Форма государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Темой данной курсовой работы является "Форма государственного правления". Эта тема является жизненной, имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. Форма государственного правления является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.
Цель нашего научного исследования следующее: рассмотреть формы государственного правления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 2
1.Форма государственного правления: понятие и разновидность
1.1. Понятие формы правления……………………………………………. 6
1.2. Основные разновидности формы правления……………………….... 7
1.2.1. Монархия……………………………………………………………….. 9
1.2.2. Республика……………………………………………………………… 13
2. Нетипичные формы правления………………………………………….. 17
3. Особенности формы правления Российского государства на современном этапе………………………………………………………..
21
Заключение……………………………………………………………………. 26
Список использованной литературы………………………………………… 28

Файлы: 1 файл

Маша Степанова.docx

— 60.53 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

2

1.   Форма государственного правления: понятие и разновидность

 
    1. Понятие формы правления…………………………………………….

6

    1. Основные разновидности формы правления………………………....

7

      1. Монархия………………………………………………………………..

9

      1. Республика………………………………………………………………

13

  1. Нетипичные формы правления…………………………………………..

17

  1. Особенности формы правления Российского государства на современном этапе………………………………………………………..

 

21

Заключение…………………………………………………………………….

26

Список использованной литературы…………………………………………

28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.

В последнее время отчетливо высветились многие актуальные проблемы теории и практики современного конституционного права, в частности вопрос о форме правления в его различных вариантах.

В настоящее время под формой государства понимают организацию власти и ее устройство. Т. е. Устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной власти.

Исходя из сущности понятия формы государства, можно дать определение понятию – форма правления государства, т. к. эти два понятия неразрывно связаны1.

Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

В настоящее время формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления.

Темой данной курсовой работы является "Форма государственного правления". Эта тема является жизненной, имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. Форма государственного правления является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.

Цель нашего научного исследования следующее: рассмотреть формы государственного правления.

Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:

1. дать понятие формы  государственного правления;

2. рассмотреть монархическую  форму государственного правления;

3. рассмотреть республиканскую  форму государственного правления.

Объектом исследования является государство, его типы и формы, строение, его основные составные части, внутренняя структура, основные методы становления и осуществления государственной власти. В качестве примера мною использовано государство – Российская Федерация.

Предметом исследования в данной работе являются закономерности возникновения, становления, развития и существования различных типов. Исследовать государство с точки зрения сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Форма государства как понятие раскрывает механизм, способы "формообразования", организации и функционирования государства. Теория государства и права при помощи общего понятия раскрывает свойства конкретных форм различных государств, а также общее и особенное в этих формах. Категория "форма государства" непосредственно связана с категорией "сущность государства", поскольку государство представляет собой постоянно функционирующую политическую организацию, то его форма связана с определенным видом государства как особого явления, представляющего единство содержания и формы.

Тема данной работы рассматривается во всех юридических учебниках, так как является одной из важнейших тем при изучении курса теории государства и права.

Для данной курсовой работы мы использовали конституцию Российской Федерации, и специальную литературу таких авторов, как Корнев В.Н., Писаренко К.А., Серегин А.В. и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Форма государственного правления: понятие и разновидность
    1. Понятие формы правления

Термин «форма правления» (реже – «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира (Бразилии 1988 г., Иордании 1952 г., Казахстана 1995 г., Мексики 1917 г., Эфиопии 1994 г. и др.).2 Почти всегда говорится о том, является государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа до 1993 г., где использовались просто название «государство», например «Государство Израиль»).

В научной литературе существуют различные подходы к понятию формы правления. Сторонники узкой трактовки этого понятия связывают форму правления только или, прежде всего, с правовым положением главы государства. Приверженцы широкой трактовки включают в это понятие отношения высших органов государственной власти с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду. Узкая трактовка недостаточно учитывает роль других государственных органов, в том числе парламента, правительства, широкая придает понятию формы несвойственный ей характер.

Форма правления традиционно определяется как характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государства3. Нередко перечень этих органов ограничивают главой государства, парламентом и правительством. Такой подход делает акцент на органах, играющих решающую роль в управлении государством. Однако если понимать государственное управление в более широком смысле, то стоит учитывать и роль судебной власти, особое значение органов конституционного контроля.

В управлении государством участие принимают также местные органы государства (советы в социалистическом государстве, назначенные представители государственной власти в других странах). Наконец, само управление предполагает не только прямые, но и обратные связи органов государственной власти с населением.

Форму правления нельзя отождествлять с управление государством. Последнее – гораздо более широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Великобритания или Япония – монархии, но монарх фактически не обладает властными полномочиями и отнюдь не управляет государством. Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании4.

1.2. Основные разновидности формы правления

С давних времен различаются две основные формы правления: монархия и республика. Монархия преобладала в государствах древнего мира и в средние века. Республика стала господствующей формой правления в Новое время. Ныне подавляющее количество государств мира являются республиками, хотя и монархическая форма правления вовсе не исчезла. Главное различие между ними состоит в условиях замещения поста главы государства и его ответственности. Монарх (царь, император, король, султан и т.д.) занимает свой пост по наследству и пожизненно, он является неприкосновенной особой, никакой ответственности не подлежит и, как правило, не может быть смещен со своего поста. В республике глава государства избирается из среды граждан на определенный срок, он может быть досрочно смещен (например, в порядке импичмента).

В развитых странах (Европа, Япония, а также Канада, Австралия и др., где монарх представлен генерал-губернатором) различия между монархией и республикой практически не имеют значения: по степени демократичности порядка управления монархия Испания мало чем отличается от соседней республики Португалии. В развивающихся странах различия между монархией и республикой могут иметь весьма существенное значение для демократизации политического строя. Монарх в этой группе стран обладает весьма реальными властными полномочиями, подданство (гражданство) рассматривается как личная верность монарху, он направляет работу парламента и даже распускает его на многие годы и правит без него. Поэтому, например, в тех арабских странах, где существует монархия, их политический строй существенно отличается от республик, хотя во всех этих странах применяются, правда в разной степени, принципы шариата (для сравнения: абсолютная монархия в Саудовской Аравии, где запрещены все партии, а парламента нет, и президентская республика в Египте, где существует многопартийность, довольно активно действует парламент, но в рамках «ценностей египетского общества»).

Хотя разделение государств на монархии и республики продолжает оставаться основным при классификациях форм правления, иногда возникают смешанные, гибридные формы. В монархиях появляются отдельные республиканские черты (например, периодические выборы монарха раз в 5 лет в Малайзии или «коллегиальная монархия» в ОАЭ), в республиках к власти приходят, по существу, монархические (пожизненные) президенты. В некоторых случаях появляется и наследственность: сын пожизненного президента Ким Ир Сена в КНДР еще до смерти последнего (1984 г.) был объявлен будущим руководителем правящей партии и государства5.

Отсутствие достаточных различий в политическом строе европейских монархий и республик, черты гибридности и некоторые другие факторы иногда ведут к попыткам замены понятий монархии и республики иными категориями (парламентская или иная форма правления). Однако для анализа именно формы правления утвердившееся на протяжении веков различие существенно.

1.2.1. Монархия

      В переводе  с греческого данный  термин  означает единовластие.  Однако в  современном  понимании  монархия – не просто  власть  одного,  но  власть наследуемая6. Эта власть нередко обожествляется.  В Японии Император до  1945 г.  считался  сыном   богини   Солнца – Аматерасу.   Ныне   божественное происхождение власти монарха мало кого волнует:  из  истории  известно,  что феодалы становились монархами и добывали трон для себя  и  своих потомков  в результате  иногда  выборов  (разумеется,  не  всенародных),  чаще  насилия, изредка приглашения,  т.е.  вполне  земных  процедур.  Из  этого  исходит  и большинство действующих конституций монархических государств.

Главное, однако, не в том, как в конституции  характеризуется  монарх. Бельгийская конституция 1831 г., например, вообще  такой  характеристики  не содержит.  Главное – в полномочиях монарха. В зависимости от  того,   каковы они, мы различаем монархические формы правления.

      Абсолютная  монархия типична  для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального7. Характеризуется она тем, что в  руках  монарха  сосредотачивается  вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может  непосредственно руководить  административной   деятельностью   или   назначать   для   этого правительство,  вершит  высший суд. Никаких ограничений его власти нет,   по крайней   мере   юридических,   хотя   политические,     морально-этические, религиозные  и иные могут  присутствовать  и   обычно   в   той   или   иной мере  присутствуют.  Подданные     изначально     юридически     бесправные, поскольку монарх  не наделил их какими-то правами и не отобрал эти права.

В   современных    условиях    абсолютная    монархия – раритет (чрезвычайная редкость).  В качестве примера   можно   упомянуть  Саудовскую Аравию, Оман8.

      Для абсолютной  монархии характерен  авторитарный  политический  режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.

Дуалистическая  монархия – первоначальная  форма  ограниченной,  или конституционной,  монархии. Здесь мы наблюдаем уже возникающее или  довольно развитое разделение властей,  во всяком  случае,  отделение  законодательной власти от исполнительной. Законодательная власть  принадлежит  в  принципе  парламенту,  который избирается подданными или определенной частью их, если  избирательное  право цензовое.   Исполнительная  власть  принадлежит   монарху,   который   может осуществлять ее непосредственно  или  через  назначаемое  им  правительство. Судебная  власть  принадлежит  монарху,  но  может  быть  более  или   менее независимой9.

Информация о работе Форма государственного правления