Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 03:00, реферат

Описание работы

Изучая формы государства, прежде всего следует обратить внимание на многозначность понятия «устройство государства» в теории государства. Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве как форме правления, об устройстве как территориальной организации. И это не случайно. Действительно, во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.
Об этом последнем – территориальном – устройстве и говорится в связи с национально-государственной и административно-территориальной организацией государства.

Файлы: 1 файл

реферат право (Садыкова).docx

— 38.70 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

Санкт – Петербургский  национальный исследовательский университет  информационных технологий, механики и оптики

 

Институт холода и биотехнологий

Факультет экономики  и экологического менеджмента

Кафедра: экономики и предпринимательской  деятельности

 

Реферат

по курсу

«Правоведение»

на тему:

 

«Форма государственного устройства»

 

 

Выполнила: студентка группы 1501 (02,03,04)

Садыкова Ж.Ю.

Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Колотилин А.В.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

 

 

 

Введение

Изучая формы государства, прежде всего следует обратить внимание на многозначность понятия «устройство государства» в теории государства. Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве как форме правления, об устройстве как территориальной организации. И это не случайно. Действительно, во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.

Об этом последнем –  территориальном – устройстве и  говорится в связи с национально-государственной  и административно-территориальной  организацией государства.

Необходимость определенным образом построить территориальную  организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое  государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для  выполнения своего социального назначения – организации экономической  жизни, защиты граждан, создании страховых  запасов, развития информационных систем общения, передачи управленческих воздействий  и т.п. – государство ведет  разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы), информационную (сбор и распространение информации и т.д.). Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.

 

 

 

 

 

Основная часть

 

Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное  строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между  его составными частями, между центральными и местными органами и органами государственной  власти. В отличие от формы правления  организация государственной власти рассматривается с точки зрения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

По форме государственного устройства государства подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (федерации и конфедерации). Простое государство — это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, областей, краев, и т.п.), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Сложные — это такие  государства, которые представляют собой союз государств или состоят из относительно самостоятельных государственных образований.

 Унитарное государство  характеризуется следующими признаками:

Во-первых, унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами. Во Франции, например, высшим и единым законодательным  органом государственной власти является двухпалатный парламент, состоящий  из Национального собрания и Сената. Верховная исполнительная власть на всей территории Франции принадлежит  президенту; высшую судебную власть в  государстве осуществляет Кассационный суд.

Во-вторых, на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В  нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

В-третьих, составные части  унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным  суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.

В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Имеются и смешанные системы  местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Местное самоуправление в Японии практически не зависит от центральных  органов. В префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания. Примером смешанной системы местного государственного устройства может служить Турецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах (илах) в Турции осуществляют представители центральной власти (вали), но есть также выборные Генеральные советы и их исполнительные органы — Энджомёны. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах — совет старейшин и староста, который одновременно является представителем ила.

В-четвертых, унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого в основном проживают лица казахской национальности. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии.

В-пятых, в унитарном государстве  все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют страну на международной арене.

В-шестых, унитарное государство  имеет единые вооруженные силы, руководство  которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Федеративная форма государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация  обладает уникальными, специфическими особенностями. И все же можно  при этом выделить черты, характеризующие  все федеративные государства.

Так, в отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой  единою целого. Оно состоит из территорий субъектов (членов) федерации и является союзным государством. Государственные  образования, входящие в состав федеративного  государства, могут не являться государствами  в собственном смысле слова, поскольку  они не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней  политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут  быть решены без участия центральной  власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной  и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных  образований унитарного государства.

В федерации существует два  уровня государственного аппарата: федеральный (союзный) и республиканский (уровень  штата, кантона, земли и т.д.). На высшем уровне федеративный характер государства  выражается в создании двухпалатного  союзного парламента, одна из палат  которого отражает интересы субъектов  федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства  вне зависимости от численности  населения государства, всех его  регионов. В федерации может также  существовать государственный аппарат  и на местном уровне.

Одним из формальных признаков  федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается  гражданином федерации и гражданином  соответствующего государственного образования.

В федеративном государстве  функционирует правовая система, построенная  на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать  и свою правовую систему. Чаще всего им предоставляется право принятия собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. Этот принцип должен соблюдаться и тогда, когда в отдельных государственных образованиях сохраняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Они должны приводиться в соответствие с союзной конституцией. Это же правило касается и всех других нормативных актов, прежде всего законов. Принцип верховенства общефедерального закона над законом субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федераций.

Таким образом, в пределах федерации действуют федеральные (общесоюзные, общереспубликанские, общеземельные и т.п.) законы, а также соответствующие им законы субъектов федерации. Действие последних, как правило, распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта. Кроме того, федеральные законодательные органы могут принимать законы специально для определенных членов федерации и устанавливать им особый правовой статус.

Субъект федерации, как отмечалось выше, обладает правом иметь собственную  судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры  и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец для  построения судебной системы в субъектах  федерации.

В федерации используется двухканальная система налогов: федеральные налоги и налоги субъекта федерации. Как правило, собранные  налоги поступают в общефедеральную  казну и затем уже часть  их (посредством бюджета) передается для использования субъектами федерации. Иной порядок может существенно  подрывать федеративную природу  государства, угрожать его целостности. При этом, разумеется, собственные доходы государственных образований (республик) крайне ограничены и субъекты федерации нуждаются в получении субсидий и дотаций от союзного государства. Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняет и контролирует субъекты федерации.

Главным вопросом любой федерации  является разграничение компетенции  между союзом и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит  юридическое положение государственных  образований и характер тех отношений, которые складываются между федерацией и ее членами.

Как правило, эти отношения  в самом основном определяются конституцией федерации или федеральными договорами. Поэтому в федерации реализуется  либо конституционный, либо договорно-конституционный  принцип.

Практика федеральных  государств показывает, что вопрос полномочий федеральных и местных  органов решается на основе трех принципов:

принцип исключительной компетенции  федерации, т.е. определения предметов  ведения, по которым только она может  принимать решения, издавать нормативные  акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;

принцип совместной компетенции, т.е. установления одного и того же перечня  предметов ведения как федерации, так и субъектов федерации. При  совместной компетенции федеральные  органы государственной власти по согласованию с органами власти субъектов федерации  решают те вопросы, которые входят в  предмет их ведения. Инициатива может  исходить как от федеральных органов, так и от субъектов федерации. Процедура совместной компетенции  может иметь разные формы, которые, как правило, устанавливаются в  конституции и иных законах;

принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных  полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и иных местных  полномочий, а также полномочий, отнесенных к совместной компетенции  субъекта федерации и самой федерации.

Следует обратить внимание, что в практике некоторых федеральных  государств (например, России) появился и такой способ распределения  компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование  полномочий.

Это делегирование как  бы снимает вопрос о жестокой подчиненности  субъекта федерации центру, свидетельствует  о добровольности распределения  компетенции. Формула о делегировании  полномочий сопровождается появлением в практике федерализма понятия  и статуса ассоциированного члена, т.е. субъекта федерации, отличающегося  по своему статусу от других субъектов  федерации прежде всего большой самостоятельностью, добровольной делегированностью полномочий, а не их централизованным распределением.

Вместе с тем иногда статус ассоциированного члена федерации  используется и для юридического прикрытия намерения субъекта федерации  выйти из состава федерации.

Информация о работе Форма государственного устройства