Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 16:17, курсовая работа
Цель исследования: Провести комплексных анализ форм (источников) права в России.
Задачи:
1.Определить понятие форма права и его соотношение с источником права
2.Классифицировать формы права в России
3.Выяснить особенности нормативно-правового акта как источника права
4.Определить действие нормативно-правовых актов во времени в пространстве и по кругу лиц.
5.Сформулировать основные положения систематизации нормативно правовых актов
Введение........................................................................................................................................2
1. Понятие формы права. Соотношение формы и источника права........................................3
2. Классификация форм права ....................................................................................................6
3. Нормативно-правовой акт как источник права......................................................................9
4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц…....14
5. Систематизация нормативно-правовых актов......................................................................16
Заключение...................................................................................................................................19
Список использованных источников.........................................................................................21
Нормативно правовой акт - «властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.) Он является одним из основных источников права современного государства, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений».20
Нормативный правовой акт в Российской
Федерации (а также во многих других странах, относящихся
к романо-германской правовой системе является основным, доминирующим источником права).
Постановление Пленума Верховного Суда
РФ дает следующее определение нормативного
правового акта - «изданный в установленном
порядке акт управомоченного на то органа
государственной власти, органа местного
самоуправления или должностного лица,
устанавливающий правовые нормы (правила
поведения), обязательные для неопределенного
круга лиц, рассчитанный на неоднократное
применение и действующие от того, возникли
или прекратились конкретные правоотношения,
предусмотренные актом.» (БВС РФ. 2003. №3.)
Можно выделить следующие признаки нормативно-правовых актов: нормативные акты есть результат правотворческой деятельности компетентных органов; содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы); содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли; принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке; имеют строго определенную документальную форму; направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений; рассчитаны на постоянное либо длительное действие; нормативные акты не персонифицированы; может быть быстро изменен или отменен.
В Конституции Российской Федерации
установлены следующие виды правовых
актов: «Конституция», «федеральный конституционный
закон», «федеральный закон», «закон»,
«правовые акты», «нормативно-правовые
акты», «указы», «постановления», «распоряжения»,
«решения», «акт», «международные договоры»,
«устав», «договор», «соглашение».21
Нормативно правовые акты можно классифицировать:
1)В зависимости от особенностей правового
положения субъектов правотворчества
нормативно-правовые акты подразделяются
на:
акты принятые в результате референдума,
изданные государственными органами,
органов местного самоуправления локального
действия организаций, учреждений.
2)В зависимости от срока действия различаются постоянные и временные акты.
Постоянные – не ограничены в своем действии временным промежутком. Действуют до отмены (Конституция)
Временные (срочные) – ограничены конкретными сроками (календарной датой (годовой бюджет), либо конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения).
3)По сфере действия нормативно-правовые акты можно подразделить на:
Общегосударственные, действующие на всей территории страны.
Региональные,
действующие на территории одной
или нескольких административно-
Локальные, действующие в рамках одного предприятия, учреждения, организации
4)А. В.
Малько подразделяет правовые
акты, в зависимости от их природы,
на следующие виды: нормативные;
правоприменительные;
5).По предмету правового регулирования: акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере и др.
6)Нормативные правовые акты по юридической силе делятся на:
Закон -это нормативный акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти либо населением на референдуме в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.»23 Закон называют писаным правом, которое истолковывается юристами. Система нормативных правовых актов обладает строгой иерархичностью. На первом месте стоят нормы конституции и приравненных к ней конституционных актов. Особый авторитет данных норм выражается в особом контроле за их соблюдением, соответствием других законов, стоящих ниже на иерархической лестнице, нормам конституции. Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, с этой целью создан особый орган — конституционный суд. Основные признаки закона как нормативного правового акта:
Законы по своему значению и прежде всего по юридической силе делятся на:
Основные законы - это конституции.
Конституция — это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Непосредственно к конституции примыкают конституционные (органические) закон, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Необходимость принятия конституционных законов прямо предусматривается Конституцией РФ. Для них установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура принятия Федеральным Собранием. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ). К разновидности конституционных законов можно отнести нормативные акты о принятии поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.
Обыкновенные законы представляют собой акты действующего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Они издаются в строгом соответствии с предписаниями Конституции РФ, конкретизируя ее положения и по своей внутренней структуре делятся на:
Примером текущего законодатель
Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: законы о труде, уголовные, финансово-кредитные законы и т. д.
Различного рода кодексы, уставы, положения,
основы представляют собой так называемые кодифицированные за
В России различаются законы федеральные и законы субъектов РФ.
Нормативно-правовые акты, которые издаются во исполнение и на основе законов, называются подзаконными актами (постановления, распоряжения, инструкции и т. д.).
В нашей стране в развитие Конституции
РФ и федеральных законов
Издаваемые Президентом РФ нормативные правовые акты — указы и распоряжения — принимаются но широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют указы по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, обороноспособности страны.
Согласно ст. 90 Конституции РФ нормативные
правовые акты Президента РФ не должны
противоречить Конституции РФ и
федеральным законам. Следовательно,
указы и распоряжения являются подзаконными
актами и не могут приниматься
по вопросам, подлежащим нормативно-правовому
регулированию в форме
Важную роль в системе подзаконных
федеральных актов играют нормативные
правовые акты федеральных министерств. Такие
акты, как правило, регулируют отношения
внутри системы министерства и принимаются
в соответствии и на основе Конституции
РФ, федеральных законов, указов и распоряжений
Президента РФ, а также нормативных правовых
актов Правительства РФ. Однако отдельные
министерства обладают правом издавать
нормативные правовые акты, регулирующие
отношения с гражданами, а также с органами,
учреждениями, предприятиями, не входящими
в систему министерства. Например, Министерство
образования и науки РФ издает нормативные
правовые акты по вопросам аттестации
школьников, организации учебного процесса.
Такие акты являются обязательными как
для работников образовательных учреждений,
так и для других граждан. Чтобы исключить
нарушения прав граждан, иных лиц, нормативные
акты министерств и ведомств, имеющие
общеобязательный характер, подлежат
регистрации в Министерстве юстиции РФ.
В целях обеспечения развития единого
правового пространства Российской Федерации
Министерство юстиции РФ ведет Федеральный
регистр нормативных правовых актов всех
субъектов РФ.
4 Действие нормативных актов во времени в пространстве и по кругу лиц
Согласно ст. 54 Конституции РФ закон, который устанавливает или отягчает ответственность, не имеет обратной силы. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения правонарушением не признавалось. Но если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, то применяется новый закон.
В практике большое значение придается проблема действия нормативных актов. Она включает в себя четыре аспекта:
-1 распространяется ли данный нормативный акт на конкретные общественные отношения (предметное действие);
-2 с какого и по какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени);
-3 на какую территорию распространяет свое регулирующее воздействие данный нормативно правовой акт (действие в пространстве);
- 4кто является его адресатами (действие по кругу лиц).
Действие нормативных правовых актов рассматривается времени, пространству и кругу лиц.
Нормативные
правовые акты во времени начинают
действовать с момента
Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования.
Изданиями, в которых официально публикуются нормативно-правовые акты РФ, являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Федерации.
Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).
Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов Федерации, муниципальных органов определяется ими самостоятельно.
Акт утрачивает
силу по истечении срока действия
акта, в связи с изданием нового
акта, заменившего ранее
Прекращение действия нормативного акта происходит в результате: