Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 03:00, реферат

Описание работы

Изучая формы государства, прежде всего следует обратить внимание на многозначность понятия «устройство государства» в теории государства. Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве как форме правления, об устройстве как территориальной организации. И это не случайно. Действительно, во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.
Об этом последнем – территориальном – устройстве и говорится в связи с национально-государственной и административно-территориальной организацией государства.

Файлы: 1 файл

реферат право (Садыкова).docx

— 38.70 Кб (Скачать файл)

В связи с этим появились  понятия об асимметричной федерации  – разные политико-правовые отношения между федерацией в целом и ее отдельными субъектами, «жесткой» или «мягкой» федерации. Иными словами, современная практика федерализма, обогащенная разным опытом самоопределения народов после распада СССР, дала новые формы федеративной государственности.

Но для функционирования федерации в ее новых формах должно быть осуществлено четкое распределение  полномочий между федерацией и ее субъектами, установление и закрепление  компетенции в договорных основах  федерации. Иначе под угрозой  оказывается целостность и единство государства. Особой формой федерализма  может явиться организация государственного устройства по принципу «одно государство  – две системы». Такой принцип  может обладать мощным государственно-объединительным  импульсом, собирать в одном государстве, опять же вопреки догматизированному марксизму-ленинизму, разные социально-экономические  системы – рыночную и планово-распределительную. И все потому, что федерализм не привязан жестко к экономическому базису. Он подвержен влиянию и иных, в  том числе национальных интересов.

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве  наций на самоопределение и выходе из состава федерации. Разумеется, вступление в федерацию должно быть делом  добровольным. Но может ли на основе этого принципа осуществляться выход  из ее состава? Анализ конституций существовавших федераций показывает, что выход  из состава федерации нигде не закрепляется в конституции. Исключением  был бывший СССР, в Конституции  которого такое право было предоставлено. Однако это право было декларативным. Механизм его осуществления в  Конституции не устанавливался, а  Закон Союза ССР (1989 г.) о порядке  выхода союзных республик из состава  Союза ССР, по существу, свел это  право на нет. Действительно, отношения между субъектами федерации являются очень тесными, имеет место кооперация хозяйственных связей, допускается перелив финансовых средств одного субъекта федерации другому путем предоставления ему субсидий, дотаций и т.п.

Иными словами, принцип права  наций на самоопределение не должен вести к нарушению целостности  государства. На такой подход нацеливает и утверждение приоритета прав человека над правами наций, народов, переосмысление принципа наций на самоопределение.

В современных условиях социальная цена за реализацию принципа права  на самоопределение в федеративном государстве становится столь большой (разрыв хозяйственных связей, возникающие  проблемы этнических меньшинств, конфликты, беженцы, нарушение прав человека, спад производства и т.п.), что сторонникам  приоритета права нации над правами  человека всегда необходимо задумываться, во что же могут обойтись народу, нации идеи сепаратизма, выхода из федерации.

Федерации делятся на два  вида: национально-государственные  и административно-территориальные.

В основе национально-государственной  федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место  в многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности  и т.д., могут иметь место и  культурные автономии.

В основу административно-территориальной  федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую  роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы.

Конфедерация - (в переводе с латинского означает «сообщество»)-

объединение государств для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач.

Субъекты конфедерации сохраняют  суверенитет практически в полном

объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, территорию, конституцию и законодательство, источники дохода; самостоятельно осуществляют власть на своей территории.

Конфедерация создается, как правило, на договорной, добровольной ос­

нове для решения определенных задач (политических, военных, экономических, социальных и т.д.). Юридическое оформление конфедеративного союза происходит путем заключения договора: так, образование союза между 13 американскими штатами провозгласили «Статьи конфедерации» 1781 года. Иногда конфедерации называют государственными образованиями, но это не вполне точный термин: следует четко определить, являются они государствами или нет. Конфедерация не обладает признаками государства, это не государство, а союз государств. Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления, которые могут издавать нормативные акты, принимать управленческие решения. Однако в предмет ведения конфедерации входит ограниченный круг вопросов. Образуются только те органы, которые необходимы для решения задач, стоящих перед конфедерацией. Органы конфедерации формируются, как правило, высшими органами государств, входящих в конфедерацию.

