Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 03:00, реферат
Изучая формы государства, прежде всего следует обратить внимание на многозначность понятия «устройство государства» в теории государства. Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве как форме правления, об устройстве как территориальной организации. И это не случайно. Действительно, во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.
Об этом последнем – территориальном – устройстве и говорится в связи с национально-государственной и административно-территориальной организацией государства.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Санкт – Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Институт холода и биотехнологий
Факультет экономики и экологического менеджмента
Кафедра: экономики и
Реферат
по курсу
«Правоведение»
на тему:
«Форма государственного устройства»
Выполнила: студентка группы 1501 (02,03,04)
Садыкова Ж.Ю.
Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Колотилин А.В.
Санкт-Петербург
2013
Введение
Изучая формы государства, прежде всего следует обратить внимание на многозначность понятия «устройство государства» в теории государства. Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве как форме правления, об устройстве как территориальной организации. И это не случайно. Действительно, во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.
Об этом последнем –
территориальном – устройстве и
говорится в связи с
Необходимость определенным
образом построить
Основная часть
Форма государственного устройства
– это национальное и административно-
По форме государственного
устройства государства подразделяются
на две группы: простые (унитарные) и сложные
(федерации и конфедерации). Простое государство
— это единое, централизованное государство,
состоящее из различных административно-
Сложные — это такие государства, которые представляют собой союз государств или состоят из относительно самостоятельных государственных образований.
Унитарное государство
характеризуется следующими
Во-первых, унитарное устройство
предполагает единые, общие для всей
страны высшие представительные, исполнительные
и судебные органы, которые осуществляют
верховное руководство
Во-вторых, на территории унитарного
государства действует одна конституция,
единая система законодательства, одно
гражданство. В нем функционирует единая
денежная система, проводится обязательная
для всех административно-
В-третьих, составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.
В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
Имеются и смешанные системы
местного государственного устройства,
в которых присутствуют признаки
централизации и
В-четвертых, унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого в основном проживают лица казахской национальности. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии.
В-пятых, в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
В-шестых, унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
Федеративная форма
Так, в отличие от унитарного
государства федеративное в политико-административном
отношении не представляет собой
единою целого. Оно состоит из территорий
субъектов (членов) федерации и является
союзным государством. Государственные
образования, входящие в состав федеративного
государства, могут не являться государствами
в собственном смысле слова, поскольку
они не обладают полным суверенитетом,
т.е. самостоятельностью и независимостью
по всем вопросам внутренней и внешней
политической жизни. Степень суверенности
может быть разной. Однако выделяется
круг вопросов, которые не могут
быть решены без участия центральной
власти. Но, во всяком случае, субъекты
федерации наряду с хозяйственной
и социально-культурной самостоятельностью
приобретают и определенную политическую
самостоятельность, и это их отличает
от административно-
В федерации существует два
уровня государственного аппарата: федеральный
(союзный) и республиканский (уровень
штата, кантона, земли и т.д.). На высшем
уровне федеративный характер государства
выражается в создании двухпалатного
союзного парламента, одна из палат
которого отражает интересы субъектов
федерации (верхняя). При ее формировании
используется принцип равного
Одним из формальных признаков
федерации является наличие двойного
гражданства. Каждый гражданин считается
гражданином федерации и
В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего им предоставляется право принятия собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. Этот принцип должен соблюдаться и тогда, когда в отдельных государственных образованиях сохраняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Они должны приводиться в соответствие с союзной конституцией. Это же правило касается и всех других нормативных актов, прежде всего законов. Принцип верховенства общефедерального закона над законом субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федераций.
Таким образом, в пределах
федерации действуют
Субъект федерации, как отмечалось выше, обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец для построения судебной системы в субъектах федерации.
В федерации используется двухканальная система налогов: федеральные налоги и налоги субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общефедеральную казну и затем уже часть их (посредством бюджета) передается для использования субъектами федерации. Иной порядок может существенно подрывать федеративную природу государства, угрожать его целостности. При этом, разумеется, собственные доходы государственных образований (республик) крайне ограничены и субъекты федерации нуждаются в получении субсидий и дотаций от союзного государства. Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняет и контролирует субъекты федерации.
Главным вопросом любой федерации
является разграничение компетенции
между союзом и субъектами федерации.
От решения этого вопроса зависит
юридическое положение
Как правило, эти отношения
в самом основном определяются конституцией
федерации или федеральными договорами.
Поэтому в федерации
Практика федеральных государств показывает, что вопрос полномочий федеральных и местных органов решается на основе трех принципов:
принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определения предметов ведения, по которым только она может принимать решения, издавать нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;
принцип совместной компетенции,
т.е. установления одного и того же перечня
предметов ведения как
принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и иных местных полномочий, а также полномочий, отнесенных к совместной компетенции субъекта федерации и самой федерации.
Следует обратить внимание,
что в практике некоторых федеральных
государств (например, России) появился
и такой способ распределения
компетенции между союзным
Это делегирование как бы снимает вопрос о жестокой подчиненности субъекта федерации центру, свидетельствует о добровольности распределения компетенции. Формула о делегировании полномочий сопровождается появлением в практике федерализма понятия и статуса ассоциированного члена, т.е. субъекта федерации, отличающегося по своему статусу от других субъектов федерации прежде всего большой самостоятельностью, добровольной делегированностью полномочий, а не их централизованным распределением.
Вместе с тем иногда статус ассоциированного члена федерации используется и для юридического прикрытия намерения субъекта федерации выйти из состава федерации.