Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:40, курсовая работа
В целом необходимо отметить, что рассмотрение теории и принципа разделения властей только на первый взгляд кажется легкой, поверхностной задачей, которую можно решить рядом общих фраз и выводов. На самом деле исследование этой темы демонстрирует противоречивое однообразие в подходах, особенностях и нюансах в отношении к модели правового государства. Такое разнообразие является объективным отражением неоднородности в развитии мирового сообщества в современный период. Целью моей работы является всестороннее изучение принципа разделения властей в организации аппарата современного государства.
Введение……………………………………………………………………………………3
Глава I. Возникновение и развитие разделения властей…………………………………………………………………………………….4
Зарождение института разделения властей…………………………………………………………………..4
Возникновение и развитие теории разделения властей……………...5
Глава II. Три ветви власти, как единый механизм государственной власти…………………………………………………………………………..8
Законодательная власть и её органы…………………………………...8
Исполнительная власть: система и функции…………………………15
Судебная власть: система и функции…………………………………21
Глава III. Разделение властей в Российской федерации………………..23
Президент………………………………………………………………..23
Федеральное собрание………………………………………………….24
Правительство…………………………………………………………...25
Судебная власть…………………………………………………………26
Глава IV. Система сдержек и противовесов………………………………28
Заключение……………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………..30
Особое значение в системе «сдержек и противовесов» имеет судебный конституционный контроль. В правовом государстве судебная власть должна быть важным гарантом прав и свобод, конституционного строя. Центральное место здесь занимает, конечно же, Конституционный Суд, который призван осуществлять конституционный контроль. Все осознают полезность этого органа; «Конституционный Суд призван быть высшим органом судебной власти по защите конституционного строя России. Он мог разрешать вопросы по спорным действиям органов государственной власти, имеющим конституционное значение, являясь окончательным арбитром в споре между ветвями власти, он эффективно оказывал бы правовое воздействие на политику, не уходя от нее, но исходя из правосознания людей».21 Автор этого высказывания отмечает также, что печальное отсутствие в Конституции 1993 года норм о том, что решение Конституционного Суда вступают в силу немедленно после их провозглашения, об особой роли Конституционного Суда в приведении к присяге Президента и многом другом. С другой стороны, некоторые говорят о том, что новый Конституционный Суд (действующий на основе Конституции 1993 года и федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ) стал менее политизированным органом, более демократичным (за счет ослабления фигуры Председателя Конституционного Суда), что делает его более действенным и независимым, нежели предыдущие Конституционные Суды (1991 и 1994 года).
Несмотря на некоторые недостатки закона «О Конституционном Суде, мы не можем умалять роль этого органа в системе «сдержек и противовесов»; Конституция Российской Федерации 1993 года наделяет Конституционный Суд такими полномочиями, как разрешение спросов о конституции между различными государственными органами, разрешение споров о соответствии Конституции важнейших нормативных актов государственных органов, внесение заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплён и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Однако необходимый для его полной реализации механизм сдержек и противовесов, позволяющий сбалансировать различные ветви власти и поставить эффективный заслон на пути к узурпации власти, ещё находиться в начальной стадии формирования. Его создание – одна из важных гарантий демократического развития России.
Система сдержек и противовесов.
Система сдержек и противовесов - разделение компетенции между органами государственной власти, которое позволяет им взаимно контролировать друг друга. Система сдержек и противовесов производна от принципа разделения властей; это способ его реализации. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, при этом контролируя и ограничивая их.
Подробней хотелось бы рассмотреть систему сдержек и противовесов на примере Российской Федерации.
Законодательная власть возложена на Федеральное Собрание; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ; судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и другими судами РФ. Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; формально не относится ни к одной ветви власти и, согласно ч.2 ст. 80 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Государственная Дума принимает законы, но Совет Федерации может не утвердить закон, наложить вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством Думы. Закон, принятый Думой и одобренный Советом Федерации, требует его подписания и обнародования Президентом, который в свою очередь может отказаться от его подписания. Вето Президента может быть преодолено квалифицированным большинством обеих палат Федерального Собрания.
К числу механизмов, уравновешивающих ветви власти, относится право Президента при определенных условиях распустить Государственную Думу.
Со своей стороны Федеральное собрание при определенных условиях и с соблюдением установленной процедуры может отстранить Президента от власти.
Назначение Председателя Правительства – прерогатива Президента, но Государственная Дума может дать или не дать на это согласие.
Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ). Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции (ст.125).
Таким
образом, система сдержек и
противовесов позволяет
Заключение.
В своей работе я хотел
рассказать, что представляет собой
концепция и конституционно-
Заканчивая работу над данной темой, можно сделать следующие выводы:
Чтобы построить наиболее эффективный механизм в своей стране, необходимо знать, что уже накоплено в данной области в других государствах, каков этот строительный материал и какова та технология, которая уже используется в мировом опыте.
Принцип разделения властей не есть некая панацея или волшебная палочка, спасающая от всех бед. Его действенность зависит от многих исторических слагаемых и совершенно очевидно и подтверждено всем мировым опытом, что построение и функционирование демократического механизма власти без применения принципа разделения властей невозможны.
Принцип разделения властей
означает, что законодательную
Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица.
Список используемой литературы
1 Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 312.
2 Монтескье Ш. Избранные произведения. – М.: 1995. с. 289.
3 Сперанский М.М. «Проекты и записки». М., 1989. С. 15.
4 Конституция Японии 1947 г., ст. 41
5 Энтин Л. М. «Разделение властей: опыт современных государств». М. 1995 с. 32.
6 Энтин Л. М. «Разделение властей: опыт современных государств». М. 1995 с. 54.
7 В.В. Лазарев "Общая теория государства и права" 2002 г. с. 127.
8 Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997г. с. 275.
9 Энтин Л. М. «Разделение властей: опыт современных государств». М. 1995 с. 96.
10 Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997г. с. 309.
11 Конституция США 1787
12 Конституции КНР 1982 г.
13 Конституция Испании 1994 г.
14 Конституция РСФСР 1978 г.
15 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.5. с. 215.
16 Румянцев О. Г. «Основы конституционного строя России» Москва: «Юрист»; 1994 г. с. 107.
17 «Независимая газета», 10.12.1995 г.
18 Румянцев О. Г. «Основы конституционного строя России» Москва; «Юрист»; 1994. с. 113.
19 Румянцев О. Г. «Основы конституционного строя России» Москва; «Юрист»; 1994. с. 124.
20 Конституция РФ: М.; «Юридическая литература»; 1993 с. 38-39.
21 Румянцев О. Г. «Основы конституционного строя России» с. 72.