В конфедерациях нет единого  конфедеративного гражданства. Нет  и 

единой территории конфедерации: есть только территории субъектов конфедерации, они сами ее и охраняют. Оборона конфедерации (если это еще и военный союз) осуществляется союзной армией, но последняя состоит из воинских формирований субъектов конфедерации.

Конфедерации не обладают суверенитетом. У органов конфедерации

есть полномочия в определенных сферах, но они настолько ограничены, что 

ни о какой суверенности не может быть и речи.

В конфедерациях нет конституции  и законодательства: есть только договор о создании конфедерации, подписанный представителями всех субъектов конфедерации. Органам конфедерации предоставляется право издания

нормативных документов, но они носят рекомендательный характер или же

для вступления в юридическую  силу должны быть одобрены высшими органами субъектов конфедерации.

Конфедеративные налоги не устанавливаются, как правило, нет  и общей 

конфедеративной собственности. Финансовые средства, необходимые для

решения стоящих перед  конфедерацией задач, объединяются по соглашению

субъектов конфедерации. Органы конфедерации находятся на территории

одного из субъектов конфедерации, который обеспечивает их работу, предоставляет необходимую собственность.

Субъекты конфедерации имеют  право сецессии, т. е. право свободного

выхода из конфедерации. А выход из состава федеративного  государства 

рассматривается как подрыв его целостности, что было показано выше.

Если мы обратимся к  истории, то заметим, что конфедерации являются

не очень устойчивыми  образованиями. Как и государства, конфедерации создаются для управления делами общества, однако слишком ограниченные

полномочия конфедеративных  органов делают это управление весьма затруднительным, а в некоторых случаях и невозможным. Поэтому конфедерации являются временным союзом, который может эволюционировать в двух направлениях. Если возникает потребность в более эффективной организации управления, конфедерация при необходимости перерастает в федерацию (США, Швейцария). Конфедерация может прекратить свое существование, если задачи, поставленные этим союзом, оказались выполненными, или же в случае возникновения серьезных противоречий среди субъектов конфедерации.

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место  и некоторые другие специфические  формы - империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями  которых являются обширная территориальная  основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и  периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

 

 

Заключение

 

Таким образом, форма государства  может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы  правления, формы государственного устройства и формы государственного режима.

Форма национально-государственного устройства и административно-

территориального устройства раскрывает способы объединения  населения на

определенной территории, связь этого населения через различные

территориальные и политические образования с государством в  целом.

Итак, история знает три  основных типа устройства государства: унитарное, федеративное и конфедеративное  государство.

Унитарное (неделимое) государство - форма государственного или национально-государственного устройства, при котором территория государства в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц - субъектов федерации, а подразделяется на административно-территориальные  единицы (области, округа, районы, департаменты и т. п.).

Федерация - форма государственного устройства, в соответствии с которой  государство состоит из государственных  образований - субъектов федерации, наделенных значительной автономией, не нарушающей, однако, целостности  государства. Федерация является распространенной формой государственного устройства. Ныне в мире насчитывается около 30 федеративных государств, большинство из них крупные по территории и численности населения сообщества. Федерации создаются по различным признакам. Наиболее распространенными являются федерации, построенные по территориальному признаку.

Наименее жесткие связи  существуют в конфедеративном союзе, где части могут не подчиняться  целому и даже превалировать над  ним.

В ходе исторического развития государства содержание его меняется  быстрее, чем форма, которая, несмотря на ее активную служебную  роль, является более консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие между новым содержанием и старой формой государства. Это противоречие решается в пользу в конечном счете в пользу содержания государства: форма претерпевает изменения в соответствии с потребностями нового содержания власти. С научной точки зрения невозможно такое положение, при котором форма государства оставалась бы неизменной, несмотря на изменение содержания этого государства. Форма государства обслуживает вполне определенное содержание и прекращается с ликвидацией данного содержания. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения классового содержания государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993.
  2. Венгеров А.Б. Несущие конструкции правового государства // Право и власть. М., 1990.
  3. Коваленко А. И. Теория государства и права, Москва 1994
  4. Черданцев А.Ф.  Теория государства и права.  Учебник для вузов. М., ЮРАЙТ, 1999
  5. Матузов Н.И. , Малько А.В. “Теория государства и права “ 1997
  6. Клименко С.В.,Чичерин А.Л. «Основы государства и права», Зерцало, М, 1997

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Форма государственного устройства