Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы рассмотреть классификацию форм государственного устройства, раскрыть и проанализировать их характерные черты.
В соответствии с целью в работе ставятся следующие задачи:
дать определение понятию «форма государственного устройства»
рассмотреть факторы, оказывающие влияние на форму государственного устройства
рассмотреть и охарактеризовать основные виды форм государственного устройства на примерах отдельных государств

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙТСВА
1.1. Понятие и характеристика формы государственного устройства 5
1.2. Проблемы классификации форм государственного устройства 7
1.3. Межгосударственное устройсво государства 10
ГЛАВА II. ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
2.1. Унитарная форма государственного устройства 11
2.2. Федеративная форма государственного устройства 19
2.3. Конфедеративная форма государственного устройства 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

курсовая тгп.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

 

 

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Учебная дисциплина «Теория государства и права»

Тема:  Форма государственного устройства

 

 

 

 

 

Руководитель –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защищена                                                                                                 Оценка

«___»__________________2012 г.                                             ___________________

 

Мурманск

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ           3

ГЛАВА I. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙТСВА   

1.1. Понятие и характеристика формы государственного устройства  5

1.2. Проблемы классификации форм государственного устройства  7

1.3. Межгосударственное устройсво  государства                                                10

ГЛАВА II. ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

2.1. Унитарная форма государственного устройства     11

2.2. Федеративная форма государственного устройства    19

2.3. Конфедеративная форма государственного  устройства    31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ         40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Классификация форм государственного устройства определяется практическими потребностями стран. Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных и взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, то политический  режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе. В свою очередь, форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Изучая формы государственного устройства, следует обратить внимание на многозначность понятия “ устройство государства”. Данный термин употребляется в трех значениях: как форма непосредственно  государства, как форма правления и как территориальная организация. И это не случайно. Действительно, во всех этих случаях речь идет именно о строении государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.

Именно о территориальном устройстве и говорится в связи с национально-государственной и административно-территориальной организацией государства. Система таких единиц образует территориальное деление государства. Оно представляет собой географическую основу этой организации. Проблема территориального устройства возникла после того, как увеличившиеся размеры территории государства далеко вышли за рамки города с окрестностями. В связи с этим создавались специальные органы и учреждения для управления периферией.

Территориальное устройство уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии и империи делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.

Разумеется, государство - это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может.

Целью настоящей работы рассмотреть классификацию форм государственного устройства,  раскрыть и проанализировать их характерные черты.

В соответствии с целью в работе ставятся следующие задачи:

    • дать определение понятию «форма государственного устройства»
    • рассмотреть факторы, оказывающие влияние на форму государственного устройства
    • рассмотреть и охарактеризовать основные виды форм государственного устройства на примерах отдельных государств

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи со становлением и развитием государства.

Предмет курсовой работы – особенности форм государственного устройства.

Методологической основой работы являются системно-структурный, логический, метафизический, аксиологический и диалектический методы. Исследование поставленных задач ведется в работе также с позиций историзма. Их применение позволило исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

Теоретической основой исследования послужили труды многих выдающихся правоведов:  Алексеева С.С., Хропанюка В.Н., Сырых В.М., Мишин А. А., Спиридова Л.И., посвященные сравнительному правоведению и анализу основных правовых систем современности.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 

ГЛАВА I. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

 

 

    1. Понятие и характеристика формы государственного устройства

 

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Также закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей, характеризующий территориальную организацию государственной власти.1. Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств.

Форма государственного устройства наиболее полно раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющие черты, отличающие его от любого другого образования. В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства2.

Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какой - либо нации. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они имеют особое правовое положение.

Форма государства, то есть устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах.

Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления.

Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей.

В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, которые в свою очередь находятся в прямой зависимости друг от друга, а именно: форма правления, формы государственного устройства, формы государственного режима.

На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

Являясь одним из аспектов формы государства, государственное устройство играет очень большую роль для стабильности и четкого взаимодействия между субъектами, определяя внутреннюю структуру государства.

В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами. Характер подобных связей зависит от правового статуса, как государства в целом, так и каждый из его территориальных единиц.

Таким образом, под формой государственного устройства понимают административно - территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами3.

 Форма государственного устройства  тесно связанна не только с  публичной властью, но и с территориальной  организацией населения - еще одним  существенным свойством государства. Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование, а найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада.

 

1.2 Классификация форм государственного устройства

 

В  различных  странах  государственные  формы  имеют  свои  особенности, характерные признаки, которые по  мере  общественного  развития  наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с  тем форма существующих государств, имеет  общие  признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как увеличившиеся размеры территории государства потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией. В период абсолютизма центральная власть в лице монарха определяла административно-территориальное деление страны - систему единиц, на которые делилась ее территория и в которых действовали назначенные из центра должностные лица или органы власти. Деление в большинстве случаев не было чисто искусственным, не определялось произвольно проведенными на карте линиями. Обычно оно строилось с учетом фактического расселения людей, реальных связей между поселениями. Учитывались при этом и административные задачи - интересы обороны, полицейского контроля, удобство сбора налогов и т.д. В более крупных государствах административно-территориальное деление становилось ступенчатым: мелкие единицы, сохраняя свою обособленность, включались в крупные, и чиновники, управлявшие мелкими единицами, ставились в подчинение чиновникам, которым вверялось управление соответствующими крупными единицами.

По мере разложения абсолютизма и перехода к индустриальному строю в низовых территориальных единицах - городских и сельских общинах - начало формироваться местное самоуправление (впрочем, некоторые города пользовались правами самоуправления и в феодальную эпоху), а затем оно стало распространяться и на более крупные территориальные единицы. Происходил, процесс объединения государств, а также, аннексия, то есть насильственное присоединение слабых государств к сильным с сохранением иногда признаков государственности у присоединенных.

Административно-территориальное деление стало превращаться в политико-территориальное, и, административно-территориальное устройство стало в преобладающей мере политико-территориальным.

Исторически сложилось три "классических" формы государственного 
устройства:  к простым формам устройства государства относят унитарную, а к сложным федеративную и конфедеративную соответственно.

Унитарное государство - простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признака суверенитета. Выделяют централизованные и децентрализованные унитарные государства, с наличием или отсутствием автономных образований.

Федерация - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с определенным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Конфедерация - временный союз государств, создаваемых для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Не обладает самостоятельным суверенитетом, отсутствует единая система законодательства.

Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве «ассоциированных участников»4.

Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок и единой правовой среды происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию.

В одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Например, монархические государства могут быть унитарными и федеративными, но последние крайне редки (Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты).

Информация о работе Форма государственного устройства