Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 10:37, курсовая работа
Описание работы
Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии.
Содержание работы
Введение 1. Понятие формы государства 2. Форма правления 3. Форма государственного устройства 4. Государственно-правовой (политический) режим Заключение Список литературы
Все это с формирующейся культурно-национальной
автономией обеспечивало необходимую
устойчивость территориальной организации
Российской империи.
Революционные события 1917г.
охватили все основные сферы российской
действительности, всколыхнув мощное
национальное движение и активизировав
стремление народов к национальной государственности.
После установления Советской власти
создание федеративного государства,
построенного по национально-территориальному
принципу, стало государственной политикой.
В январе 1918 г. III Всероссийский
съезд Советов принял Декларацию прав
трудящегося и эксплуатируемого народа,
согласно которой Советская Российская
республика учреждалась на основе свободного
союза свободных наций как федерация советских
национальных республик, что нашло отражение
и в Конституции РСФСР 1918 г. В статье II этого
Основного Закона говорилось о том, что
Советы областей, отличающиеся особым
бытом и национальным составом, могут
объединиться в автономные областные
союзы, которые входят на началах федерации
в РСФСР. Так была заложена правовая основа
для создания федерации по национально-территориальному
принципу.
Русский народ не имел своей
собственной государственности, предполагалось,
что ею является вся Российская Федерация,
в границах которой в качестве ее субъектов
образуются автономии. В таком виде Российская
Федерация в 1922 г. объединилась с другими
республиками в Союз ССР.
С прекращением в 1991 г. существования
СССР в Российской Федерации активизировались
процессы суверенизации Автономные республики
отказались от статуса автономий и приняли
Декларацию о государственном суверенитете,
автономные области (за исключением Еврейской)
провозгласили себя республиками, некоторые
автономные округа ставят вопрос о выходе
из состава краев и областей, о преобразовании
их в республики.
Неоднозначные процессы идут
в исконно русских регионах — краях и
областях. Стремление к самостоятельности
национальных районов, жизненные реальности
побудили и их поставить вопрос об изменении
своего статуса, что привело к признанию
краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга
субъектами Федерации.
Таким образом, Российская Федерация
в настоящее время строится по национально-территориальному
и территориальному принципам. Первый
положен в основу формирования республик
и автономий, второй — краев, областей,
городов федерального значения как субъектов
Федерации.
Разновариантный характер субъектов
Федерации, ее асимметричность требуют
четкого, в первую очередь правового, механизма
функционирования государственных структур
различных уровней, отлаженности системы
федеральных связей. Российская Федерация
формировалась как федеративное государство
на основании закона. Лишь одна автономная
республика вступила с Россией в договорные
отношения. 20 марта 1919 г. было подписано
Соглашение центральной Советской власти
с Башкирским правительством о Советской
Автономии Башкирии. Создание в 1922 г. Союза
ССР было юридически закреплено договором.
Договорный характер регулирования
федеративных отношений был использован
в 1992 г. для разграничения предметов ведения
и полномочий между федеральными органами
и органами власти субъектов Российской
Федерации Но этим договором Федерация
не создавалась, им лишь упорядочивались
отношения внутри ее Две республики (Татарстан
и Чечня) Федеративный договор в 1992 г. не
подписали. Но переговорный процесс продолжался,
и в 1994 г был подписан договор Российской
Федерации и Республики Татарстан о разграничении
предметов ведения и взаимном делегировании
полномочии
Россия многонациональна и
федеративна. Это положение должно лежать
в основе российской государственной
политики Учет особенностей республик
и регионов, наделение их равными социально-экономическими,
бюджетно-финансовыми и иными, связанными
с собственностью и рыночными отношениями,
правами позволит при сохранении многообразия
добиться единства по важнейшим стратегическим
направлениям, определяющим облик общества,
благополучие его народов Возможно, наряду
с национальной автономией, созданной
по национально-территориальному принципу,
образование территориальных автономий,
основанных по воле населения и его исторически
сложившейся культурно-этнической общности
(казачества, например), где это не ущемляет
интересов других народов.
Вместе с национальной и территориальной
автономией в Российской Федерации широкое
распространение может получить культурно-национальная
автономия (немцы Поволжья и других регионов)
с тем, чтобы учесть и сбалансировать интересы
различных народов.
Все это призвано способствовать
укреплению российской государственности,
объединившей в федерации многие народы
исторические судьбы которых нерасторжимы.
4. Государственно-правовой
(политический) режим
Государственно-правовой режим
выражает особенности функционирования
государственного механизма. При выполнении
своего функционального назначения органы
государства взаимодействуют друг с другом
и населением, используя определенные
наборы средств и способов управленческого
воздействия.
Это настолько важная для всей
политической жизни общества динамичная
категория, что некоторые юристы и политологи
склонны отождествлять ее с формой государства
вообще.
Государственный режим отражает
уровень и формы развития демократии,
политический климат в стране в определенный
период. Это связано с тем, что государство
занимает центральное место в любой политической
системе. Недаром политические партии
своей главной целью ставят борьбу за
обладание государственной властью.
В зависимости от характера
используемых государственной властью
средств и способов различают демократический и авторитарный государственно-правовые
режимы.
Рассмотрим подробнее общие
черты антидемократических режимов власти.
Авторитарный режим связан с отстранением населения
от управления обществом и государством
с существенным ограничением его основных
прав и свобод. Различают конституционно-авторитарные
и тоталитарные разновидности авторитарного
режима.
