Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:13, контрольная работа
Административно-территориальное деление стало превращаться в политико-территориальное, и, соответственно, административно-территориальное устройство стало в преобладающей мере политико-территориальным.
Самоуправляющиеся территориальные единицы обладают самостоятельностью в рамках конституции. Решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами публичной власти более крупной единицы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 4
2 УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО 7
3 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Содержание
Введение
Проблемы формы
государственного устройства возникли
после того, как увеличившиеся
размеры территории государства,
далеко вышедшей за рамки города
с окрестностями, потребовали создания специальных
органов и учреждений для
управления периферией. В период абсолютизма
центральная власть в лице
монарха определяла административно-
По мере разложения абсолютизма и перехода к индустриальному строю в низовых территориальных единицах - городских и сельских общинах - начало формироваться местное самоуправление (впрочем, некоторые города пользовались правами самоуправления и в феодальную эпоху), а затем оно стало распространяться и на более крупные территориальные единицы. Происходил, процесс объединения государств, а также, аннексия, то есть насильственное присоединение слабых государств к сильным с сохранением иногда признаков государственности у присоединенных.
Административно-
Самоуправляющиеся
территориальные единицы обладают
самостоятельностью в рамках конституции. Решения
органов публичной власти или населения
этих единиц, принятые в пределах
установленных конституцией или законом
автономных прав, не могут быть отменены
органами государства или органами публичной
власти более крупной единицы.
1 Виды форм государственного устройства
Существуют две основные формы государственного политико-территориального устройства: унитарная и федеративная.
Главное
различие между обеими
формами заключается в том, что при
унитарной форме территория
государства состоит из политико-административных
или административных
единиц, тогда как при
федеративной форме высшие
территориальные единицы представляют
собой государствоподобные
образования или даже государства
- субъекты федерации.
Слово «штат», входящее в
официальное название ряда
федеративных государств
и обозначающее субъект
федерации (США, Мексики,
Бразилии и др.) означает, не
что иное, как «государство». Соответственно
для федеративной формы
характерно конституционно
установленное разграничение
компетенции между федерацией
в целом и ее субъектами,
существование и границы которых
обычно гарантированы конституцией,
тогда как в унитарном государстве
компетенция территориальных единиц,
как и нередко само их существование
и границы, устанавливаются текущими
актами центральной власти.
Можно сказать, что субъекты
федерации всегда обладают государственной
автономией.
Существует различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства - Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация, как и федерация, может иметь общие органы типа парламента, правительства, верховного суда, однако юридическая специфика заключается в том, что в отличие от актов федеральных органов власти акты органов конфедерации, во всяком случае, акты законодательной и исполнительной власти, не действуют непосредственно на территориях государств - субъектов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонить. Впрочем, опыт западноевропейской интеграции показывает условность данного критерия.
Территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным. При симметричном территориальном устройстве государства политико-территориальные единицы, его непосредственно составляющие, имеют равный статус. Например, Германия состоит из 16 земель с одинаковым конституционно-правовым статусом, то есть имеет симметричное федеративное территориальное устройство. В состав же США наряду с 50 штатами входят федеральный округ Колумбия, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико, некоторые другие островные территории, не имеющие статуса штата, из чего можно сделать вывод об асимметричном территориальном устройстве этой страны. Что касается унитарных государств, то чисто симметричное устройство встречается нечасто: столицы обычно имеют несколько или существенно иной статус по сравнению с остальными территориальными единицами высшего уровня.
Асимметрия территориального устройства государства нередко обусловлена тем, что в нем имеются компактно проживающие инонациональные группы, которым предоставлена национально- территориальная автономия.
Крайне редко
можно в конституциях встретить
норму, определяющую минимальное
число жителей, необходимое
для образования территориальной
единицы. Так, часть вторая ст. 5
Конституции Исламской Федеративной
Республики Коморских островов
1978 года в редакции 1982 года
устанавливает, что община может быть
образована при наличии не менее 100
жителей (в первоначальной редакции
этот минимум составлял пять жителей)1.
