Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 14:57, курсовая работа
Целью настоящей работы рассмотреть классификацию форм государственного устройства, раскрыть и проанализировать их характерные черты.
В соответствии с целью в работе ставятся следующие задачи:
дать определение понятию «форма государственного устройства»
рассмотреть факторы, оказывающие влияние на форму государственного устройства
рассмотреть и охарактеризовать основные виды форм государственного устройства на примерах отдельных государств
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙТСВА
1.1. Понятие и характеристика формы государственного устройства 5
1.2. Проблемы классификации форм государственного устройства 7
1.3. Межгосударственное устройсво государства 10
ГЛАВА II. ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
2.1. Унитарная форма государственного устройства 11
2.2. Федеративная форма государственного устройства 19
2.3. Конфедеративная форма государственного устройства 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
На вопрос об общем понятии формы государства нет единой точки зрения. Но, так или иначе, все их можно свести к трем направлениям в зависимости от сочетания традиционно выделяемых элементов: формы правления, формы государственного устройства, государственного (или политического) режима. При характеристике формы государственного устройства, необходимо различать виды форм именно государственного устройства, не смешивая их с формами межгосударственных объединений, поскольку, как было показано, государства и объединения государств имеют разные признаки и правовую природу. В теории государства и права вопрос о формах объединений государств никогда не рассматривался как самостоятельный институт. О нем говорилось как о территориальной организации государств, образующих союз при определении формы государственного устройства. В настоящее время в литературе некоторые исследователи предлагают рассматривать виды межгосударственных объединений как третью, переходную форму государственного устройства наряду с институтами унитарного и федеративного государства, обозначив, таким образом, место объединений государств в теории государства и права. Представляется, что рассматривать вопрос о формах межгосударственных объединений необходимо отдельно от института формы государственного устройства.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. К простым формам устройства государства относят унитарную, а к сложным федеративную и конфедеративную соответственно. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).
Итак, первый из трех видов формы государственного
устройства: унитарное государство - это единое государственное образование.
Государство при этом делится лишь на
административно-
Унитаризм исторически по сравнению с феодальным дроблением на уделы, княжества, иной партикуляризм – явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию на определенных этапах буржуазных экономических отношений. С развитием капитализма, научно-технического прогресса явлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований: федераций, конфедераций, содружеств и т.д.
Вторая форма государственного устройства: федеративное государство. Оно является суверенным государством, объединяющим территорию своих субъектов на договорной или конституционной основе. Управление в федеративном государстве основано на дуализме государственной и правовой системы, проявляющегося в разделение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами, которое основано на федеральных законах и договорах между федерацией и ее субъектами. Но напомню - федерация всегда имеет приоритет осуществления государственной власти на своей территории.
Третьей формой государственного устройства принято считать конфедерацию. Взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом. Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась крайне редко, а в настоящее время не сyществyет нигде. Это все-таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на несколько лет, не больше. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом Гражданской войны в США (1861 - 1865 годов).
Следует также указать на юридическое различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация — это форма территориального устройства государства, а конфедерация — форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто.
Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок и единой правовой среды, создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге, происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию. Интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Электронные ресурсы
1 Алексеев С.С. Государство и право. - Доработанное издание. М.: БЕК,2008. С. 259.
2 Алексеев С.С. Государство и право. - Доработанное издание. М.: БЕК,2008. С. 260.
3 Мишин А. А. Конституционное право зарубежных стран: учебник. - М. : ЮСТИЦИНФОРМ, 2009. – С. 87.
4
Конституции зарубежных
5 Лазарев. В. В. Общая теория государства и права. М.: Юристъ, 2010. С. 157.
6 Мишин А. А. Конституционное право зарубежных стран: учебник. - М. : ЮСТИЦИНФОРМ, 2009. – С. 263.
7 Мишин А. А. Конституционное право зарубежных стран: учебник. - М. : ЮСТИЦИНФОРМ, 2009. – С. 284.
8 Бёрк Э. Размышления о революции во Франции // Социс. 2009. № 9. С. 123.
9 Лазарев. В. В. Общая теория государства и права. М.: Юристъ, 2010. С. 174.
10 Алексеев С.С. Государство и право. - Доработанное издание. М.: БЕК,2008. С. 299.
11 Хропанюк Н.В. Теория государства и права. - М. : Интерстиль. 2011. С. 227.
12 Хропанюк Н.В. Теория государства и права. - М. : Интерстиль. 2011. С. 231.
13 Лазарев. В. В. Общая теория государства и права. М.: Юристъ, 2010. С. 192.
14 Мишин А. А. Конституционное право зарубежных стран: учебник. - М. : ЮСТИЦИНФОРМ, 2009. – С. 301.