При конституционно-авторитарном
режиме ограничения демократии получают
законодательное закрепление в конституции,
которая лишь формально провозглашает
даже весьма ограниченные права и свободы
граждан. При этом запрещается или существенно
ограничивается деятельность оппозиционных
партий. Нарушается принцип разделения
властей. Парламент становится придатком
исполнительной власти и его значительная
часть не избирается, а назначается[6].
Тоталитарный (фашистский, расистский)
режим более реакционен и связан с ограничениями
не только в политической, но и в личной
жизни граждан. При данном режиме любые
партии, кроме правящей, возглавляемой
вождем, лидером организации и государства,
как правило, запрещены. К выборам в парламент
(если он существует) не допускается значительная
часть населения.
Особо следует сказать о переходных
и чрезвычайных государственно-правовых
режимах, которые, как правило, носят временный
характер.
Переходные режимы формируются
в результате победы радикальных оппозиционных
сил, могут существовать десятилетиями
и отличаются либо демократической, либо
авторитарной направленностью. Среди
них своей спецификой выделяются военные
режимы, устанавливаемые в результате
военных переворотов. При этих режимах
вся власть в центре и на местах принадлежит
военным и назначаемым ими чиновникам
Чрезвычайные государственно-правовые
режимы устанавливаются при попытках
государственных переворотов, массовых
беспорядках, стихийных бедствиях, экологических
и иных катастрофах, угрожающих жизни
и безопасности граждан, нормальному функционированию
государственных институтов. Они могут
распространяться как на всю территорию
государства, так и на его отдельные регионы.
Введение режима чрезвычайного
положения связано с запрещением митингов,
шествий, демонстраций, ограничением свободы
печати и других средств массовой информации
приостановлением деятельности некоторых
политических партий передвижения транспортных
средств, установлением комендантского
часа и т.д.
Решение о введении особого
режима принимается высшими представительными
органами государственной власти либо
высшими должностными лицами с немедленным
уведомлением представительных органов.
Максимальная продолжительность чрезвычайного
положения устанавливается законом и
при необходимости может быть продлена
лишь по решению компетентных органов
государства.
Итак, режимы осуществления
государственной власти отличаются большим
разнообразием. Их специфика определяется
зависимостью как от элементов формы государства
(абсолютная монархия и унитарная государственность
тяготеют к более жестким, централизованным
методам управления, а парламентская республика
и федеративное построение государства
— к введению альтернативных более демократических
методов воздействия), так и от иных объективных
и субъективных обстоятельств, национальные
и исторические традиции, особенности
культуры, религии и даже территориальные
размеры государства и т.д.
Заключение
Серьезные потрясения переживает
посттоталитарное национально-государственное
устройство. В многонациональных унитарных
государствах неизбежное в переходный
период ослабление центральной власти
и межрегиональных экономических связей
вызывает самоизоляцию административных
единиц: игнорирование местными руководителями
законов и распоряжений правительства,
переход в режим натурального хозяйства.
Но по мере возникновения рыночных связующих
механизмов и усиления новых государственных
структур эти тенденции ослабевают и государственное
единство постепенно восстанавливается.
В многонациональных федерациях
центробежные процессы осложняются стремлениями
наций к подлинному внутреннему, а часто
и внешнему, самоопределению. Проявляются
ранее подавляемые силой различные (в
том числе территориальные) споры и противоречия.
Помочь сохранить единое государство
способно, как это ни парадоксально, неразбериха
в национально - государственном устройстве
- использование различных политико-правовых
режимов для субъектов, претендующих на
разный уровень самостоятельности: автономия,
федеративные или даже конфедеративные
отношения. Тогда между всеми «самоопределяющимися
регионами» остаются определенные связи,
а главное - снижается опасность военного
разрешения конфликтов.
Список литературы
1. Венгеров А.Б. Теория государства
и права. – М., 1999.
1.Большой Юридический
Словарь. - М., 1998.
2.Денисов А.И. Сущность
и форма государства. - М., 1960.
3.Жидков О.А. и Крашенинникова
Н.А. История государства и права.
- М., 1999.
4.Корельский В.М. и Перевалова
В.Д. Теория государства и права. - М., 1999.
5.Лазарев В.В. Теория государства
и права. - М., 1992.
6.Марченко М.Н. Теория
государства и права. - М., 1996.
7.Матузов Н.И. и Малько
А.В. Теория государства и права.
- М., 2000.
8.Петров В.С. Тип и формы государства.
- ЛГУ, 1967.
9.Петров В.С. Сущность, содержание
и формы государства. - Л., 1971.
10. Стародубский Б.А. Политические
режимы европейских стран. - Свердловск,
1989.
11. Философский Энциклопедический
Словарь. - М., 1983.
12. Хорошилов А.Н. История политико-правовых
учений. - М., 2001.
[1] Венгеров А.Б. Теория государства
и права. – М., 1999. С. 221.
[2] Жидков О.А. и Крашенинникова
Н.А. История государства и права. - М., 1999.
С. 251.
[3] Денисов А.И. Сущность и форма
государства. - М., 1960. С. 149.
[4] См.: Государственный строй
США. – М., 1976. С. 57.
[5] См.: Федерация в зарубежных
странах. – М., 1993. С. 5 – 7.
[6] Стародубский Б.А. Политические
режимы европейских стран. - Свердловск,
1989. С. 219.