Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:13, контрольная работа
Административно-территориальное деление стало превращаться в политико-территориальное, и, соответственно, административно-территориальное устройство стало в преобладающей мере политико-территориальным.
Самоуправляющиеся территориальные единицы обладают самостоятельностью в рамках конституции. Решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами публичной власти более крупной единицы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 4
2 УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО 7
3 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
С точки зрения
организации публичной власти
унитарные государства можно
разделить на децентрализованные,
относительно децентрализованные и
централизованные.
В децентрализованных
унитарных государствах существует
конституционное распределение
полномочий между центральной
властью и территориальными
единицами высшего уровня.
Это сближает их с федеративными государствами.
Например, согласно ст.
117 Конституции Итальянской
Республики 1947 года4, в пределах основных принципов,
установленных законами государства,
и при условии непротиворечия национальным
интересам и интересам других областей
область может издавать законодательные
нормы по 18 позициям (организация
ведомств и административных
единиц областного подчинения,
границы общин, местная полиция,
градостроительство, сельское и лесное
хозяйство и др.), а также по другим вопросам,
указанным конституционными
законами. Области также
могут наделяться правом издавать
нормы для проведения в
жизнь общегосударственных законов.
Учитывая содержащиеся в статье
оговорки, следует признать, что
перечисленные предметы ведения
образуют совместную сферу
компетенции государства и областей,
а исключительной сферы ведения
в отличие от субъектов федераций области
не имеют. Напротив, все, что находится
за пределами ст. 117, составляет
исключительную сферу ведения государства.
По вопросам, кроме тех, которые общегосударственными законами передаются в ведение провинций, общин или иных местных единиц, области могут осуществлять административные функции, причем государство может передавать областям и другие административные функции. Область осуществляет все эти функции, как правило, через провинции, общины или иные местные единицы.
Области, в свою очередь,
имеют децентрализованную структуру.
Согласно ст. 128 и 129 Конституции,
провинции и общины, будучи автономными
единицами в рамках установленных
законами республики принципов,
обеспечивают государственную
и областную децентрализацию.
Для дальнейшей децентрализации
территория провинций может разделяться
на округа с исключительно
административными функциями
(т.е. там нет органов самоуправления
и действуют назначенные
провинциальными властями администраторы).
Децентрализованную структуру имеют и субъекты децентрализованных федераций. Так, Конституция бразильского штата Минас Жераис установила в ст. 169, что муниципия на своей территории осуществляет компетенцию исключительную и совместную или дополнительную согласно Конституциям республики и штата. Мы видим здесь определенный элемент федерализма внутри штата. Согласно ст. 170, автономия муниципии заключается в следующих исключительных полномочиях:
Относительно
децентрализованными унитарными
государствами являются такие, в которых
высшие территориальные единицы
носят исключительно или
главным образом административный
характер, а самоуправляются
лишь низовые единицы.
Например, ч. 1 ст. 2 Конституции
Республики Болгарии 1991 года устанавливает:
«Республика Болгария является
единым государством с местным самоуправлением.
В ней не допускаются автономные территориальные
образования». Последняя норма направлена
против возможных намерений компактно
проживающего и растущего турецкого
меньшинства. Но независимо от этого
не слишком точного конституционного
положения (местное самоуправление
по определению предполагает территориальную
автономию) ч. 1 ст. 136 Конституции характеризует
общину как основную административно-
Централизованные унитарные
государства - это те, в
которых нет местной автономии
вообще, а функции власти на местах
осуществляют только назначенные
сверху администраторы. Это государства
с выраженными авторитарными
политическими режимами. В ряде
стран Тропической Африки значительная
роль в осуществлении власти на
местах принадлежит родоплеменным
вождям. Впрочем, сейчас редко
можно встретить государства, где на местах
отсутствуют выборные органы. Однако
в странах с однопартийной системой,
в том числе «социалистических»,
формальное наличие местных выборных
органов власти есть не более чем ширма
для всевластия на местах единоличных
«партийных» руководителей, которые,
в свою очередь, находятся под
жестким контролем центральной «партийной»
власти.
В заключение следует отметить,
что в демократических государствах
часто конституционно предусмотрены
определенные гарантии территориальной
целостности политико-
3 Федеральная
форма государственного
Термин «федерация»
происходит от латинского слова «федераре»,
что означает «объединять», «укреплять
союзом», Это сложное государство.
В отличие от унитарного государства,
которое целиком или в основе
своей состоит из административно-территориальны
Подавляющую часть территории федеративных государств занимают субъекты федерации (в некоторых федерациях, например, в Малайзии, ОАЭ, вся территория состоит только из субъектов). Их число неодинаково: от 2 в Танзании до 50 в США. В Соединенных Штатах Микронезии и Пакистане - по 1 субъекта, в Эфиопии - 9, в Малайзии - 13, в Мексике - 31 и т.д. Субъекты федерации называются по-разному: штаты - в США, Индии, Эфиопии; провинции - в Канаде, Пакистане; земли - в Австрии, Германии; кантоны - в Швейцарии; эмираты - в ОАЭ7.
