Форма права в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Провести комплексных анализ форм (источников) права в России.
Задачи:
1.Определить понятие форма права и его соотношение с источником права
2.Классифицировать формы права в России
3.Выяснить особенности нормативно-правового акта как источника права
4.Определить действие нормативно-правовых актов во времени в пространстве и по кругу лиц.
5.Сформулировать основные положения систематизации нормативно правовых актов

Содержание работы

Введение........................................................................................................................................2
1. Понятие формы права. Соотношение формы и источника права........................................3
2. Классификация форм права ....................................................................................................6
3. Нормативно-правовой акт как источник права......................................................................9
4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц…....14
5. Систематизация нормативно-правовых актов......................................................................16
Заключение...................................................................................................................................19
Список использованных источников.........................................................................................21

Файлы: 1 файл

формы.docx

— 65.37 Кб (Скачать файл)

- истечения  срока, на который был принят  юридический документ;

- (прямое  указание на отмену, которое может  содержаться в специальном акте);

- принятия  управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

- устаревания  юридического документа в связи  с исчезновением обстоятельств,  которые подлежали регулированию  (например, утратили свою актуальность  и потому прекратили свое действие  нормативные акты, регламентирующие  правовой статус Советов народных  депутатов в связи с исчезновением  этих органов власти на территории бывшего СССР).

Принципиально важен, особенно для практики, вопрос об обратной силе закона. По общему правилу "закон обратной силы не имеет". Исключение составляют уголовный закон  и закон об административной ответственности, которые имеют обратную силу в  следующих случаях: если закон распространяет действие на факты, возникающие до его  вступления в законную силу; если это  устанавливается самим законом; если закон смягчает или устраняет  ответственность.

В пространстве пределы действия нормативных актов  определяются территорией, на которую  распространяется суверенная власть конкретного  государства, либо территорией, указанной  в самом законодательном акте (например, районы Крайнего Севера).

По кругу  лиц нормативный акт распространяет свое действие на категории субъектов, указанных в законе, с учетом предусмотренных  в нем ограничений в отношении  официальных представителей других государств, дипломатов и других лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом.

Таким образом, действие закона во времени неразрывно с его действием  в пространстве и по кругу лиц, так как даже само определение  понятия закона отмечает зависимость  его распространения на время  и место действия, а также, на всех лиц, находящихся на пространстве действия закона. Даже всевозможные исключения в законах, затрагивающие, казалось бы, совершенно отдельную область  права, оказываются при более  внимательном рассмотрении настолько  тесно связанными, что нельзя с  уверенностью сказать, где действие закона относится к пространственному, а где определяется кругом лиц или четко временем. По этому юристам-законодателям очень важно уметь определять эти характеристики, чтобы не допустить ошибок которые могут привести к беспорядкам в обществе и международным скандалам.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Систематизация нормативно правовых  актов

В ходе общественного  развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно правовых актов по широкому кругу  вопросов. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной  системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации. Систематизация нормативно правовых актов (законодательства) — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях. Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.

В настоящее  время используются три основные формы систематизации нормативно правовых актов: инкорпорация, кодификация и  консолидация.

Инкорпорация  – это объединение в сборники (собрания) действующих нормативно правовых актов в определенном порядке без изменения их содержания.

В результате инкорпорации производится внешняя  обработка действующего законодательства:

1. При  внешней обработке нормативно-правовые  акты располагаются в определенном  порядке: алфавитном, хронологическом  или предметном, то есть достигается  их внешняя упорядоченность.

2. Содержание  нормативно-правовых актов, включаемых  в инкорпоративные сборники или  собрания законодательства, по существу  не изменяется. В них не включаются  лишь те нормы, которые отменены  в законном порядке или признаны  утратившими силу.

Инкорпорация  бывает официальной, официозной и неофициальной. Официальная означает издание сборников  действующих нормативно правовых актов  компетентными органами либо правотворческим  органом, либо официально уполномоченным органом. Неофициальная инкорпорация представляет собой собрание законодательства, которые издаются организациями, издательствами или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными  и практиками) по собственной инициативе, без специальных полномочий со стороны  правотворческих органов. И официозными  признаются сборники, которые готовятся  по поручению правотворческого органа,но издаются без его официально выраженного  одобрения, утверждения.

