Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:40, курсовая работа
В целом необходимо отметить, что рассмотрение теории и принципа разделения властей только на первый взгляд кажется легкой, поверхностной задачей, которую можно решить рядом общих фраз и выводов. На самом деле исследование этой темы демонстрирует противоречивое однообразие в подходах, особенностях и нюансах в отношении к модели правового государства. Такое разнообразие является объективным отражением неоднородности в развитии мирового сообщества в современный период. Целью моей работы является всестороннее изучение принципа разделения властей в организации аппарата современного государства.
Введение……………………………………………………………………………………3
Глава I. Возникновение и развитие разделения властей…………………………………………………………………………………….4
Зарождение института разделения властей…………………………………………………………………..4
Возникновение и развитие теории разделения властей……………...5
Глава II. Три ветви власти, как единый механизм государственной власти…………………………………………………………………………..8
Законодательная власть и её органы…………………………………...8
Исполнительная власть: система и функции…………………………15
Судебная власть: система и функции…………………………………21
Глава III. Разделение властей в Российской федерации………………..23
Президент………………………………………………………………..23
Федеральное собрание………………………………………………….24
Правительство…………………………………………………………...25
Судебная власть…………………………………………………………26
Глава IV. Система сдержек и противовесов………………………………28
Заключение……………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………..30
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Возникновение и развитие
разделения властей……………………………………………………………
Глава II. Три ветви власти, как единый
механизм государственной власти………………………………………………………………
Глава III. Разделение властей в Российской федерации………………..23
Глава IV. Система сдержек и противовесов………………………………28
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Принцип разделения властей
является одним из основополагающих
принципов организации и
Целью моей работы является всестороннее изучение принципа разделения властей в организации аппарата современного государства. Для того, чтобы поставленная цель была раскрыта, я думаю, необходимо:
1. Рассмотреть процесс возникновения теории о разделении властей и изучить развитие принципа разделения властей.
2.Раскрыть основные функции, порядок формирования и системное построение каждой из ветвей власти.
3. Рассмотреть на примере России функционирование принципа разделения властей.
В целом необходимо отметить, что рассмотрение теории и принципа разделения властей только на первый взгляд кажется легкой, поверхностной задачей, которую можно решить рядом общих фраз и выводов. На самом деле исследование этой темы демонстрирует противоречивое однообразие в подходах, особенностях и нюансах в отношении к модели правового государства. Такое разнообразие является объективным отражением неоднородности в развитии мирового сообщества в современный период.
Разделение властей – это одновременно политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти любого демократического государства. Они оставлены нам в наследие эпохой великих освободительных революций и войн 17-18 вв. в Европе и Северной Америке. Именно в этот период сложилось большинство либерально-демократических государств, которые и поныне относят принцип разделения властей к основам своего конституционного строя.
Разделение властей — это одна из основных черт современного правового государства. Институт разделения властей, как и институт самого права, стал зарождаться с древнейших времен. Уже и в Афинской и в Римской республиках граждане стремились не допустить концентрации власти в одних руках.
Так в Греции существовало несколько политических институтов, которые не должны были позволить сосредоточения власти в одних руках. Таким образом, после реформ Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в стране образовались следующие взаимодействующие друг с другом органы. Народное собрание, обладающее законодательной инициативой. За которым следил суд Гелиэя, который к тому же обладал правом толкования законов. Исполнительную власть делили совет 500 и две коллегии — стратегов и архонотов. Контроль над всеми органами власти осуществляло так называемое особое народное собрание, которое собиралось раз в месяц и занималось проверкой деятельности властей.
В Римской республике положение было очень схоже с Афинской. Главным государственным органом в Риме были сенат, обладающий правом толковать законы, а также накладывать вето на некоторые решения народного собрания. Ко всему прочему из числа сенаторов выбирались народным собранием лица, которые должны были занимать государственные должности (консулы, преторы, наместники, эдилы и т.д.). Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования. Второй по значимости государственный орган в Римской республике — это народное собрание. Перед народным собранием отвечали все государственные служащие (кроме диктаторов). Народные собрания избирали коллегии, которые осуществляли правительственную власть. Народное собрание обладало правом принятия законов. Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Они имели право запрещать исполнение любых приказов (за исключением приказов диктаторов). Они могли налагать вето на постановления сената. Помимо того, трибун был наделен правом арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу. Судебные функции в Риме были возложены на восьмерых преторов, избираемых сенатом. Помимо трибунов каждые пять лет из бывших консулов избирались два цензора сроком на 18 месяцев. Они занимались проверкой списка сената и исключали из него недостойных. На основании этого можно сделать вывод, что в древности люди понимали необходимость предотвращения концентрации власти в одних руках и стремились к тому, чтобы власть служила людям и была подконтрольна.