Субъекты федерации часто имеют свои конституции (в США, Мексике - все штаты, в Танзании - только Занзибар, в Индии свой конституционный закон имеет штат Джамму и Кашмир), но в провинциях Канады и Пакистана, у штатов Венесуэлы конституций нет. В отличие от автономии субъекты федераций сами принимают свои конституции, которые не нуждаются в утверждении центральных органов (речь, разумеется, идет о тех федерациях, где субъекты имеют свои конституции), Субъекты: федераций создают свои парламенты (кроме ОАЭ, где субъектами управляют абсолютные монархи - эмиры). Эти парламенты могут быть и однопалатными, и двухпалатными (в Индии, например, часть штатов имеют двухпалатные парламенты, а часть - однопалатные). Парламенты издают местные законы. В Швейцарии в некоторых небольших кантонах законы принимаются народными собраниями. Штаты имеют свое правительство (его глава - губернатор, премьер-министр, главный министр), могут иметь собственную судебную систему, вплоть до верховных судов штатов, действующих параллельно с федеральными судами (например, в США), но во многих федерациях (например, в Канаде) у провинций собственной судебной системы нет. Субъекты федераций могут иметь свое гражданство (в США его имеют все штаты, а в Индии и Пакистане у субъектов федерации собственного гражданства нет). Иногда штаты имеют свои символы (герб, флаг, столицу), могут заключать между собой неполитические союзы (создание федеративных образований, иных, чем существующая федерация, им запрещено), а также соглашения экономического и культурного характера с субъектами федераций других государств {это делается главным образом между субъектами, близкими по языку, а иногда и с другими государствами, например соглашения франкоязычного Квебека в Канаде с Францией)8.
Федерализм – это государствоподобный или даже государственный характер территориальных единиц высшего уровня - субъектов федерации, гарантированность их существования и границ, конституционное распределение компетенции между ними и центром). Федерации образуются либо в результате договора между независимыми государствами, осознавшими необходимость государственного объединения для совместной реализации своих общих интересов и превращающимися в субъекты федераций, либо вследствие присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности, либо в результате возрастания степени автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими государствоподобных черт. В зависимости от этого различаются договорные и конституционные федерации. Например, США возникли как результат договора между 13 штатами, свергшими в совместной борьбе британское колониальное владычество. В дальнейшем они присоединяли тем или иным образом новые территории и формировали их как штаты (так возникли, например, Луизиана, Техас), а также преобразовывали в штаты отдельные колонии (например, Гавайские острова). Некоторые земли Германии представляют собой бывшие монархии (например, Саксония, Бавария), тем или иным способом захваченные Пруссией, которая в прошлом веке «железом и кровью», как выразился руководивший этим процессом глава ее правительства Отто фон Бисмарк, объединила Германию; землями стали бывшие ганзейские города (Бремен, Гамбург), а ряд нынешних земель был сформирован после второй мировой войны на базе бывших прусских провинций (например, Бранденбург, Нижняя Саксония).
Федерализм
- по определению более демократическая
форма организации государства,
чем унитаризм, и естественно, что
в подавляющем большинстве случаев
федерации имеют республиканскую
форму правления. Однако есть и исключения.
Так, Объединенные Арабские Эмираты,
как видно из их названия, представляют
собой федерацию монархий, и один
из монархов-эмиров избирается своеобразным
президентом этого государства. Частично
сходная ситуация в Малайзии,
где часть субъектов федерации форму
правления имеют республиканскую,
однако Верховным правителем избирается
один из монархов-султанов, возглавляющих
другие субъекты федерации.
Монархиями являются такие федерации,
как Бельгия, Канада, Австралия,
но субъекты этих федераций организованы
по республиканскому типу.
Демократичность федеративного территориального устройства заключается в том, что оно предполагает децентрализацию власти, ее полицентризм, гарантирующий от диктатуры. Прав да, это верно при том непременном условии, что федерация является действительной, а не мнимой, какой была, например, советская «федерация», и что субъекты федерации организованы демократически. В противном случае возникает децентрализованная бюрократическая диктатура, которая на положении человека сказывается еще более отрицательно, чем централизованная.
Федеративное
устройство в большинстве случаев
основано на чисто территориальном
принципе (США, Бразилия,
Мексика, Австралия, Германия, Австрия
и др.). Однако в некоторых странах
все субъекты федерации или часть их
организованы с учетом национального
(этнического, религиозного, языкового)
состава населения. Так, в
Канаде 9 провинций - англоязычные,
а одна (Квебек) - франкоязычная;
в Бельгии один из субъектов федерации
- франкоязычный, другой
- нидерландско-язычный а третий
- смешанный (наряду с этим
ст. 3-тер Бельгийской конституции,
включенная в 1980 г., признает существование
трех сообществ - французского,
фламандского и немецкоязычного,
которые имеют свои советы,
обеспечивающие культурно-национальную
автономию этих сообществ); в Индии
в 1956 году система штатов была
переформирована с учетом так
называемого лингвистического принципа,
хотя это и не повсеместно привело
к положению «один язык -
один штат»; в Швейцарии,
где население говорит на четырех
языках, субъектами федерации
являются 23 кантона, однако,
как правило, население каждого кантона
в национально-языковом отношении
однородно. В нынешней Югославии,
где население обеих республик-членов
- Сербии и Черногории - не
различается между собой
ни по языку, ни по религии,
черногорцы издавна рассматривают
себя как особую этническую общность,
отличную от сербов, да и государственность
давно имеют особую. В то
же время при формировании федерации
в Нигерии границы штатов
намеренно проводились таким образом,
чтобы они не совпадали с ареалами
расселения племен. Это сделано
с целью воспрепятствовать развитию
трайбализма и способствовать
скорейшему складыванию нигерийской
нации.