Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 23:19, курсовая работа
Форма государства является одной из центральных тем в теории государства и права. Актуальность этой чрезвычайно интересной темы обусловлена тем, что процесс смены государственных форм продолжается и в настоящее время.Форма государства всегда изменяется и развивается, под влиянием множества факторов (национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и т.д), из-за чего носит переменный, неустойчивый характер.
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества. За всю историю развития государства и права были высказаны десятки различных суждений по вопросу о формах государства. Ещё древние философы и юристы излагали свои мнения, предлагали свои идеи, по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.
1)ВВЕДЕНИЕ……………3
2)Форма государства: понятие, исторические трактовки и современное содержание………4-5
3)Форма правления в государстве. Виды монархической и республиканской форм правления…6-11
4)Форма государственного (территориального) устройства: понятие и виды. Унитарные и федеративные государства. Автономии……………………2-15
5)Соединения государств (межгосударственное устройство). Конфедерация и ее современные модификации……………………16-18
6)Форма государственно-политического режима: понятие, исторические аспекты и критерии классификации………………….19-23
7)Особенности формы государства в современной России……………….24-25
8)ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………26
9)Список используемой литературы
(2, стр 111)
Это коллективное правление, где государственные органы наделяются определенными полномочиями и несут ответственность. Для нее характерен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, когда различным органам государственной власти поручается выполнять разные функции по управлению государством, иными словами государственные органы в республики при единой гос. власти наделяются разными полномочиями и компетенцией.
В настоящее время из 190 государств в мире 150 являются республиками.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
-существование единоличного и коллегиального главы государства;
-выборность
на определенный срок главы
государства и других
-осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
-юридическая
ответственность главы
-обязательность
решений верховной
Сегодня все республики принято подразделять на три разновидности: президентские, парламентские и смешанные. Различаются они главным образом по тому, какой из органов верховной власти - парламент или президент - формирует правительство.
"Президентская республика-характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента." (Википедия)
Ярким примером президентской республики является (США, Казахстан, Бразилия)
Признаки президентской республики:
- Президент – глава государства и правительства;
-Президент
обладает широкими
-Президент
назначает членов
-Правительство
ответственно перед
-Президент
обладает правом вето на
-Президент может распустить парламент.
В президентской республике осуществляется «жесткое» разделение властей - президент не может досрочно распустить парламент, но и парламент не вправе вынести вотум недоверия правительству и отправить его в отставку. Таким образом, ответственность правительства исключительно перед президентом - отличительный и необходимый признак президентской республики.
Это весьма гибкая форма правления, поэтому она и получила довольно широкое распространение.
Парламентская республика - характеризуется тем, что президент, избираемый, как правило, парламентом, а не населением, является только главой государства и не обладает большими властными полномочиями. Ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и формировании ее органов принадлежит парламенту как высшему органу представительной и законодательной власти.
Признаки парламентской республики:
-верховная власть принадлежит парламенту, который избирается населением государства
-правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте
-возглавляет
правительство премьер-министр(
-правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку
-допускается
существование должности
Такая форма правления существует в странах с развитой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Австрия и др.)
Смешенная республика - характерной чертой смешанных (полу президентских, полу парламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом.
В ней президент и парламент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии. Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1958 года), Португалия, Финляндия, Польша, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Сербия, Хорватия, Черногория, Россия, Украина, Киргизия.
Основными признаками смешанной республики следует назвать то что:
-президент является главой государства
-президент избирается на основе всеобщих и прямых выборов, получая власть непосредственно от народа
-президент
не является юридически главой
исполнительной власти (правительство
возглавляет глава
-президент назначает главу правительства
-одним из
признаков, свойственных смешанной
республике, является двойная
-наиболее
сильное полномочие президента -
права роспуска парламента и
назначение досрочных
-президент наделен правом вето на законы, принятые парламентом, но одновременно некоторые, указанные в конституции, акты подвергаются контрасигнатуре (двойной подписи).
3) "Форма государственного устройства представляет собой внутреннюю структуру государства, включающую в себя систему и характер взаимосвязей центра и составляющих государственное целое отдельные его частей" (1. страница 205)
Форма государственного устройства даёт ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение , на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.
