административно-территориальной
единицы.
Административно-территориальное
устройство каждой страны имеет особенности,
а ее подразделения — свои наименования.
В федерациях на административно-территориальные
единицы делятся территории их субъектов,
в унитарных государствах — вся территория
страны.
Так, например, в США территории
штатов, кроме Коннектикута и Род-Айленда,
делятся на графства. В двадцати штатах
графства подразделяются на низовые административно-территориальные
единицы: тауншипы и тауны. В штатах создаются
специальные округа, в том числе и школьные.
Территории субъектов Российской
Федерации делятся на районы, города, села
и поселки. В некоторых областях предприняты
попытки восстановить существовавшие
в России до Октября 1917г. волости и уезды,
а сами области и края переименовать в
губернии.
Организация России с точки
зрения ее внутреннего построения с учетом
национальных и территориальных факторов
представляется сложной и настолько важной,
что от нее в значительной степени зависят
настоящее и будущее нашей страны и ее
государственности.
До Октября 1917г. Россия представляла
собой унитарное государство, главным
звеном административно-территориального
устройства которого были губернии. На
окраинах империи на правах губерний с
рядом особенностей создавались войсковые
области, где формировались специальные
войсковые казачьи части, выполнявшие
главным образом оборонительные, но вместе
с тем и хозяйственные функции. Ряд регионов
(Польша, Финляндия, отдельные районы Средней
Азии) пользовались достаточно широкой
самостоятельностью.