Следующая форма систематизации это кодификация. Кодификация - деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативного правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Кодификация всегда носит официальный характер. В ее процессе отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. Кодификации присущи следующие признаки: ей занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий. Она также представляет собой деятельность, которая направлена на создание нового нормативно-правового акта, включающего нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших. Кодификационный акт является сводным актом, соединяющим воедино нормы различных актов, регулирующих одну и ту же область общественных отношений. Они рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они по содержанию и наименованию подразделяются на несколько основных видов:

1)Основы  законодательства - такая модель  кодификационного акта, которая  устанавливает важнейшие положения  (основные начала) определенной отрасли  права или сферы государственного  управления. В федеративных (союзных)  государствах основы законодательства  составляют нормативно-правовую  базу для кодификационной деятельности  субъектов федерации. 

2)Кодекс  – традиционная форма кодификационного  акта, детально регулирующего определенную  сферу однохарактерных общественных  отношений. Создание кодексов - один  из эффективных путей решен  проблемы ликвидации множественности  актов, действующих по одним  и тем же вопросам.

3)Устав  – нормативно правовой акт,  регулирующий ту или иную сферу  государственной деятельности (устав  железных дорог, общественные  уставы).

4) Положение  - это нормативно-правовой акт,  детально регламентирующий группу  вопросов, касающихся статуса либо  организации деятельности определенных  субъектов права (государственного  органа, учреждения, организации).

5)Правила  – нормативно правовой акт,  определяющий порядок организации  какого-либо рода деятельности.

И так, мы можем сделать вывод о том, что кодификация представляет собою  наиболее сложную и совершенную  форму систематизацию законодательства, имеющую правотворческий характер.

Согласно  юридическому энциклопедическому словарю  консолидация – «это форма систематизации, при которой происходит объединение  нескольких нормативно правовых актов, регулирующих одну и ту же область  общественных отношений, в единый свод без изменения содержания».24 Особенность консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом — и это формально сближает его с кодификацией; а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. По нашему мнению по форме систематизации нормативно-правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования.

В заключение этого вопроса можно с уверенностью сказать, что систематизация очень  важна для правильного использования  и нахождения нормативно правовых актов. Она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все  нужные нормы, а также она является логическим завершением правотворчества  и позволяет создать стройную систему законодательства. В связи  с этим считается, что систематизация просто необходима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Одним из объективных свойств права как социального регулятора является формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования. Форма права призвана: 
во-первых, служить для выражения для нормативно закрепленной воли граждан, и, в итоге, должна быть обусловлена тем экономическим базисом, который существует в настоящее время;

во-вторых, чтобы политическая власть народа была закреплена и обеспечена этой формой права.

в-третьих, утвердить значение наиболее демократических  форм, которые являются приоритетными.

в-четвертых, служить выражением процедуры первоначальной подготовки и последующего прохождения  актов нормативного характера в  законодательном органе.

В отечественной и зарубежной юридической  литературе это «внешнее выражение  права» в одних случаях называют формой или формами права, в других – источниками, а в-третьих, и  это наиболее распространенный подход, их именуют и формой и в скобках добавляют источник права.

Выделяют источники права в  формальном смысле (формы права), источники  права в материальном смысле (материальные условия жизни общества, которые  объективно вызывают возникновение  права, необходимость правового  регулирования), источниках права и  в идеологическом смысле – взгляды, идеи, юридические доктрины, правовая культура.

Человеческое общества выработало различные источникиправа, среди них можно назвать нормативно правовой акт, судебный прецедент, правовой обычай, правовая доктрина, нормативный договор и др.. Их состав и система, существующих в той или иной стране определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т.д.) Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права в России. При рассмотрении вопроса о нормативно правовых актах как источниках права можно прийти к выводам, что по сравнению с правовым обычаем и судебным (административным) прецедентом нормативно правовой акт как источник права обладает большими преимуществами: исходит от строго определенных - правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимается в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро изменен в зависимости от социальных потребностей. Чтобы нормативно-правовой акт обеспечивал эффективность правового регулирования, необходимо определить предел его действия.

При изучении вопроса о систематизации нормативно правовых актов в можно сказать, активная правотворческая деятельности и связанная с нею увеличение массива нормативных правовых актов обусловливают необходимость совершенствования их систематизации. Посредством систематизации выявляются и устраняются противоречия в законодательстве, производится его упорядочение.  
Задача систематизации как правотворческой деятельности - упорядочение законодательства, выявление негативных тенденций в его развитии, подготовка предложений об их устранении.

Итак, в  каждой стране, в зависимости от истории ее развития, особенностей этой истории, национальных традиций, общей и правовой культуры и т.д., принята та или иная совокупность источников права, установлена их иерархия. Формы (источники) права имеют исключительно  большое значение для укрепления законности в правовом государстве. И юридическая наука призвана своевременно, готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения  ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей  системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность  законности в государстве.

Информация о работе Форма права в России