Форма государственного устройства – это взаимоотношения между центральной властью и территориальными составными частями.
Государство как политическая организация, как властная система, может быть устроено по-разному. Над тем, как наилучшим образом построить государство, люди бьются с момента его зарождения. Так как от этого зависят их жизнь и благосостояние. Такие явления, как революции, гражданские войны, напрямую связаны со стремлением людей изменить устройство государства и общества.
Форма государственного устройства показывает:
а) из каких субъектов состоит государства;
б) каково правовое положение субъектов, и какие взаимоотношения между ними;
в) как строятся отношения между центральными и местными органами власти;
г) в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.
При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная (также существует - конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми). Главное различие между обеими формами заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государство подобные образования или даже государства - субъекты федерации.
«Унитарное государство
- (унитаре – франц. единое) это единое
централизованное государство, состоящее
из различных административно-
Унитарное государство обычно называют простым государством, так как оно имеет одну конституцию, одно законодательство, одно гражданство, единую систему органов государственной власти и управления, одну судебную систему, единый бюджет и налоговую систему и т.д. Унитарные государства состоят из политико-административных или административных территориальных единиц, статус которых регулируется главным образом актами текущего законодательства центральной власти. Унитарное государство может быть как многонациональным, так и однонациональным.
Большинство всех ныне существующих государств являются унитарными, потому что эта форма государственного устройства хорошо управляема и твердо обеспечивает государственное единство.
Признаки унитарного государства:
- имеет целостную территорию
-
территория унитарного
-
отмечается также такой
В зависимости от вида контроля различают унитарные государства:
- централизованные (как правило, государства, занимающие небольшую территорию: Норвегия, Дания). Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.
- децентрализованные (большая территория : Франция, Испания, Великобритания) В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
«Федеративное государство- (с лат. – союз, объединение) сложное союзное государство, части которого (республики, штаты) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. (7.стр 188)
Федерацию отличают следующие особенности:
-она
состоит из различных
-в
ней существует две системы
высших органов гос. власти: федеральные
органы и органы членов
-территория
федерации состоит из
-наличие в субъектах своей конституции, системы законодательства, гражданства
-наличие
двухпалатного федерального
- федерации строятся по территориальному, национальному и смешанному признакам.
Национальная федерация имеет место в многонациональном государстве. (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (США, Австралия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.
Автономии
Автономия -это особый статус территории в государстве (или сама территориальная единица с соответствующим статусом), которая предусматривает возможность самостоятельно решать свои проблемы, которые касаются местных вопросов. Точное значение этого понятия-самоуправление.
Среди трех основных видов форму государственного устройства стоит выделить автономию, как отдельное государственное образование.
Слово “автономия” (греч.– свой закон) обозначает самостоятельность, самоуправление. В современном понимании автономия — это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии). В зависимости от объема полномочий существуют две формы территориальной автономии: административная (местная) и политическая (законодательная).
В законодательной автономии ее органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам, точно зафиксированным в конституции либо иных законах государства. Автономия такого рода существует, например, в Финляндии (Аландские острова, населенные преимущественно шведами).
Административная
же автономия не обладает правом издавать
собственные местные законы, а может издавать
только постановления и иные нормативные
акты), однако по сравнению с обычными
административно-
4) Все мы знаем, что современные государства, находятся между собою в более или менее тесном международном общении. Иногда несколько государств прочно соединяются между собою. Соединения государств захватывают всю жизнь государств и нередко ставят эти государства в зависимость друг от друга. Такие соединения представляют свои выгоды. Государства, вступившие в прочное соединение, прежде всего обеспечивают себе взаимный мир и усиливаются против внешних врагов. Далее, они расширяют территорию свободной торговли, что особенно важно для государств небольших. Население их, в то же время сохраняет независимость и автономность по многим делам более местного характера, так как соединившиеся государства не перестают быть государствами и сохраняют самостоятельную верховную власть, хотя компетенция ее может быть значительно ограничена в результате соединения. Но, конечно, соединения государств имеют и свои невыгодные стороны. Во внешних и военных сношениях власть соединения нескольких государств неизбежно оказывается слабее власти единого обширного государства. Крайнее разнообразие местных законов, действующих в соединенных государствах, может оказаться иногда весьма неудобными.