Следует также иметь в виду, что названия территориальных единиц редко свидетельствуют о правовом их статусе. Например, в Швейцарии кантон - это субъект федерации, в Люксембурге - основная политико-административная единица, а во Франции - судебный округ и избирательный округ по выборам генерального совета департамента. В Германии община - это низовая единица в сельской местности, а в Болгарии и Польше - также и в городской. Провинции в Италии и Испании - единицы среднего уровня, в Китае - высшего, а в Канаде, Пакистане, Аргентине - и вовсе субъекты федерации. Имеющие у нас хождение переводы таких названий часто не основываются на едином принципе: применительно к Италии мы говорим об областях, а применительно к Франции - о регионах, хотя очевидно, что это - одно и то же. Точно так же применительно к Великобритании мы говорим об общине, а к Франции - о регионах. Несомненно, однако, что община (коммуна) - всегда самоуправляющаяся единица, равно как и город (за исключением не которых столичных городов), тогда как другие единицы могут и не иметь самоуправления (например, болгарские области, германские правительственные и административные округа).
2 Унитарное государство
Унитарное государство
– это единое государство, состоящее
не из государственных образований
(штатов и т.д.),хотя в его составе
могут быть и отдельные автономные
государственные образования, а
из административно-
Унитарные государства
состоят из политико-административных
или административных
территориальных единиц, статус
которых регулируется главным
образом актами текущего законодательства
центральной власти. В унитарных
государствах действует, как
правило, единая система законодательства,
единая система государственной
администрации, единая судебная
система. Если же какой-то части
страны предоставлена национально-территориальная
автономия, то здесь могут быть
особенности: например, общегосударственные
законы, затрагивающие сферу
законодательной автономии
такой государствоподобной единицы,
на ее территории не действуют,
по крайней мере, без ее согласия. В
подавляющем большинстве
современных унитарных государств
основное территориальное деление
является политико-административным.
Наряду с ним во многих
странах имеются административно-
Число ступеней
политико-административного деления
зависит от численности населения
и размеров территории страны,
однако, зависимость эта не жесткая:
иногда в менее крупных странах
число ступеней большее, чем в более
крупных. Скажем, если Великобритания
имеет три уровня территориального
деления, то Франция - четыре.
Современные тенденции в развитии политико-административного деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации - создании крупных регионов как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. В данном случае речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.
Некоторые конституции
стали отражать и регулировать
эти процессы. Например, в Конституции
штата Минас Жераис (Бразилия)
1989 года регионализации специально
посвящен раздел VII части III (ст. 41 - 51)2. Согласно этим положениям,
штат будет принимать административные
меры, чтобы объединять планирование,
организацию и осуществление
публичных функций, представляющих
общий интерес, в районах
интенсивной урбанизации. Он
должен содействовать сокращению
межрегиональных различий посредством
формирования региональных
и секторальных планов, программ
и проектов, направленных
на развитие территориальных
коллективов в единый
геоэкономический и социальный
комплекс, включению муниципий
со скудными ресурсами
в интенсивное региональное
социально-экономическое развитие.
В положении ст. 289 колумбийской
Конституции3, согласно которому
департаменты и муниципии,
расположенные в пограничных зонах,
должны непосредственно взаимодействовать
с пограничными единицами
соответствующего уровня сопредельной
страны в реализации программ
кооперации и интеграции, направленных
на обеспечение общего, совместного
развития, общественного обслуживания
и сохранения окружающей среды.
Что же касается упомянутых
в той же колумбийской Конституции
аборигенных территориальных единиц,
в которых проживают индейские
племена, то в соответствии с ее ст.
329 - 330 эти единицы определяются
Национальным правительством
с участием аборигенных сообществ.
Резервации являются коллективной
собственностью и неотчуждаемы.
В случае, когда аборигенная территория
включает территории, принадлежащие
двум или более департаментам
(единицам областного уровня),
административное управление
ею осуществляется аборигенными
советами в координации с
губернаторами соответствующих
департаментов. В рамках
Конституции и законов аборигенные
территории управляются
советами, которые сформированы
и действуют на основе обычаев
и традиций проживающих там
сообществ. Эксплуатация природных
ресурсов аборигенных территорий
не должна наносить ущерб
культурной, социальной и экономической
целостности аборигенных сообществ.
При принятии решений о такой
эксплуатации Правительство должно
поощрять участие в этом
представителей соответствующих сообществ.