Со времён Римской империи в полной мере принцип разделения властей не нашел своего применения в странах Европы. И только в Соединенных Штатах Америки, после принятия конституции 1787 года, принцип разделения властей был признан одним из основополагающих принципов организации функционирования демократического государства.
Так впервые за всю историю человечества теория разделения властей, которая долгое время развивалась в Европе, была осуществлена на другом континенте. В так называемом «Новом свете » появилось «новое» по своей сути государство.
Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной власти сопровождается поиском человечества идеального государства на протяжении многих веков. Зачатки доктрины разделения властей видны уже в трудах выдающихся мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. Среди них можно выделить Аристотеля (384-322гг. до н. э.), Эпикура (ок.341-ок.270гг. до н.э.), Полибия (ок.201-ок.120гг. до н.э.).
Однако в том виде, в котором она воспринимается сейчас, теория разделения властей появилась лишь в 17-18 веках. Основоположниками теории разделения властей считаются английский философ Джон Локк (1632-1704) и французский философ и правовед Шарль Луи Монтескье (1689-1755).
В основании политической философии Локка лежит идея собственности («Трактаты о правительстве»). «Государство и гражданское общество покоятся на собственности (имелась в виду частная и личная собственность). В естественном состоянии, люди, может быть, и живут благополучно, но им явно недостаёт многого для сохранения собственности. На основе общественного договора учреждается государство — социальный институт для охраны собственности и разрешения связанных с собственностью недоразумений…. Но и в государственном состоянии собственность не вполне оберегаема, например, от произвола абсолютной монархии. Для того чтобы охрана собственности не зависела исключительно от воли властей, люди создают законы и законодательство …. Но и в обществе законов вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная свобода для толкования и применения законов …. Когда, например, судьями являются сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в процессе правления. А это чревато волюнтаризмом судопроизводства, фактическим беззаконием». 1 Что бы этого избежать Д. Локк предлагал разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную с передачей каждой особому кругу лиц. Однако Д. Локк допускал соединение исполнительной и судебной ветвей власти в одних руках. Он считал, что в обязательном порядке отделена должна быть только законодательная власть.
С этим был не согласен Шарль Луи Монтескье - второй основоположник теории разделения властей, придавший теории разделения властей вполне завершенный и стройный вид. Он писал: «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, т.к. можно опасаться, что монарх или сенат будет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их». «Не будет свободы..., если судебная не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. »2 Если же произойдет соединение трех ветвей власти, то, как считает Монтескье, неизбежно установление жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы. И именно в его интерпретации концепция разделения властей получила своё отражение и закрепление в конституционных актах, многие из которых действуют и сейчас.
В России идея разделения властей впервые в наиболее чёткой форме была выражена М.М. Сперанским (1772–1839гг.) в «Проектах и записках». В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая управляла бы на «непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский прежде всего связывал с необходимостью разделения властей. «Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная свою работу 19 сентября. Глава исполнительной власти — монарх участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются в Думе».3 Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их», так как в своих действиях исполнительная власть подконтрольна представительному органу. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим судебным органом — Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Сперанский предусмотрел и возможность объединения этих властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательному праву. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коим вводится какая–либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой.» Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законом. Нетрудно заметить, что проект Сперанского не только осуществлял принцип разделения властей, с учётом определённых сдерживающих факторов, но, и это очень важно, предусматривал механизм их согласованного действия, дабы избежать возможного противостояния трёх ветвей власти.
Как известно, что власть всегда стремиться к саморасширению и усилению своего присутствия. Найти для этого подходящий предлог не составляет особого труда. Значит, нужен дополнительный механизм сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Именно такой механизм и предлагает концепция разделения властей. Назначение принципа разделения властей – исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного повелителя, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и наказывающего за непослушание.
II. Три ветви власти как единый
механизм государственной власти.
Единство государственной власти при необходимом разграничении ее ветвей порождает переплетение некоторых элементов, их взаимодействие, взаимозависимость, взаимопроникновение.
В сферу законодательной власти вмешиваются, также и суды – верховные и конституционные суды, конституционные советы. Они вправе объявлять законы неконституционными и тем самым лишать их юридической силы.
Но, несмотря на то, что все три ветви власти тесно взаимосвязаны друг с другом, необходимо рассматривать каждую из ветвей власти в отдельности.
Органы законодательной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Основным назначением этих органов является законотворческая деятельность. Выделяя особую роль органов законодательной власти в политической жизни общества и государства, конституции отдельных стран специально указывают не только на то, что «парламент является высшим органом государственной власти", но и на то, что он является «единственным законным органом государства"4 . Конституции других государств в этих же целях обращают внимание на то, какие по характеру правила должны содержаться в принимаемых парламентом законах.
Как отмечает Д. Локк «законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей».
Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, и следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.
Главенствующее положение
законодательных органов в